Главная
АИ #41 (171)
Статьи журнала АИ #41 (171)
Роль чрезвычайной государственной комиссии в привлечении к ответственности военн...

Роль чрезвычайной государственной комиссии в привлечении к ответственности военных преступников и их сообщников

Автор(-ы):

Широколобова Светлана Александровна

11 октября 2023

Научный руководитель

Росина Елена Викторовна

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

Великая Отечественная война
Нюрнбергский процесс
ответственность
Чрезвычайная государственная комиссия

Аннотация статьи

В статье рассмотрен вопрос о деятельности, формах и методах, которые применяла Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба СССР. Рассмотрены основы деятельности комиссии, документально зафиксировавшей множество фактов военных преступлений против мирных жителей и военнопленных. Раскрыта роль разных источников, правовых актов, которые способствовали деятельности ЧГК, и доказали вену гитлеровских оккупантов на Нюрнбергском процессе.

Текст статьи

Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков их пособников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (далее ЧГК) – образована указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года.

В Указе предусматривалось, что задачей комиссии является «полный учёт злодейских преступлений нацистов и причинённого ими ущерб советским гражданам СССР и социалистическому государству, установить личности немецко-фашистских преступников, с целью предания их правосудию и объединение и согласование уже проводимой советскими государственными органами работы в этой области» [7]. Информация, полученная в ходе действий комиссии, стала одним из важнейших доказательств обвинения гитлеровских преступлений на Нюрнбергском процессе. Идея создания комиссии возникла у руководства Советского Союза– в августе 1941 года. Летом 1942 г. «Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б)», занялось созданием комиссии. И вот, 2 ноября 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял соответствующий документ.

Указ предусматривал, что в задачу ЧГК входит «полный учет причиненного ущерба советским гражданам и социалистическому государству от злодейских преступлений немецких фашистов, а так же определение личности немецко-фашистских преступников с целью суровых наказаний и последующем преданием их суду; согласование с советскими государственными органами уже проводимой работой в этой области» [3].

«Специально, для ведения дел комиссии был создан секретариат включающий в себя состав: ответственного секретаря; отдела учета ущерба отдела учета зверств, совершенных немцами и их пособниками против граждан СССР; отдела учета ущерба, причиненного совхозам а так же колхозам отдела учета ущерба, отдела учета ущерба, причиненного общественным организациям; отдел по учёту ущерба, причинённого советским гражданам; отдела учета по ущербу транспорту, архив комиссии» [7].

На чрезвычайную государственную комиссию была возложена задача по сбору документальных данных о зверствах нацистских преступников и материальном ущербе. Сбор доказательственных данных представлял собой непростую вещь, так как нацисты пытались ликвидировать свои злодеяния, в частности, сжигая кинопленку и иные доказательства. Гитлеровцы вели съемки своих преступления, т.е. все их зверства снимались на киноплёнку, эти фильмы были спрятаны в нескольких тайниках, когда первый тайник был обнаружен, оказалось, что все плёнки были подвергнуты поджогу. Все эти факты усложняли задачу ЧГК, но не помешало приступить к работе и собрать массу доказательств преступлений фашистских захватчиков. Все преступления разделились на три группы: преступления против воинских чинов; против мирных жителей; против лиц и учреждений Красного Креста [5, с. 6].

Создание комиссии, в советском обществе, было встречено положительно, люди принимали активное участие в сборе материалов о нацистских преступлениях. Комиссия осуществляла свою деятельность в таких основных формах как: заседания; проведение следственных мероприятий на местах фашистских зверств; публикация или иная огласка обвинительных материалов о злодеяниях нацистов; справочная работа [6].

Очень много советских граждан обращались в комиссию, выражая своё стремление помочь в её работе. В общем в работе комиссий всех уровней участвовало более 7 млн. человек – рабочих, колхозников, инженеров, деятелей науки и культуры, священнослужителей [4]. Рассказы очевидцев показывают, что, гитлеровская армия не остановится ни перед чем в своей ужасающей злобе к людям, не желающим находится у них в рабстве [2, с.5]. Так, 20 ноября 1943 г. к Н. М. Швернику обратился с письмом первоиерарх православной церкви А. Введенский. Он сообщил, что у него есть документы, подтверждающие зверские поступки оккупантов на Северном Кавказе, а Введенский предлагал сделать личное сообщение по этому вопросу [4].

 Было собрано 250 тысяч протоколов, опросов свидетелей о зверствах немецких оккупантов. Все материалы, подлежали расследованию, которое должно было проводиться членами Чрезвычайной государственной комиссии или представителями судебных и следственных органов, либо военно-следственными органами власти [1].

