Автор(-ы):
Владимиров Александр Анатольевич
10 октября 2023
Секция
Философские науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается проблема государственной безопасности как ответственность государства в качестве «субъекта и объекта» не только собственной безопасности, но и безопасности общества, народа и человечества.
Текст статьи
Четвертым по константной «субъектно-объектной» значимости в универсуме после общества (страна), нации (народ) и мира (человечество) является государство, поэтому принято говорить о «государственной безопасности», которую ошибочно даже традиционно принято считать приоритетной, доминирующей по сравнению с безопасностью общества, народа и человечества.
Не будем забывать, что государства возникают и исчезают (печальная судьба СССР – тому наглядное подтверждение), а общество остается, что общества (страны) исчезают (вспомним уже не только Советский Союз, но и Российскую империю), а народ (нация) остается, что народы (нации) исчезают, а человечество на планете Земля остается.
Эту историческую закономерность демонстрирует вся многовековая история человеческого рода на Земле. Более того, уже Фридрих Энгельс в «Диалектике природы» прогностически, как диалектик, утверждал, что с исчезновением разумной человеческой жизни на Земле не исчезает возможность существования и возникновения разумной цивилизации на каких-либо других планетах всемирного пространства [1]. И эта проблема «внеземных цивилизаций» сегодня все более актуализируется в связи с космическими исследованиями.
В данном контексте можно правильно понять саму проблему государственной безопасности как ответственности государства в качества «субъекта и объекта» не только собственной безопасности, но и безопасности общества, народа и человечества. Чем более осознает эту универсальную ответственность то или иное государство, тем более значимой становится его всемирно-историческая роль и ценность.
В этом отношении становятся все более важными исследования международных (глобальных, общепланетарных, всемирных) институтов: ООН, «Врачи без границ», ГРИНПИС, международные судебные органы, олимпийское движение, экологические ассоциации, Римский клуб, присуждение международных премий в области науки и искусства и так далее.
Государственная безопасность субъектно предстает как забота всех государственных институтов о самих себе, об органах всех ветвей власти, то есть о себе как объекте. И это проявляется в сознательном усиленном развитии всех силовых структур (армии, милиции и полиции, внутренних войск и национальной гвардии, органов безопасности во всех ее ипостасях) и развитии законодательной базы обеспечения уже их безопасности и защиты.
Но нельзя забывать и того, что государство как субъект обеспечения безопасности мобилизует (привлекает, использует, активизирует, развивает) все иные объекты безопасности, делая их не только объектами, средствами, условиями, продуктами своей деятельности, но и субъектами обеспечения безопасности как самих себя, так и государства в целом. Мы имеем в виду все сферы общества, все группы населения, все страны планеты Земля и, быть может, даже космические естественные силы. Эта внешне-обращенная деятельность государства, государственных органов только усиливает их значимость в решении проблем безопасности общества, народа, человечества!
Примитивной формой обеспечения государственной безопасности является эгоистическая ориентация верховной власти на себя, на свою собственную ценность:
Но эта ориентация, как учит нас история той же Франции, закончилась трагично и вопреки их желанию: монархов казнили или третировали, а аристократов уничтожали и изгоняли.
Иначе говоря, государственная власть не должна забывать, что она сменяема, что общество и народ имеют право (естественное, общественно-договорное) на смену верховной власти. Это исторически доказано, а Томас Гоббс концепцией договорного (а не божественного) происхождения государства в своем «Левиафане» доказывал право народа на протест и замену государей, если ими не соблюдаются условия договора о заботе о народе и защите народа.
Доказано это было Великой Французской революцией, приведшей на эшафот короля Людовика XVI, а затем и его супругу. Немногим ранее Александр Николаевич Радищев в своей оде «Вольность» интуитивно-эвристически по аналогичному умозрительному поводу выразился практически в том же духе:
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя
Это естественное право народа и общества (заботящихся о своей безопасности) осуждается монархистами, консерваторами, священнослужителями, либералами, соглашателями-оппортунистами, выступающими против революций, восстаний, забастовок, активных социальных протестов народа и общества. В этом проявляется их антигуманная позиция и холопская психология.
Высшей формой обеспечения государственной безопасности является такая деятельность государства, которая обеспечением безопасности обществу и народу обеспечивает и свою собственную безопасность! Эта ориентация, по видимости, выражается в пресловутой «демократизации» государственной жизни, когда и все европейские монархии стали конституционными, ограниченными, бутафорскими (английская, испанская, бельгийская, шведская, датская).
Промежуточной формой обеспечения государственной безопасности является ориентация власти на формирование государственной жизни (Александр II) и борьбу с бунтами, смутой, переворотами, путчами, куда незаслуженно и ошибочно относят и революции.
История подсказывает, что государству для обеспечения собственной безопасности приходилось продумывать и реализовывать программы деятельности против трех типов опасности своим институтам:
Эти три опасности определяют соответствующие действия государственных органов, силовых структур по созданию системы государственной безопасности превентивного (предупреждающего) характера. В то же время государство должно помнить, что его устойчивость, сила и безопасность обеспечиваются продуманной гуманистической и демократической политикой организации добрых, уважительных, доверительных связей государства (власти) с народом (населением) и обществом (сферами социума). Все это должно быть заложено в доктрину государственной безопасности и одобрено народом и обществом. Здесь важно представить в доктрине не минимальные и не максимальные, а оптимальные затраты, действия по обеспечению необходимой и достаточной обороноспособности.
При анализе государственной безопасности полезно помнить и о возможности миграционного обеспечения безопасности всех властных институтов государства, когда безопасность институтов власти обеспечивается их перемещением в другое, безопасное пространство вплоть до базирования на территории других стран, государств (феномен «правительства в изгнании»).
Власть может функционировать и вне традиционных своих объектов – Родины (страна, общество) и народа (население, нация).
Даже привычное финансирование государственной власти налогами с населения и общества (народа и Родины) может быть заменено внешними долгами, финансовой помощью других государств, международных банков и частных лиц. Иное дело – общественная безопасность и национальная безопасность, безопасность общества (страны) и нации (народа), которые институционально не могут быть перемещены с исторической территории в другое место.
Это еще раз подчеркивает первостепенную значимость общественной и национальной безопасности по сравнению с безопасностью государственной. Осознание этого государственной властью только усиливает ее внимание (как институционально-ответственной) к проблемам общественной и национальной безопасности, а это, в свою очередь, гарантирует доверительное отношение народа и общества к государству.
Аналогичным образом можно говорить о приоритетности и внепространственной безграничности (экстерриториальности) обеспечения безопасности мира (планета Земля) и безопасности космоса. Как известно, эти проблемы перед человечеством впервые и сознательно ставило первое государство трудящихся на планете – Советское государство уже с 1917 года, призывая всех к мирному сосуществованию и освоению Космического пространства: В.И. Ленин, К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандер, С.П. Королев…
В перспективе человечество, прозревшее ноосферным мировоззрением пойдет по этому пути, переходя от государственной (1), общественной (2) и национальной (3) безопасности к мировой (4) и космической (5) безопасности. Такова диалектическая закономерность безопасности.
Список литературы
Поделиться
Владимиров А. А. Государственная безопасность // Актуальные проблемы современной науки: экспериментальный и теоретический поиск : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 31-34. URL: https://apni.ru/article/7160-gosudarstvennaya-bezopasnost