Время, которое ребенок провел, занимаясь досугом – это для него дверь в огромный внешний мир, дающая возможности для полноценного обучения, развития и самовоспитания. Досуг по своему смыслу и основной цели – это способ направить, поддержать и мотивировать ребенка на личностный рост, развитие личных качеств и собственной оригинальной составляющей как личности в коллективе. Любой досуг для каждого ребенка – это само релаксация и само реализация. У досуговой деятельности есть очень большой внутренний потенциал для влияния на личность ребенка. Занятие различной досуговой деятельностью формирует у детей культуру общения, способствует укреплению семейных связей, развитию и самореализации личности.
Досуговая работа одна из главных сфер жизни и работы детей младшего школьного возраста, это время духовно-нравственного общения, где предоставляется право свободного выбора общественно и личностно значимых общественных ролей; сфера, в которой полноценно раскрываются непринужденные желания свободы и самостоятельности, активной работы и самовыражения; работа, которая развивает возможности учащихся. Досуговая работа – это механизм создания, популяризации и преумножения духовных ценностей. При чем каждый учащийся младшего школьного возраста имеет право на независимый выбор, независимость и определение себя в коллективе. Но, нужным представляется и участие педагога.
Досуговая работа младших школьников многогранна и, следовательно, осуществляется по многим направлениям, среди которых ребенок может предпочесть то, которое подходит ему больше других исходя из его интересов и предпочтений.
Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на исчерпывающее удовлетворение учебных нужд человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) квалифицированном развитии и не обеспечивается повышением объема образования.
Досуговая работа должна стать коллективной развивающей деятельностью детей и взрослых. При этом нужно предоставлять детям самостоятельность, обеспечивать изменение ролей и работы любого ребёнка, развивать интересы, компетенции, способности детей.
В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что нужно:
- постоянно изучать интересы детей;
- прогнозировать проведение культурно-досуговой работы детей с учетом психолого-педагогических параметров;
- организовывать и планировать работу кружков разных профилей;
- приобщать большее число детей в кружки;
- использовать в работе разные формы досуговой работы;
- осуществлять согласованное взаимодействие досуговой работы детей с прочими социальными институтами (школа, детский сад, библиотека).
Большое внимание нужно уделить досуговой деятельности в межучебное время, например, в течение каникул. Так как каникулы составляют немаловажную часть объёма свободного времени детей, поэтому для них – это восстановление здоровья, развитие креативного потенциала, улучшение личностных перспектив, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему общественных связей, претворение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов, развлечение, свобода, выбор занятий. Огромное значение в развитии детей 6-10 лет играет работа детских оздоровительных летних лагерей.