В Указе Президиума ВС СССР от 19.04.1943 г. № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников», говорилось об ответственности немецко-фашистских злодеев «виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев» [7]. Всего по Указу осудили в 1943-1952 гг. не менее 81 780 чел., 24 069 чел., были иностранными гражданами [7].

14 апреля 1943 г. На заседании ЧГК был принят проект инструкции «Об учете фактов убийств мирных жителей, насилий оккупантов над беззащитными людьми, женщинами, детьми, стариками, а также фактов увода советских людей в немецкое рабство; и об учете ущерба, причиненного гражданам СССР». И.П. Трайниным и В.С. Гризодубовой. Объединённая Инструкция о порядке учета ущерба была одобрена 7 мая 1943 г. Постановлением СНК СССР № 493.

Говоря об уничтоженном имуществе в целом, обратим внимание на цифры. Всего нацисты уничтожили советского имущества на 679 млрд рублей, общий ущерб достиг 2 569 млрд рублей. Фашисты полностью или частично разрушили и сожгли 1 710 городов и более 70 тысяч деревень, сожгли и разрушили более 6 миллионов зданий, и лишили крова около 25 миллионов человек [2, с. 118].

Отметим, что опубликованные акты, документы, а также вещественные доказательства ЧГК: позволили, учесть материальные потери и людские жертвы; использовались как образец, аналогичными структурами в странах, так же подвергшихся оккупации, и самое важное, легли в основу доказательственной базы на Нюрнбергском процессе.

В соответствии со статьей 21, Устава Международного Военного трибунала в городе Нюрнберге принимались без доказательств, акты и документы комитетов, созданных в разных союзных странах для расследования военных преступлений [8]. Это еще раз подтверждает, что все документы, а всего их собрано 54784, имели статус бесспорных доказательств.

Подводя итог, можно говорить о том, что Чрезвычайная Государственная Комиссия не только смогла выявить и доказать злодеяния главных гитлеровских преступлений, но и собрать необходимые акты, раскрывшие истинные намерения фашистов. Благодаря деятельности ЧГК мы можем лицезреть документы, подтверждающее правоту и как бы указывающие ныне живущим на то, что никому не будет позволено исказить историю и оправдать всех тех, кто творил зверские злодеяния на территории СССР.

Список литературы

  1. Альферова И. В., Блохин. В.Ф. «Основание и деятельность Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков» (1942–1945 гг.) // Исторические науки и археологии. – 2020. – № 4. – С. 11.
  2. Борисов А. В. «Сборник материалов Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников». – 2010 с.
  3. Белов О. «Для выявления злодейских преступлений нацистов. Чрезвычайная Государственная комиссия» // «Санкт-Петербургские ведомости»/Наследие. – 2020. – № 199. – [Электронный ресурс] URL: https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/dlya-vyyavleniya-zlodeyskikh-prestupleniy-natsistov-chrezvychaynaya-gosudarstvennaya-komissiya/ (дата обращения 12.04.21)
  4. Лебедева Н. С. Подготовка Нюрнбергского процесса / Отв. ред. А. И. Полторак; Институт всеобщей истории АН СССР. – М.: Наука, 1975. – 240 с. [Электронный ресурс] URL:http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/BOOKS/LEBEDEVA/CHAPT_3.HTM (дата обращения 12.04.21)
  5. Обзор действий чрезвычайной следственной комиссии. С 29 апреля 1915 г. по 1 января 1916 г. Том первый. Пг., – 2016. – 499 с.
  6. Епифанов А. Е. «Организационные и правовые основы деятельности комиссий» // Теория практика государственного развития. –2017. – №. 4. – С. 57.
  7. Указ Президиума ВС СССР от 2.11.1942 «Об образовании комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков» [Электронный ресурс] / Нюрнбергский процесс в документах российских архивов. URL: http://nurnberg.rusarchives.ru/documents/ukaz-prezidiuma-verhovnogo-soveta-sssr-ob-obrazovanii-chrezvychaynoy-gosudarstvennoy (дата обращения 12.04.21)
  8. Устав Международного военного трибунала от 8 августа 1945 г. [Электронный ресурс] / Нюрнбергский процесс в документах российских архивов. URL:http://nurnberg.rusarchives.ru/documents/ustav-mezhdunarodnogo-voennogo-tribunala (дата обращения 12.04.21)

Поделиться

347

Широколобова С. А. Роль чрезвычайной государственной комиссии в привлечении к ответственности военных преступников и их сообщников // Актуальные исследования. 2023. №41 (171). Ч.II.С. 49-51. URL: https://apni.ru/article/7164-rol-chrezvichajnoj-gosudarstvennoj-komissii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля