Главная
Конференции
Актуальные проблемы современной науки: экспериментальный и теоретический поиск
Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством т...

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством технологии ОТСМ

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

познавательное развитие
мыслительные операции
предметно развивающая среда

Аннотация статьи

В статье раскрывается о том, как использование технологии ОТСМ способствует развитию познавательной активности дошкольников.

Текст статьи

В ходе совместной игровой деятельности с воспитанниками мы изучаем правила безопасного поведения в природе и на дороге, погружаемся в многообразный мир профессий, изучаем историю родного края, постигают основы финансовой грамотности, осваивают экологическую и правовую культуру, в ходе исследовательской деятельности познаем объекты окружающего мира во всем его многообразии и величии.

Однако, наблюдая за воспитанниками своей группы, я заметила, что не все дети умеют анализировать, обобщать, классифицировать объекты окружающего мира, самостоятельно формулировать познавательные вопросы, выделять проблемы, находить пути их решения. Это позволило сделать вывод о недостаточном развитии у дошкольников мыслительных операций, необходимых для эффективного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира. Проблема развития мыслительных операций детей дошкольного возраста повлекла за собой поиск наиболее эффективных способов повышения уровня их развития.

Автор технологии «общая теория сильного мышления» утверждал, что в результате использования в процессе познания окружающего мира системы игровых методов и приемов технологии по познанию, преобразованию и анализу взаимосвязей признаков изучаемых предметов и явлений возможно максимально активизировать мыслительные операции у детей дошкольного возраста.

Таким образом, поэтапно, по принципу «от простого к сложному» я стала внедрять в образовательную деятельность с дошкольниками, во время режимных моментов, вовремя организации организованной образовательной деятельности, самостоятельной и досуговой деятельности - игровые методы и приемы технологии «общая теория сильного мышления», такие, как метод дихотомия, эвроритм, типовые приемы фантазирования, многоэкранная схема системного мышления.

На основе системы игровых методов и приемов была организована соответствующая развивающая предметно – пространственная среда. Подобраны дидактические игры, пособия, развивающий и наглядный материал. Одним из составляющих среды стало авторское дидактическое пособие «Помогатор». Это многофункциональный мобильный куб, дидактический материал которого разбит на развивающие модули: «Ребёнок в мире ощущений», «Ребёнок в мире предметов», «Ребенок в мире проблем».

Система применения технологии «общая теория сильного мышления» в образовательной деятельности с дошкольниками осуществляется по основным направлениям познания ребенком окружающего мира.

Реализуя системное направление «Активизация работы анализаторов, определение признаков и их связей», активно использовала систему дидактических игр и развивающих упражнений, с помощью которых дети учились посредством анализаторов определять признаки объектов и классифицировать их в среднем возрасте только по одному из признаков, к подготовительной группе уже по нескольким признакам

Через дидактические игры и тренинги формируют понятие того, что у каждого изучаемого объекта есть имя признака – это обобщающее слово имени признака и конкретное значение этого признака. В игровой форме дошкольники учатся различать качество поверхности предметов, узнавать предмет только по форме, цвету, размеру, вкусу, запаху, формируется умение соотносить предмет и его признак.

После того как дети научились определять имена признаков, приступаем к формированию у дошкольников мыслительных операций причинно-следственного характера. Эффективным способом стала развивающая игра «Причинно-следственные качели» из модуля «Ребенок в мире предметов» игрового дидактического пособия «Помогатор». Оперируя многообразием картинок объектов окружающего мира и схематическим изображением имен признаков с опорой на схему – подсказку, дошкольники формировали умения составлять фразы причинно-следственного характера по типу ««причина», поэтому «следствие», например, «Пошел дождь, поэтому ребята ушли домой», а также по типу: «следствие», потому что «причина»», например, «Ребята пошли домой, потому что пошел дождь».

Работая по направлению «Формулировка вопросов», в средней группе во время совместной игровой деятельности знакомила детей с алгоритмом постановки проблемных вопросов, используя дидактическое пособие «Дерево вопросов». В этом возрасте дети осваивали наиболее простые типы вопросов, например, восполняющего, описательного типа. В старшей группе с опорой на схему дети осваивали формулировки вопросов более сложного содержания, например, оценочного, воображаемого, субъективного типа. В подготовительной группе воспитанники составляли вопросы уже без опоры на наглядность. После того как воспитанники научились определять характерные признаки объектов, грамотно строить вопросы, были использованы игровые приемы, направленные на формирование у дошкольников мыслительных операций дихотомического плана. С этой целью в режимных моментах, в организованной образовательной деятельности использовалась серия дидактических игр «Да – нет» из блока «Ребенок в мире проблем» игрового дидактического пособия «Помогатор», позволяющих решать проблемный вопрос, выявить необходимый материал из проблемного поля путем сужения поля поиска. Во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с окружающим миром автор опыта предложил воспитанникам узнать, что спрятал злой волшебник в сундуке, задав ряд вопросов, основанных на сужении поля поиска признаков спрятанных объектов, например, «это относится к живой природе?», «это животные?» и т.д., на которые возможен только односложный ответ, типа «да» или «нет». Сначала мы совместно с детьми учились такие вопросы, а к подготовительной группе ребята уже самостоятельно выстраивали ряд необходимых вопросов.

 В процессе построения различного типа проблемных вопросов у дошкольников формировалось умение видеть проблему, организовать на основе поставленных задач исследовательскую деятельность.

Иногда случается так, что процесс познания невозможен без парадоксальных изменений признаков изучаемых объектов. В данном случае эффективно использование системного направления «Преобразование признаков объекта», которое предполагает освоение дошкольниками типовых приемов преобразования. С детьми среднего дошкольного возраста отрабатывались более простые приемы преобразования: уменьшение, увеличение, статика, динамика, а в старшей и подготовительной группах более сложные приемы преобразования: дробление, объединение, преобразование признаков времени.

Отработать приемы преобразования помогают веселые волшебники дидактической игры модуля «Ребенок в мире проблем» игрового дидактического пособия «Помогатор». В игровой занимательной форме процесс увеличения или уменьшения объекта сопровождали соответственно Волшебники Великан и Кроха, волшебник «Дели» помогал детям в процессе дробления объекта на составные части, а волшебник «Соединяй – ка» помогал из частей собрать целое.

Изучение объектов окружающего мира в системе начинала с детьми старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте у детей закладываются основы системного мышления. Реализация системного направления «Формирование у дошкольников алгоритмов (моделей) системной мыслительной деятельности» позволило сформировать у воспитанников пошаговые алгоритмы выполнения мыслительных операций, позволяющие рассматривать объект исследования как систему: его функции, признаки, взаимосвязи с другими объектами, возможности его преобразования во времени.

Через игровые действия исследовательского характера с дидактическим материалом «Волшебные окошки» из модуля «Ребенок в мире проблем» игрового дидактического пособия «Помогатор» воспитанники самостоятельно с опорой на алгоритм упражнялись в построении системы взаимосвязанных понятий, позволяющих рассмотреть исследуемый объект во времени (его настоящее, прошлое, будущее), определить подсистему объекта, то есть путем анализа вычленить из целого его составные части, определить надсистему объекта – сравнивая с другими похожими объектами окружающего мира, выявить окружение объекта, в котором выполнялась его функция

На этапе формирования системной модели мыслительных операций с воспитанниками подготовительной к школе группе использовала дидактический материал «Волшебный лифт», своего рода алгоритм мыслительной деятельности в виде волшебного девятиэтажного домика, разработанного на основе приема «эвроритм». Например, изучая объект окружающего мира «велосипед» по алгоритму «Волшебный лифт» дети путешествовали по этажам. На 1этаже определяли основную функцию объекта, на втором – из каких частей состоит велосипед и функцию каждой из частей, на третьем этаже искали «друзей» данного объекта (велосипед бывает женским, детским, спортивным и т.д.), на четвертом этаже выясняли, как время повлияло на объект, что с ним произошло (нет какой-либо части или она испорчена). С каждым этажом задания усложнялись. В результате дети пришли к неожиданному выводу, что человек сам может без технических средств выполнять функцию велосипеда.

В результате игровой деятельности воспитанники подготовительной к школе группы самостоятельно описывали системные связи любого объекта окружающего мира, при этом умело демонстрировали умения осуществлять в комплексе мыслительные операции.

Кроме того, технология позволяет в полной мере реализовать Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, системно-деятельностный подход и различные педагогические идеи в образовательном процессе, а также расширяет возможности для дальнейшего роста творческого потенциала.

Список литературы

  1. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР, дефектология, 1990 г.
  2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М. Знание, 1994.
  3. Венгер Л.А, Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. -1982. – №3.
  4. Верещагина Н.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка // «Детство-пресс», С-П: 2019.
  5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Гос. изд-во РСФСР, Москва-Ленинград, 1930.

Поделиться

525

Суслова М. М., Рудычева Н. В., Лавриненко В. С., Колесникова О. В., Лунина Т. К. Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством технологии ОТСМ // Актуальные проблемы современной науки: экспериментальный и теоретический поиск : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 65-72. URL: https://apni.ru/article/7173-formirovanie-poznavatelnoj-aktivnosti-detej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря