В современных условиях на фоне санкций наблюдается отказ широкого ряда западных стран от российских энергоресурсов и продуктов энергетики. С 5 декабря 2022 года начал действовать запрет на поставку российской нефти в ЕС. Помимо этого, государства G7 и ЕС установили предел цен на российскую нефть при ее поставке в третьи страны на уровне 60 долларов за баррель. Помимо этого, потолок цен был установлен в районе 100 долларов за премиальные российские нефтепродукты, включая нафту, дизель, бензин и керосин. Наконец, установленные ограничения запрещают страховать и финансировать танкеры, перевозящие российскую нефть, по цене выше установленных ценовых пределов [8].
В связи с такими мерами 27 декабря 2022 года в России был издан Указ № 961, в соответствии с которым Россия отказывается осуществлять поставки нефти и нефтепродуктов в государства, которые разделяют введенные западным сообществом ограничения и запреты [12]. Данный запрет согласуется с понятием экономических санкций, содержащимся в Федеральном законе № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» [13].
В складывающейся ситуации для России крайне актуальной задачей остается переориентация имеющихся торговых потоков на незападные страны (особенно с учетом того, что 40% российских поставок нефти и нефтепродуктов приходилось на европейские страны), в связи с чем осуществляется поиск новых покупателей российских энергоресурсов и продуктов энергетики. Однако привлекательность России как поставщика существенно ограничивается теми проблемами, которые связаны с недостаточно эффективной разработанностью регулирования договоров поставки нефти и нефтепродуктов. Решение вопроса о привлечении новых покупателей будет, в том числе зависеть от того, сумеет ли Россия устранить сохраняющиеся до сих пор законодательные проблемы.
К современным проблемам регулирования договоров поставки нефти и нефтепродуктов можно отнести следующее:
- Сохраняется неясность в отношении вида договора, к которому может быть отнесен договор поставки нефти и нефтепродуктов. По п. 2 ст. 548 ГК РФ, нефтяное снабжение по присоединенной сети должно регулироваться теми же правилами, что и договора энергоснабжения, если иное не установлено соответствующими нормативно-правовыми актами или не проистекает из существа обязательства [3]. При этом договор поставки нефти и нефтепродуктов отличается и от договора энергоснабжения, и от договора простой поставки [2]. Так, договоры энергоснабжения имеют иной особый предмет и объект, отличающийся от предмета и объекта договоров поставки нефти и нефтепродуктов. Если при энергоснабжении объектом договора выступает энергия, то при поставке нефти и нефтепродуктов, соответственно, объектом будут нефть и нефтепродукты. Предмет договора энергоснабжения – это подача энергии через присоединенную сеть, в то время как предмет договора поставки нефти и нефтепродуктов представляет собой действия по поставке топлива или продуктов нефтепереработки в определенном качестве и количестве в установленные сроки и в конкретное место. Эти выводы подтверждаются и анализом судебно-арбитражной практики, в которой не находится решений, где нормы, содержащиеся в пар. 6 гл. 30 ГК РФ и регулирующие договоры энергоснабжения, применялись бы к отношениям по поводу договоров поставки нефти нефтепродуктов [1].
- Существует неясность в отношении объекта договора поставки нефти и нефтепродуктов. Безусловно, нефть и нефтепродукты в качестве объекта изучаемого договора рассматриваются как вещи, а значит, и нормы, регулирующие оборот вещей, применяются к ним в обычном порядке, однако нельзя забывать, что рассматриваемые товары есть сама материя. Эти товары по своим родовым признакам не являются энергией, а выступают энергоносителями. Законодательство не дает определения нефти, хотя этот товар имеет специфические физико-химические свойства, а также обладает особыми экономическими характеристиками.
- Сохраняется неясность в отношении разграничения понятий «присоединенная сеть» и «магистральный трубопровод». Транспортировка нефти преимущественно совершается с помощью трубопроводов. При этом рассматривать трубопровод в качестве присоединенной сети некорректно, поскольку присоединенная сеть является средством энергоснабжения. Разграничение двух данных понятий является крайне важным, поскольку к ним предъявляются кардинально разные требования. Техническая сторона присоединения в договоре энергоснабжения является одним из основных вопросов. На получателе энергии лежит обязанность по обеспечению технологической возможности принятия энергии, поскольку в ином случае, согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ [4], можно будет отказать в энергоснабжении [7]. Договор поставки нефти и нефтепродуктов таких технических требований не выдвигает по той причине, что здесь никакого присоединения нет. В результате основания для отказа в поставке нефти и нефтепродуктов являются иными. Например, если руководствоваться правилами ПАО «Транснефть», то отказ в поставке может быть обусловлен только тем фактом, что трубопровод был заполнен [9].
Указанные проблемы снижают привлекательность России как поставщика энергоресурсов, поскольку сложности с заключением договоров поставок нефти и нефтепродуктов могут препятствовать эффективному развитию торгово-экономических отношений. Более того, отмечается, что из-за ряда пробелов в российском законодательстве стороны нередко предпочитают устанавливать правила поставок нефти и нефтепродуктов непосредственно в договорах, а также в локальных нормативных актах [11].
Для решения указанных проблем рекомендуется:
- Обеспечить, чтобы договор поставки нефти и нефтепродуктов регулировался как самостоятельный вид договора поставки с особыми условиями, а не по аналогии с договором обычной поставки или договором энергоснабжения. Вероятно, для этого требуется дополнить вторую часть ГК РФ отдельным параграфом, регулирующим рассматриваемый тип договора. Требуется выделить его существенные отличия от других видов договоров, проистекающие из его правовой природы, включая его предмет (обязанность поставщика – субъекта предпринимательства передать нефть или нефтепродукты (купленные или произведенные) в установленный срок покупателю, который будет их использовать в хозяйственных целях, за что покупатель берет на себя обязанность оплатить эти товары). В отсутствие такого специального регулирования полагаем, что к договору поставки нефти и нефтепродуктов следует применять нормы, которые более соответствуют особенностям отношений в данной сфере, а именно нормы, содержащиеся в пар. 3 гл. 30 ГК РФ и регулирующие поставки товаров, а не нормы об энергоснабжении.
- Необходимо выработать законодательное определение нефти, которое целесообразно поместить в специальный федеральный закон, посвященный регулированию отношений по поводу нефти. Стоит обратить внимание, что примеры таких законов уже существовали на уровне регионального законодательства (например, в Тюменской области [6] и Республике Татарстан [5]). Несмотря на то, что данные законы уже не действуют, они могут быть взяты за образец для разработки соответствующего федерального законодательного акта. Его отсутствие ведет к тому, что в законодательстве не учитывается специфика отношений, возникающих по поводу такого особого объекта, как нефть, в результате чего это неблагоприятно сказывается на инвестиционных перспективах нефтяного сектора, прозрачности его регулирования и иных аспектах его функционирования.
- Наконец, требуется отграничить присоединенную сеть от магистральных трубопроводов путем выработки соответствующих законодательных определений. Надо заметить, что попытка выработки специального законопроекта, регулирующего магистральные трубопроводы, уже предпринималась в 2017 году, однако так и не получила одобрения [10].