Главная
АИ #41 (171)
Статьи журнала АИ #41 (171)
Влияние компьютерных игр на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Влияние компьютерных игр на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольный возраст
компьютерные игры
психологическое развитие
положительное воздействие
негативное воздействие
зависимость
мелкая моторика
зрительно-моторная координация
родительский контроль
развивающие игры

Аннотация статьи

Статья обсуждает влияние компьютерных игр на психологию и развитие дошкольных детей. Описываются преимущества компьютерных игр, такие как развитие логического и образного мышления, улучшение мелкой моторики, их роль в знакомстве детей с технологией.

Текст статьи

Дошкольный возраст – это большой этап в жизни ребенка. Оно является прямым продолжением детства в плане общей чувствительности и чрезвычайно важно для психологического и личностного развития ребенка. Этот возраст часто называют возрастом игры, поскольку основной деятельностью дошкольного возраста является игра. В ходе творческой ролевой игры дети берут на себя роль взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воссоздают деятельность взрослых и отношения между ними. Современный мир находится в эпоху развития информационных технологий, когда компьютеры являются неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня дети проводят много времени за компьютерами, используя их не только для обучения, но и для развлечения. Многие люди любят играть в компьютерные игры, даже дети, начиная с 4-5 лет. Поэтому закономерно возникает вопрос: «Как компьютерные игры влияют на детскую психологию?» Есть ли польза и какой вред они могут принести? Каждый взрослый должен задать эти вопросы, прежде чем подпускать детей к компьютеру.

О пользе компьютерных игр.

Современные психологи считают, что чем раньше дети познакомятся с компьютерами, тем меньше будет психологический барьер между ними и компьютерами. Ребенок не боится техники, потому что считает компьютер интересной игрушкой. «Компьютерный мир» предлагает компьютерные игры для детей всех возрастов. С их помощью дети учатся распознавать формы и цвета, запоминают буквы и цифры, развивают способность логически и образно мыслить. Дошкольники, играющие в развивающие компьютерные игры, отличаются широким кругозором: они обладают глубоким пониманием окружающего мира, часто опережают своих сверстников в интеллектуальном развитии, легче усваивают материальное образование и уверены в своих силах. Изучение материала с помощью компьютера может быть более эффективным, поскольку ребенку не нужно прилагать особых усилий и начинает работать эмоциональная и образная память.

Работа за компьютером помогает детям развивать мелкую моторику пальцев и зрительно-моторную координацию. Дошкольники учатся связывать движения рук с результатами, которые они наблюдают на экране. Зрительно-моторная координация служит основой для обучения письму и рисованию.

О вреде компьютерных игр.

В наше время трудно найти ребенка, который не интересовался бы компьютером. Поэтому каждый взрослый должен обращать внимание на все и время, которое проводят с ним дети. Дошкольникам категорически запрещены развлекательные занятия перед экраном без присмотра. Потому что снисходительное отношение сейчас может привести к катастрофическим результатам в будущем. Очень тесное общение с виртуальной реальностью представляет серьезную опасность для дошкольников. Игры заменяют реальное общение с друзьями и с родителями; Детям сейчас важен не результат, а игровой процесс. Могут появиться проблемы, связанные с нарушением зрения и осанки, онемением пальцев, головными болями и беспокойным сном. Чрезмерное увлечение компьютерными играми вызывает сильную зависимость. Особенно опасны с точки зрения привыкания ролевые компьютерные игры, в которых ребенок играет компьютерного персонажа. Виртуальная реальность создает нереальный мир компьютерной игры. Итак, ребенок в виртуальном мире может вести себя как отважный герой, способный на все, но на самом деле не все так просто. Так ребенок замыкается в себе и стремится в виртуальный мир, где он чувствует себя наиболее комфортно. Все это ослабляет психическое состояние ребенка и способствует повышению тревожности. Кроме того, нельзя забывать об играх типа «Стрельба», которые приводят к развитию таких отрицательных характеристик, как агрессивность, негативное отношение к окружающим, вспыльчивость, тем самым формируя негативное поведение в семье у молодых.

Что нужно знать взрослым, чтобы компьютерные игры не навредили их детям?

  1. Учет времени. Детям 5-7 лет можно проводить не более одного урока по компьютеру в день. Но не чаще трех дней в неделю, желательно вторник, среда и четверг. После этого рекомендуется сделать гимнастику для глаз. Если работа на компьютере проводится в форме развивающей игры, то для детей 5 лет она должна составлять не более 10 минут, для детей 6-7 лет – 15 минут. Для детей с хроническими заболеваниями, часто болеющих (более четырех раз в год) или болевших в течение последних двух недель, время занятий следует сократить. Для детей 5 лет – до 7 минут, для детей 6 лет – до 10 минут.
  2. Контроль. Нельзя оставлять дошкольника наедине с компьютером; нужно следить за тем, во что он играет, как он ведет себя в игре, какие эмоции это вызывает.
  3. Общайтесь с детьми. Каким бы современным ни был мир, чего бы ни требовали современные люди, «прямое» общение с родителями никто не отменял: общение с детьми, прогулки, совместное времяпрепровождение, много свободного времени вместе. И тогда ребенок будет меньше тянуться к компьютерным играм и рассматривать их как единственное средство развлечения. И он обратится к ним как к дополнительному средству получения знаний.

Поэтому следует обращать внимание на качество и количество потребляемой детьми компьютерной продукции, формировать у детей интерес к участию в обучающих и развивающих играх, не допускать использования некачественных игр и контролировать время, которое дошкольники проводят за компьютером.

Список литературы

  1. Васильева И.А. Психологические факторы компьютерной тревожности // Валеология. – 2007. – №2. – С. 56-62.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 5-е ИЗД., стереотип. – М., 2000.
  3. Кадушкина Е. Дети и средства массовой информации // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 16-19.
  4. Каменская В.Г. Компьютер: вред или польза // Дошкольная педагогика. – 2004. – № 4. – С. 26-27.

Поделиться

1885

Власенко Н. А., Гончарова М. В., Соловьева С. А., Белобородова Н. А. Влияние компьютерных игр на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №41 (171). Ч.II.С. 55-57. URL: https://apni.ru/article/7170-vliyanie-kompyuternikh-igr-na-intellektualnoe

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января