Главная
Конференции
Актуальные проблемы современной науки: экспериментальный и теоретический поиск
Ранняя профориентация дошкольников путем использования мультимедийных игр и посо...

Ранняя профориентация дошкольников путем использования мультимедийных игр и пособий в ДОУ

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

профориентация
мультимедийные игры
образовательная деятельность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются раннее приобщение детей к профориентации. Разработана и апробирована система работы на основе использования мультимедийных игр и пособий. Применение в организованной образовательной деятельности презентаций, программно-методических комплексов, видеофильмов, аудио сказок, учебных мультфильмов, обучающих и развивающих игр.

Текст статьи

Выбери профессию, которую ты любишь, и тебе не придётся работать ни дня в твоей жизни…
Конфуций

Глубокий смысл таится в высказывании этого древнего мыслителя и философа! Тема профориентации актуальна на протяжении многих десятилетий в системе образования РФ. Но нацелена она была, в основном, на детей школьного возраста. А нужно ли дошкольника профессионально ориентировать с раннего детства?

Дошкольный возраст – уникальный период, благодатная почва для развития, когда ребёнок в игре может получить хороший вектор на всю дальнейшую жизнь. Самое главное – умело поддержать инициативу ребёнка и наполнить образовательный процесс актуальным содержанием.

Самый первый профориентационный опыт дети-дошкольники получают при организации сюжетно-ролевой игры. Это и обучение навыкам сотрудничества, а также средство социализации ребёнка, и первый профессиональный опыт. Инновационную составляющую профориентационной работы можно выстроить через проектную, исследовательскую и ИКТ-деятельность.

Для формирования ранней профориентации дошкольника мы разработали и апробировали систему работы на основе использования мультимедийных игр и пособий. Применение в организованной образовательной деятельности презентаций, программно-методических комплексов, видеофильмов, аудио сказок, учебных мультфильмов, обучающих и развивающих игр.

В ходе практической деятельности мы пытались доказать их эффективность, а, следовательно, и необходимость введения в практику педагогической работы.

В задачи данного этапа входило:

  • Исследовать интернет-ресурсы в поисках мультимедийных средств обучения.
  • Разработать конспекты занятий по профессиональной ориентации дошкольников с использованием мультимедийных игр и пособий согласно плану.

Исследовав интернет-ресурсы, мы нашли достаточное количество мультимедийных игр и пособий по профессиональной ориентации дошкольников.

Чтобы реализовать на практике мы использовали:

1. Учебные мультфильмы:

  • «Навигатум» серии: «Автослесарь», «Повар и Кондитер», «Профессия Ветеринар», «Профессия Сантехник», «Профессия Электромонтер», «Тренер», «Профессия Металлург», «Профессия Строитель».
  • «Три кота» 138 серия про выращивание и производство хлеба, 32серия.
  • «Дайвинг».
  • «Катя и Эф»: «Торговый центр» (12 серия) устройство торгового центра, «Мебельная фабрика» (46 серия), «Автомобильный завод» (14 серия), «Аэропорт» (51 серия), «Фабрика детских игрушек» (43 серия), «Ресторан» (27 серия), «Заповедник» (15 серия).
  • Галилео. «Пилоты».
  • Фильм от известного канала DISCOVERY, раскрывающий тонкости изготовления ювелирных украшений из золота. «Производство ювелирных изделий».
  • Развивающий мультфильм для детей «Фермер мистер Робинсон».
  • М/ф про геолога: «В гостях у гномов».

2. Обучающие и развивающие компьютерные игры:

  • Развивающая игра «Профессии» (bibusha.ru);
  • Развивающая игра «Профессии» (chudo-udo.info).

3. Презентации:

  • «В мире профессий»;
  • «Все профессии нужны, все профессии важны».

4. Аудиозаписи.

Основываясь на мультимедийных средствах обучения, перечисленных выше, нами были разработаны интегрированные занятия. Цель занятий заключалась не только в том, чтобы познакомить дошкольников с профессиями, но и сформировать у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствующий ранней профессиональной ориентации. Занятия предполагали обсуждение, воспитанником предлагалось выразить свое мнение, проявить активность. В ходе проведения организованной образовательной деятельности нами оценивалась инициативность воспитанников, их активная позиция, интерес, эмоциональный настрой.

Организованная образовательная деятельность проходила в форме занимательной, увлекательной игры и основывались на мультимедийных средствах обучения.

В результате работы с компьютерными играми дошкольники могли проверить свои познания в каждой профессии. Например, в игре будет изображен представитель определённой профессии, а также карточки с изображением предметов. Там будут изображены инструменты труда, которые использую люди разных профессий. Ребенок должен выбрать не одну, а несколько карточек, на которых изображены инструменты, которыми пользуется человек с заданной профессией. Например, художник использует кисти и краски, чтобы писать картины, а парикмахер – ножницы и фен.

Таким образом, благодаря своим преимуществам компьютерные технологии способствуют приобретению познавательной нагрузки, помогают преодолеть интеллектуальную пассивность ребенка, что в свою очередь может благоприятно отразиться на формировании профессиональной ориентации ребенка.

Проведя ряд занятий было выявлено, что интегрированные занятия более результативны, так как у дошкольников отмечается повышенный интерес к задачам, которые решаются на этих занятиях. Очевидно, что воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У детей развивается познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Воспитанники не только приобретают новые знания о профессиях, но и применяют их на практике. Было достигнуто главное – дети старшего дошкольного возраста не только знают профессии, но и умеют объяснять необходимость каждой из них.

Ранняя профориентация – это фундамент для профессиональных предпочтений. Формирование представлений у детей дошкольного возраста о мире труда и профессий – это актуальный и необходимый процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2012. – № 53.
  2. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Детство-Пресс, 2016.
  3. Козлова, С. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 98-104.
  4. Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру С.А. Козлова. – М.: Знание, 2016. – 240 с.

Поделиться

440

Ряднова С. В., Зубова Н. Н., Шестакова А. А., Ильченко Е. А. Ранняя профориентация дошкольников путем использования мультимедийных игр и пособий в ДОУ // Актуальные проблемы современной науки: экспериментальный и теоретический поиск : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 61-64. URL: https://apni.ru/article/7163-rannyaya-proforientatsiya-doshkolnikov-putem

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа