В научных кругах продолжают рассматриваться вопросы, определяющие административно-правовой статус государственных гражданских служащих. Это обусловлено тем, что действующие определения «гражданского служащего» и «государственной службы» устарели и требуют корректировок с учетом роли и функций, выполняемых государственными гражданскими служащими в современных реалиях. В настоящее время, государственные служащие являются одним из ключевых элементов государственного механизма, что обуславливает их роль в политической системе в целом.
Определение административно-правового статуса государственных гражданских служащих играет важную роль не только для теоретического аспекта проблематики, но и для практического применения законодательства.
Прежде чем перейти к анализу статуса государственных гражданских служащих необходимо дать понятие гражданской службе. В соответствии с нормами ст.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ государственная гражданская служба вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации» [1].
«В свою очередь государственный гражданский служащий является особым субъектом государственных отношений, поскольку законодателем на него возложены обязательства по осуществлению задач и функций государства на основании служебного контракта за денежное содержание» [1].
Опираясь на анализ юридической литературы, следует констатировать тот факт, что статус государственного служащего определяется схожими чертами со статусом гражданина России. Так, статус государственного гражданского служащего предполагает, что это лицо, которое работает в государственном органе, в соответствии с трудовым законодательством и опираясь на положения Закона о гражданской службе.
В процессе осуществления своей профессиональной деятельности государственный гражданский служащий является субъектом системы государственного управления, что позволяет наделить его административно-правовым статусом.
«Особенности правового статуса стоит рассматривать с точки зрения участников публичных правоотношений. Так, прежде чем приобрести статус государственного служащего необходимо, во-первых, приобрести указанный статус поступив на службу, при этом соответствуя определенным критериям, установленным законодательством. Во-вторых, замещение должности возможно с соблюдением ограничений и запретов для гражданских служащих» [4, с. 240-243].
Административно-правовой статус государственного гражданского служащего подкрепляется положениями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ. В частности, правовое регулирование государственных гражданских служащих подробно представлено в Главе 3 Закона.
Особенность гл.3 Закона заключается в том, что термины «правовое положение» и «статус» в нем являются синонимами, что делает их сущность тождественной в рамках обсуждения вопроса об административно-правовом статусе государственных гражданских служащих.
В соответствии с законодательством, ключевыми элементами правового статуса государственного гражданского служащего являются:
- права и обязанности гражданского служащего;
- ограничения и запреты, связанные со службой;
- требования к служебному поведению;
- положения об урегулировании конфликта интересов служащих;
- положения о представлении сведений о доходах и расходах;
- государственные гарантии на гражданской службе;
- поощрения и награждения;
- служебная дисциплина.
Государственные гражданские служащие наделены определенным кругом обязанностей, которые должны быть выполнены в соответствии с их статусом. Полномочия, возложенные на сотрудника, определяются положениями должностного регламента, в котором также определяются права, в соответствии с его статусом. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих также предполагает наличие запретов и ограничений, в соответствии с требованиями законодательства. Так формируются взаимовыгодные публичные правоотношения.
Перспективы развития государственной службы обуславливаются систематическим анализом и оптимизацией законодательства, определяющего административно-правовой статус государственных гражданских служащих. В условиях изменяющихся реалий совершенствование правового обеспечения приобретает особую актуальность.
Потребность в оптимизации законодательства, связанного с определением административно-правового статуса государственных гражданских служащих обусловлена изменяющимися правовыми реалиями. Следовательно, можно выделить ключевые теоретические предположения и выводы, касающиеся вопросов оптимизации института административно-правового статуса государственного служащего.
«Так, в связи с тем, что государственная гражданская служба в рамках социально-правового института связана с государством и его ролью в обществе, удовлетворяющая потребности человека, общества и государства, следовательно, является инструментом разрешения общественных и государственных проблем. Стоит отметить, что задачи и функции государства находят свое отражение в деятельности государственных органов, а именно в действиях государственных гражданских служащих. Таким образом, уровень административно-правового регулирования статуса служащего находится в прямой взаимосвязи с качеством такого воздействия на общественные процессы» [3, с. 33-35].
Анализируя термин, характеризующий статус государственного гражданского служащего, представленный в законодательстве, следует отметить, что трактовка представляется с узкой точки зрения. Действующее определение необходимо дополнить следующими компонентами:
- гражданский служащий является гражданином РФ;
- замещает должность в государственном органе;
- имеет квалификационный разряд, присвоенный в установленном порядке;
- получает за выполнение профессиональных обязанностей вознаграждение из средств федерального бюджета.
Продолжая анализ законодательства следует отметить тот факт, что к государственному гражданскому служащему предъявляются требования к уровню квалификации. В зависимости от того, каким уровнем квалификации обладает государственный гражданский служащий он может занимать определенную должность в государственной системе. При этом не учитывается административно-правовой статус субъекта, а он должен быть базой для становления и развития прав и обязанностей государственного гражданского служащего. В связи с этим, рекомендуется расширить административно-правовой статус гражданского служащего следующими элементами:
- права и обязанности гражданского служащего;
- ограничения и запреты, связанные со службой;
- требования к служебному поведению;
- положения об урегулировании конфликта интересов служащих;
- положения о представлении сведений о доходах и расходах;
- государственные гарантии на гражданской службе;
- поощрения и награждения;
- служебная дисциплина [2, с. 35-37].
Административно-правовой статус государственного служащего предполагает, что на субъект будут наложены специальные полномочия, которые предполагают его взаимодействие с другими субъектами права. При этом должны соблюдаться запреты и ограничения, наложенные на государственных гражданских служащих.
На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что административно-правовой статус государственных гражданских служащих регулируется законодателем. В то же время требуется корректировка, с учетом современных реалий государственного управления.