Главная
АИ #41 (171)
Статьи журнала АИ #41 (171)
Особенности реализации методики «Сказки как средство поддержки психологического ...

Особенности реализации методики «Сказки как средство поддержки психологического здоровья детей» в педагогической и психотерапевтической деятельности взаимодействия родитель-ребенок

Рубрика

Психология

Ключевые слова

сказки
дети
исследование
родители
коммуникации
психология
психологический инструмент
сказкотерапия

Аннотация статьи

Исследование, представленное в данной научной статье, посвящено актуальной проблеме использования сказок как средства поддержки психологического здоровья детей в контексте их взаимодействия с родителями. Современное общество ставит перед детьми и их семьями множество вызовов и сложностей, которые могут повлиять на их эмоциональное и психологическое благополучие. В этом контексте методика использования сказок приобретает особое значение как инструмент педагогической и психотерапевтической работы с детьми.

Текст статьи

Актуальность исследования

Исследование особенностей реализации методики «Сказки как средство поддержки психологического здоровья детей» в педагогической и психотерапевтической деятельности взаимодействия родитель-ребенок представляет собой актуальное направление исследований, которое оказывает существенное воздействие на современное образование, психологию и семейные отношения. Вот почему данная тема столь значима.

Дети в наше время сталкиваются с разнообразными вызовами и стрессами, связанными с учебой, социальными ожиданиями и внутрифамильными динамиками. Сказки, как психологический инструмент, могут служить эффективным средством поддержки психологического здоровья детей. Они предоставляют детям возможность выразить и понять свои эмоции, развивать воображение и креативное мышление, а также учиться регулировать свои чувства.

Родители играют ключевую роль в формировании психологического благополучия своих детей. Исследование о том, как сказки могут быть интегрированы в воспитательный процесс, помогая укрепить взаимоотношения между родителями и детьми, а также улучшить коммуникацию, может способствовать созданию более гармоничных и поддерживающих семейных сред.

Сказки также обладают потенциалом для использования в психотерапевтической практике. Они могут стать средством обработки травматических событий, психологической реабилитации и развития навыков эмоциональной регуляции у детей, столкнувшихся с трудностями.

Кроме того, сказки имеют глубокие культурные корни и представляют собой важное культурное наследие. Исследование их роли в психологическом здоровье детей может способствовать сохранению и продвижению культурных ценностей, а также способам их передачи от поколения к поколению.

С учетом изменений в образе жизни детей и развития технологий исследование методики сказок также может способствовать разработке инновационных подходов к обучению и воспитанию детей.

Все перечисленные аспекты подчеркивают актуальность исследования по данной теме, призванной улучшить психологическое благополучие детей, укрепить семейные связи и обогатить образовательные и психотерапевтические практики.

Цель исследования

Цель исследования представляет собой особое значение в современном образовании и психологии. Это исследование призвано не только подробно исследовать методику, но и глубоко понять множество аспектов, связанных с ролью сказок в развитии и психологическом благополучии детей и их семей.

Изучение эффективности использования сказок – обращает внимание на силу словесного и визуального повествования в развитии детей. Сказки предоставляют уникальную возможность детям исследовать различные эмоции, структурировать свои мысли и чувства, а также развивать критическое мышление и способность анализа. Глубокий анализ этой цели исследования поможет определить, какие типы сказок и подходы наиболее эффективны в зависимости от возраста и индивидуальных потребностей детей.

Выявление специфических особенностей реализации методики сказок в контексте взаимодействия родитель-ребенок – позволяет более глубоко понять, каким образом родители могут активно участвовать в развитии своих детей через чтение и обсуждение сказок. Исследование этой динамики поможет выявить лучшие методы вовлечения родителей, создавая более понятные и поддерживающие семейные отношения.

Определение контекстов, в которых методика сказок наиболее эффективна помогает углубить исследование, сосредотачиваясь на детях с особыми потребностями или на тех, кто столкнулся с травмами или стрессами. Глубокое понимание, как сказки могут быть адаптированы для различных групп детей, позволит разрабатывать более целенаправленные и индивидуализированные подходы.

Разработка рекомендаций для педагогов и психотерапевтов поднимает важный вопрос о переносимости результатов исследования в реальную практику. Это позволяет превратить теоретическое понимание в практические инструменты и ресурсы, доступные профессионалам, работающим с детьми и их семьями.

В итоге, данное исследование стремится не только расширить знания о важности сказок в развитии детей и поддержке их психологического здоровья, но и предложить конкретные практические рекомендации для тех, кто работает в сфере образования и психотерапии. Таким образом, оно становится неотъемлемой частью улучшения качества жизни детей и их семей в современном мире.

Материал и методы исследования

Исследование, направленное на использование детских мудрых сказок в педагогической и психотерапевтической практике для поддержки психологического здоровья детей и улучшения взаимодействия между детьми и родителями, представляет собой важную область исследования, объединяющую психологию, педагогику и литературоведение. Методы исследования разработаны для более глубокого понимания этой темы и оценки практической ценности детских мудрых сказок.

В статье будет рассмотрен сборник детских мудрых сказок для детей 6+, который создан для того, чтобы у родителей был инструмент работы с детьми, который очень хорошо и главное легко может помогать ребенку познавать свой внутренний мир и использовать потенциал, который находится в нем самостоятельно.

Цель – не только расширить научное понимание важности сказок в развитии детей, но и предоставить конкретные рекомендации для педагогов и психотерапевтов, которые работают с детьми и их семьями. Таким образом, исследование будет способствовать улучшению психологического благополучия детей и семей, а также обогатит образовательные и терапевтические практики.

Исследованиями по теме занимались такие ученые как С.В. Сергеева, С.И Павленко, Л.Н. Коган, Н.В. Борисова, И.П. Фролова, И.М. Соломина, С.И. Огнев, Л.А. Ардашева, Е.А. Рачкова.

Кроме того, применялись следующие методы исследования: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

Выпущен сборник детских мудрых сказок, предназначенных для детей в возрасте старше 6 лет. Основная цель этого сборника заключается в предоставлении родителям эффективного и удобного инструмента для взаимодействия с их детьми. С помощью этих сказок дети могут легко и естественно познавать свой внутренний мир и развивать свой потенциал, действуя самостоятельно.

Для взрослых читать сказки из сборника и задумываться над ними также может оказывать психотерапевтический эффект. Этот эффект схож как у детей, так и у взрослых, однако имеются различия в опыте и поставленных целях. У маленьких детей и взрослых разный жизненный опыт и различные цели.

Совместное чтение сказок из сборника отлично подходит для сближения родителей и детей и для установления доверительных и глубоких духовных отношений.

Основная задача состоит в создании программы, которая описывает методику использования сказок и показывает ее преимущества в процессе психологической работы между родителем и его ребенком. В данном случае родитель самостоятельно читает сказки и взаимодействует с ребенком. Психолог может служить направляющим фактором и помогать раскрывать новые аспекты внутреннего потенциала и возможностей, которые могут быть полезными для ребенка.

Многие обращаются с запросами о методах повышения концентрации и собранности у детей, а также о правильной направленности образования и мотивации в учебной и внешкольной деятельности. Нередко, родители переживают излишнюю заботу и беспокойство относительно своих детей, что может привести к стрессу как для родителей, так и для детей, которые стараются избежать чрезмерной гиперопеки и давления семейной среды [1, c. 94].

В данном контексте представляется, что сборник сказок может быть весьма полезным инструментом. В данном контексте автор осуществляет работу не с самими детьми, а с их родителями. На занятиях автор предоставляет родителям сложные упражнения, позволяющие им осознать особенности собственной гиперопеки и беспокойства, которое не всегда обосновано объективными факторами.

Исследование не ориентируется на работу с детьми напрямую, а сконцентрировано на том, как родители могут помочь своим детям развивать и понимать их внутренний мир и потенциал. Также, это исследование предполагает, что родители, используя сказки, могут овладеть основами управления своим внутренним миром и поделиться этими навыками со своими детьми.

Основная цель данного исследования заключается в продемонстрировании простоты и эффективности методики сказкотерапии. Исследование направлено на то, чтобы показать, как родители могут сами пройти курс работы с психотерапевтическими сказками, как они могут читать сказки вместе с детьми и обсуждать их. Это позволяет установить контакт, создать общее поле смыслов и помочь детям осознать свои внутренние потенциалы и способы их реализации.

Сказки играют значимую роль в процессе развития детей, способствуя их социальному и эмоциональному росту. Они стимулируют аналитическое мышление, развивают фантазию, концентрацию внимания и творческие способности детей. Кроме того, сказки могут быть эффективным средством решения психологических проблем, таких как страхи и тревоги, с которыми сталкиваются многие дети.

Сказки представляют собой универсальный язык, понятный для детей разных возрастов и культур. Они помогают детям находить ответы на свои вопросы и разрешать проблемы, с которыми они сталкиваются. В сказках дети находят героев, с которыми могут идентифицироваться, чувствовать себя понятыми и лучше понимать свои собственные эмоции и мысли.

Сказки также способны помочь детям осознать свои сильные стороны и научиться преодолевать трудности.

