Выбери профессию, которую ты любишь, и тебе не придётся работать ни дня в твоей жизни…
Конфуций
Глубокий смысл таится в высказывании этого древнего мыслителя и философа! Тема профориентации актуальна на протяжении многих десятилетий в системе образования РФ. Но нацелена она была, в основном, на детей школьного возраста. А нужно ли дошкольника профессионально ориентировать с раннего детства?
Дошкольный возраст – уникальный период, благодатная почва для развития, когда ребёнок в игре может получить хороший вектор на всю дальнейшую жизнь. Самое главное – умело поддержать инициативу ребёнка и наполнить образовательный процесс актуальным содержанием.
Самый первый профориентационный опыт дети-дошкольники получают при организации сюжетно-ролевой игры. Это и обучение навыкам сотрудничества, а также средство социализации ребёнка, и первый профессиональный опыт. Инновационную составляющую профориентационной работы можно выстроить через проектную, исследовательскую и ИКТ-деятельность.
Для формирования ранней профориентации дошкольника мы разработали и апробировали систему работы на основе использования мультимедийных игр и пособий. Применение в организованной образовательной деятельности презентаций, программно-методических комплексов, видеофильмов, аудио сказок, учебных мультфильмов, обучающих и развивающих игр.
В ходе практической деятельности мы пытались доказать их эффективность, а, следовательно, и необходимость введения в практику педагогической работы.
В задачи данного этапа входило:
- Исследовать интернет-ресурсы в поисках мультимедийных средств обучения.
- Разработать конспекты занятий по профессиональной ориентации дошкольников с использованием мультимедийных игр и пособий согласно плану.
Исследовав интернет-ресурсы, мы нашли достаточное количество мультимедийных игр и пособий по профессиональной ориентации дошкольников.
Чтобы реализовать на практике мы использовали:
1. Учебные мультфильмы:
- «Навигатум» серии: «Автослесарь», «Повар и Кондитер», «Профессия Ветеринар», «Профессия Сантехник», «Профессия Электромонтер», «Тренер», «Профессия Металлург», «Профессия Строитель».
- «Три кота» 138 серия про выращивание и производство хлеба, 32серия.
- «Дайвинг».
- «Катя и Эф»: «Торговый центр» (12 серия) устройство торгового центра, «Мебельная фабрика» (46 серия), «Автомобильный завод» (14 серия), «Аэропорт» (51 серия), «Фабрика детских игрушек» (43 серия), «Ресторан» (27 серия), «Заповедник» (15 серия).
- Галилео. «Пилоты».
- Фильм от известного канала DISCOVERY, раскрывающий тонкости изготовления ювелирных украшений из золота. «Производство ювелирных изделий».
- Развивающий мультфильм для детей «Фермер мистер Робинсон».
- М/ф про геолога: «В гостях у гномов».
2. Обучающие и развивающие компьютерные игры:
- Развивающая игра «Профессии» (bibusha.ru);
- Развивающая игра «Профессии» (chudo-udo.info).
3. Презентации:
- «В мире профессий»;
- «Все профессии нужны, все профессии важны».
4. Аудиозаписи.
Основываясь на мультимедийных средствах обучения, перечисленных выше, нами были разработаны интегрированные занятия. Цель занятий заключалась не только в том, чтобы познакомить дошкольников с профессиями, но и сформировать у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствующий ранней профессиональной ориентации. Занятия предполагали обсуждение, воспитанником предлагалось выразить свое мнение, проявить активность. В ходе проведения организованной образовательной деятельности нами оценивалась инициативность воспитанников, их активная позиция, интерес, эмоциональный настрой.
Организованная образовательная деятельность проходила в форме занимательной, увлекательной игры и основывались на мультимедийных средствах обучения.
В результате работы с компьютерными играми дошкольники могли проверить свои познания в каждой профессии. Например, в игре будет изображен представитель определённой профессии, а также карточки с изображением предметов. Там будут изображены инструменты труда, которые использую люди разных профессий. Ребенок должен выбрать не одну, а несколько карточек, на которых изображены инструменты, которыми пользуется человек с заданной профессией. Например, художник использует кисти и краски, чтобы писать картины, а парикмахер – ножницы и фен.
Таким образом, благодаря своим преимуществам компьютерные технологии способствуют приобретению познавательной нагрузки, помогают преодолеть интеллектуальную пассивность ребенка, что в свою очередь может благоприятно отразиться на формировании профессиональной ориентации ребенка.
Проведя ряд занятий было выявлено, что интегрированные занятия более результативны, так как у дошкольников отмечается повышенный интерес к задачам, которые решаются на этих занятиях. Очевидно, что воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У детей развивается познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Воспитанники не только приобретают новые знания о профессиях, но и применяют их на практике. Было достигнуто главное – дети старшего дошкольного возраста не только знают профессии, но и умеют объяснять необходимость каждой из них.
Ранняя профориентация – это фундамент для профессиональных предпочтений. Формирование представлений у детей дошкольного возраста о мире труда и профессий – это актуальный и необходимый процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования.