Главная
АИ #41 (171)
Статьи журнала АИ #41 (171)
Правовые запреты, мода и развитие абсолютизма во Франции

Правовые запреты, мода и развитие абсолютизма во Франции

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

король
Франция
абсолютизм
запрет
дворяне
мода
золото
указ

Аннотация статьи

В настоящие время, Франция является законодательницей моды, а основы модных тенденций начали проявляться во времена правления Людовика XIV. Периоды в истории европейских стран не имеют абсолютно четких временных границ, однако каждое последующие столетие является новым этапом в жизни Европы. Так, в XVII век становится временем укрепления и расцвета абсолютной монархии во Франции, что очень сильно повлияло на дальнейшие развитие государства.

Текст статьи

Историческая обстановка в Европе была такова, что даже несмотря на победу буржуазных отношений в Англии после революции 1648 года, главенствующую роль в развитии искусства и материальной культуры костюма, занимает первое место абсолютистская Франция [1, с.10]. В это время ей начинают подражать и другие государства. Со временем это привело к изменению костюмам горожан.

Появление абсолютизма во Франции приводит к значительным переменам, которые касаются всех сфер жизни общества. Объединение государства и укрепление власти короля дают возможность влиять на экономику страны, появляются предпосылки для возрождения промышленности и торговли. Франция начинает разрабатывать различные способы для увеличения количества золота в стране, поэтому появляются запреты, ограничивающие право тратить деньги по своему усмотрению. Создаются запреты, в которых подчеркивалось, что запрещение носить дорогие костюмы и украшения не распространяются лишь на публичных женщин и воров, но данные попытки таких запретов не увенчались успехом. Первыми их нарушали дворяне, особенно придворные. Уже более действенными мерами для улучшения денежного баланса страны являлись льготы, которые предоставлялись владельцам мануфактур и торговцам.

Во Франции начали зарождаться определенные правила ношения одежды, обуви и аксессуаров. Так, например, право носить шелковые вязаные чулки сохранялось за дворянством. Некоторые же виды костюмов носились только в какой-то определённой профессиональной сфере. Жесткие фрезы носили судьи, адвокаты, купцы и члены магистра [1, с.16].

Укрепление абсолютной монархии, существовавшие во Франции в 1620-30-е годы, дали возможность первому министру Людовика XIII кардиналу Ришелье приступить к выполнению созданной им программы [1, с.20]. Первым дело Ришелье был против роскоши в костюмах. Запрещалось шить одежду из дорогих привозных тканей, украшать ее золотым позументом, вышивкой и кружевами [1, с.20]. Всё это связывалось именно с необходимостью укрепления финансового состояния Франции, что в целом очень помогло стране выйти на новый уровень и укрепить состояние государства. Таким образом, продуманные постановления первого министра стали толчком в развитии искусства французского костюма. Запрещения вызвали стремление к созданию новых нарядов.

Со временем запреты во Франции, которые касались моды продолжали увеличиваться. Но вопреки запрещениям, в страну всяческими путями проникали венецианские и испанские шелка, бархат, кружево. Понадобилось немало времени, чтобы новый деятель – министр Людовика XIV Кольбер – понял, насколько же выгодно стране иметь своё собственное производство, поэтому он даже принял решение и приказал своим агентам вывезти из Венеции кружевниц [1, с.28]. При Людовике XIV одежду начали производить и продавать отдельно друг от друга. В этот период Франция становится центром культурной жизни Европы [2, с.103]. Но всемирную славу «столицы моды» он получил позже, примерно в пятидесятилетний период до и после начала ХХ века [3, с.4].

Правила и регламенты подчинялись одной идее – поклонению особе короля, постольку поскольку во Франции продолжал развиваться абсолютизм. Касалось это даже абсолютно нелепых обрядах. Особое значение играла практика каждодневного утреннего туалета монарха. Утреннее публичное одевание Короля, которое сопровождалось всем тем, что у «простых смертных» принято совершать в одиночестве. Из всех способов предстать перед очами короля самым «верным» было присутствие на его утреннем туалете. Однако церемониал строго регламентировал, кто и в какой из «заходов» мог быть допущен [4, с.289]. Стоит подчеркнуть социальный характер церемониала во время утреннего туалета короля: «То, что король снимал свою ночную рубаху и надевал дневную, было, без сомнения, функционально необходимо; но в общественном контексте это событие тут же наполнялось другим смыслом. Король превращал его в привилегию для участвовавших в этом действии знатных особ, отличавшую их от других. Присутствие придворных при примерке Королём нарядов выражало почтительное отношение дворян к правителю с неограниченной властью. Французский этикет обязывал преклоняться перед королем как «высшим существом», регламентировал и его собственное поведение. Монарх обязывался быть внимательным и доброжелательным в общении со всеми. Также глава Франции не имел право показывать свои эмоции публично, а особенно гнев, обиду и раздражение. Интересным фактом является ещё то, что Король должен был находиться в помещении в шляпе, но при этом в его присутствии все остальные мужчины её обязательно снимали.

Основой французской внешней политики становится укрепление своего положения на мировой арене, а также расширение границ своего государства. В связи с этим усиливается интерес к «военным темам», что сказывается на военном костюме. За основу из одежд берется «жюстокор» – одна из разновидностей военного мундира. Но по указу Короля Людовика XIV одежду из парчи, отделанную золотом, имели право носить только члены его семьи, то первоначально появляться в дорогом жюстокоре можно было лишь с высочайшего разрешения. Людовик XIV давал его как правило по выбору [1, с.52], сделав из права носить жюстокор своеобразную привилегию. В последствии эта одежда и получила название «жюстокор по привилегии». Таким образом, внешняя политика абсолютизма также вносила свои изменения в моду.

Стоит отметить и то, что очень важным нововведением, связанным с общей регламентацией придворной жизни, стал указ о смене одежды по сезонам. Еще нужно сказать, то, что количество вышивки золотом и серебром также регламентировался специальным указом. Чем выше было социальное положение дворянина, тем обильнее делалась вышивка.

Французский двор становился влиятельным центром культуры и искусства [5, с.108]. На развитие манер и вкусы двора оказало влияние общество прекрасных, элегантных и образованных дам. В жизни французского двора костюм играл не только роль маркера социального статуса человека, но и создавал определенный фон для короля и королевы придавая пышность придворным церемониям [5, с.116].

Подводя итог, можно сказать, что развитие Франции в сфере моды, достижение таких невероятных результатов и создание брендов, которые навсегда войдут в историю, произошло не просто так. Множество причин послужило тому, чтобы данная страна добилась таких успехов, начиная от нестабильного экономического состояния страны, заканчивая абсолютной монархией. На моду влияла внешняя и внутренняя политика государства. При этом импульс к развитию моды давала и государственная необходимость экономики государства на роскошь. Также не стоит забывать, что монарх задавал тренды в моде и его влияние являлось как косвенным, так и прямым. Упомянуть стоит и французский двор, приближенных короля. Они обладали прекрасными манерами и вкусами, благодаря которым регулировались модные тенденции как во Франции, так и в других государствах. Ведь уже на тот момент времени Франция претендовала на себя среди других стран и могла оказывать определенное влияние.

Список литературы

  1. Мерцалова М. Н. «Костюм разных времен и народов» Том второй. – 2001. – 107 с.
  2. Долгова А. А. Переломные моменты истории моды / А. А. Долгова // Наука без границ. – 2021. – № 9-2(61). – С. 101-106.
  3. Куркджян С. Париж как столица моды в 1858-1939 годах: попытка исследования / С. Куркджян // Теория моды: одежда, тело, культура. – 2020. – № 4(58). – С. 11-36.
  4. Соколов А. Б. Культура придворного общества при Людовике XIV: точка зрения А. Н. Савина / А. Б. Соколов // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 3. – С. 284-290.
  5. Жабрева А. Э. Костюм французского двора последней четверти XV-начала XVI века: по материалам книжных иллюстраций / А. Э. Жабрева // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2022. – № 1(78). – С. 106-126.

Поделиться

838

Копылова В. А. Правовые запреты, мода и развитие абсолютизма во Франции // Актуальные исследования. 2023. №41 (171). Ч.II.С. 19-21. URL: https://apni.ru/article/7165-pravovie-zapreti-moda-i-razvitie-absolyutizma

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января