В психотерапевтической практике сказки могут успешно использоваться для работы с детьми, сталкивающимися с различными психологическими проблемами. Сказки позволяют детям выразить свои эмоции и переживания, а также помогают им находить решения для своих проблем. При использовании сказок в психотерапевтических сессиях крайне важно учитывать возраст и индивидуальные особенности каждого ребенка, а также подбирать сказки, соответствующие конкретным психологическим трудностям [2, c. 108].

В данном контексте представляется актуальным рассмотрение сборника Мудрых сказок для детей старше 6 лет. Этот сборник представляет собой мощный инструмент в руках родителей, позволяя им взаимодействовать со своими детьми в процессе чтения и обсуждения сказок. В ходе этих сессий родители и дети находят общий язык, что способствует установлению гармоничных взаимоотношений. Родители, в свою очередь, активно содействуют развитию ключевых навыков, таких как управление внутренним потенциалом, фокусировка внимания и развитие эмоционального интеллекта. Работа с метафорическими элементами в сказках помогает детям лучше осознать послание сказки и создать ясное представление о ней. Подобные практики способствуют формированию у детей навыков самоосознания, саморефлексии и самодисциплины, что является важным аспектом их психологического развития.

Сказки играют существенную роль в формировании психологических и эмоциональных аспектов у детей. Эти литературные произведения способствуют пониманию и анализу социальных и эмоциональных контекстов, развивают фантазию, внимание и творческие способности детей. Более того, сказки могут быть эффективно применены для решения психологических проблем детей, таких как страхи, тревоги и проблемы поведения. Они предоставляют универсальный язык, который легко усваивается детьми разных возрастных и культурных групп, помогая им находить ответы на свои вопросы и разрешать сложные ситуации.

Сказки создают возможность идентификации с персонажами, что позволяет детям лучше понимать себя и свои эмоции. Они обучают детей находить в себе силы и преодолевать жизненные трудности. В психотерапевтической практике сказки эффективно применяются для работы с детьми, испытывающими психологические проблемы. Путем выражения своих эмоций и переживаний через персонажей сказок, дети находят пути решения своих внутренних конфликтов.

Научные исследования показывают, что использование сказок в контексте совместных чтений родителей и детей открывает возможности для обогащения взаимопонимания и улучшения связи в семье. Родители, участвуя в процессе чтения и обсуждения сказок со своими детьми, активно содействуют развитию внутреннего потенциала ребенка и формированию его эмоционального интеллекта. Метафорический характер сказок обогащает внутренний мир ребенка и помогает ему развить навыки самоосознания и самодисциплины.

Таким образом, исследование направлено на демонстрацию простоты и эффективности методики сказкотерапии в контексте семейных отношений. Основываясь на взаимодействии сказок и детей вместе с родителями, данное исследование обеспечивает практические рекомендации для развития здоровых семейных связей и психологического благополучия детей.

Метафора, представленная в сказке о Брайне, символизирует стремление к достижению цели. Даже у самых маленьких детей возникают желания, и для их осуществления необходимо научиться пользоваться магией мышления. Под магией мышления подразумевается способность человека мыслить самостоятельно, фокусироваться на важных вопросах и ясно определять свои желания и путь их достижения. Этот процесс внутренней работы кажется чудом со стороны, но на самом деле, это результат осознанного процесса мышления.

Поезд, как символ, отражает идею о том, что сила находится внутри каждого человека, и он способен управлять ею и направлять в нужное русло. Когда умонастроение разрушается (разорванный поезд), это может вызывать болезненные эмоции и физические переживания. Однако фокусированность ума приносит ясность и приятные ощущения. Важно принимать и осознавать свои мысли и желания, направляя их в нужное русло [3, c. 63].

Использование мудрых сказок помогает детям развивать свой внутренний потенциал в области мышления и эмоций. В данном сборнике представлены две сказки: одна из них более подходит для мальчиков (сказка о Брайне), а другая предназначена для девочек (сказка об Элеоноре). Выбор в начале наиболее подходящей сказки может способствовать более эффективному восприятию и обсуждению материала.

Можно выделить следующие психологические особенности сказок, которые представлены на рисунке.

Рис. Психологические особенности сказок

Кроме того, сказки способствуют развитию фантазии и творческого мышления у детей, учат их концентрировать внимание на важных вопросах, что способствует формированию их личности и креативности, а также улучшению системы внутренней саморегуляции в сфере мышления и эмоций.

Сказка о тени позволяет детям осознать, что все необходимое находится внутри них самих. Она учит, что при возникновении проблем или задач можно обратиться к своему внутреннему миру и изменить что-то в нем, что повлияет на восприятие реальности. Важно, чтобы родители приводили примеры, понятные детям их возраста [4, c. 6].

Таким образом, использование мудрых сказок в психотерапевтической работе с детьми может стать эффективным инструментом для развития их личности, решения психологических проблем и улучшения психического состояния [5, c. 183].

Таблица

Методика работы с ребенком при помощи детских мудрых сказок: этапы и особенности

Этап

Описание

Задачи

Особенности

1. Определение цели работы

На этом этапе родитель подробно анализирует собственные ожидания и желаемые результаты в работе с ребенком. Целью может быть развитие навыков эмоциональной стабильности, улучшение способности концентрироваться на задачах, формирование навыков анализа и самопонимания.

- Определение конкретных проблем или аспектов, которые требуют внимания. - Формулировка ясных и измеримых целей.

Важно подчеркнуть взаимодействие между целями родителя и ребенка. Родитель должен иметь понимание своих собственных эмоций и стремлений для эффективной поддержки ребенка.

2. Выбор сказки

На этом этапе родитель выбирает подходящую сказку, учитывая возраст, интересы и потребности ребенка. Также родитель учитывает собственные знания и опыт в понимании эмоций и символов сказок.

- Анализ возрастных особенностей ребенка. - Сопоставление сказки с целью работы.

Сборник сказок предназначен для детей 6+ и родителей с определенным уровнем психологической зрелости. Выбор сказки должен соответствовать и возрасту, и цели работы.

3. Чтение сказки

Родитель читает сказку ребенку, акцентируя внимание на важных моментах и символах, которые имеют значение для достижения поставленных целей.

- Понимание ключевых моментов сказки. - Выделение символов и событий, связанных с целью работы.

Чтение сказки требует чуткости родителя к эмоциональным реакциям ребенка и активного взаимодействия.

4. Обсуждение сказки

После чтения сказки родитель проводит беседу с ребенком, задавая вопросы и помогая ему анализировать события и символы сказки в контексте цели работы.

- Задание вопросов, способствующих осмыслению событий. - Поддержка ребенка в выявлении уроков и выводах из сказки.

Обсуждение сказки способствует глубокому пониманию материала и его применению в жизни ребенка.

5. Применение уроков сказки в жизни

Родитель помогает ребенку интегрировать уроки сказки в свою повседневную жизнь, используя воображение и концентрацию внимания. Этот этап также предполагает сопровождение родителя собственным процессом развития и самопонимания.

- Создание практических ситуаций для применения уроков сказки. - Обсуждение и анализ результатов.

Процесс совместного роста и развития как родителя, так и ребенка. Участие обоих создает более глубокую связь и понимание.

Выводы

Работа с методикой «Сказки как средство поддержки психологического здоровья детей» в контексте взаимодействия родителей и детей представляет собой уникальное исследовательское направление, которое акцентирует внимание на роли сказок в развитии и психологической поддержке детей.

Мудрые детские сказки, как показывают исследования и практика, оказывают множество положительных влияний на детей. Например, они способствуют развитию мышления ребенка, обогащают его внутренний мир и способствуют формированию ясности и осознанности. Дети, участвуя в чтении и обсуждении сказок, получают понимание своего внутреннего потенциала и конкретные инструменты для его использования в повседневной жизни.

Кроме того, сказки развивают эмоциональную сферу ребенка, помогая ему лучше понимать и управлять своими чувствами. Они учат рефлексии, способности анализировать внутренние и внешние факторы, что является важным навыком для саморазвития.

Сказки также оказывают положительное воздействие на самопонимание и самооценку детей. Поддержка родителей в этом процессе способствует укреплению семейных отношений и сближению родителей с детьми.

Кроме того, работа со сказками способствует профилактике психологических проблем у детей и дает им возможность освоить методы саморегуляции, что пригодится им в будущем.

Следует отметить, что использование методики сказок в воспитательной и психотерапевтической работе с родителями и детьми является эффективным способом поддержки психологического здоровья детей и развития их личности. Этот инновационный подход открывает новые возможности для семейного воспитания и помогает сформировать крепкие и гармоничные семейные отношения.

Список литературы

  1. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2015. – 149 с.
  2. Карелина И.О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи / И.О. Карелина. – Прага: «Sociosféra-CZ», 2017. – 157 c.
  3. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии / Л.А. Литвинцева. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 144 с.
  4. Сергеева С.В. Секрет отражения и Волшебные мысли Брайна: Две волшебные истории для ребят. – М.: Издательство «Перо», 2023. – 12 с.
  5. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы. – Изд. 2-е, стер. / К.Д. Ушинский. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 284 с.

Поделиться

888

Сергеева С. В. Особенности реализации методики «Сказки как средство поддержки психологического здоровья детей» в педагогической и психотерапевтической деятельности взаимодействия родитель-ребенок // Актуальные исследования. 2023. №41 (171). Ч.II.С. 78-83. URL: https://apni.ru/article/7172-osobennosti-realizatsii-metodiki-skazki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января