Главная
АИ #41 (171)
Статьи журнала АИ #41 (171)
Патриотическое воспитание детей

Патриотическое воспитание детей

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

патриотизм
воспитание
традиции
младший школьный возраст

Аннотация статьи

 Статья рассказывает об особенностях патриотического воспитания детей.

Текст статьи

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.

Чрезвычайно важным, в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать с дошкольного возраста. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков, в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Проведя анализ философов и педагогов по вопросу сущности и структуры патриотизма, считаем необходимым подчеркнуть, что патриотизм – это социальное, исторически обусловленное явление духовной жизни народа, результат влияния общественной среды и воспитания. Сущность патриотизма определяется отношением к родине (народу, культуре, традициям, языку, истории, природе родного края) и отечеству (существующему общественному строю – социальной, политической, и культурной среде).

Патриотизм как социальное явление имеет сложную структуру и выделяют три компонента; чувственно-эмоциональный, интеллектуальный и действенно-практический. При этом подразумевается, что чувственно-эмоциональный компонент включает в себя чувство любви к родине, народу, передовым традициям, героическому прошлому родины, преданность отечеству, общенациональную гордость, ненависть к врагам родины. Интеллектуальный компонент включает научные знания о явлениях общественной жизни, взгляды, идеи, убеждения, сознание ответственности за судьбы отечества. Действенно-практический, в свою очередь, подразумевает добросовестный труд на благо общества, заботливое отношение к сохранению и умножению общественного достояния родины, готовность к её вооружённой защите (А. Г. Агаев, Ж. Г. Голотвин и  Р.Я.Мирский, П.М.Рогачев и М. А. Свердлин и др.).

Воспитание патриотизма детей младшего школьного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.

Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:

  • между заявленной государством идеей о необходимости воспитания патриотизма, ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан России, и недостаточной разработанностью научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания в современных условиях;
  • между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с родным народом и утратой у значительной части населения (особенно молодежи) уважения к своей культуре, что осложняет работу по воспитанию патриотических чувств у детей;
  • между пониманием того, что воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, и утратой интереса и уважения к собственной культуре;
  • между стремлением воспитания толерантности и проявлениями высокомерия, унижения чужой культуры;
  • между необходимостью начинать воспитание патриотизма с детского дошкольного возраста и низким уровнем подготовленности работников дошкольных учреждений и родителей к патриотическому воспитанию.

Поделиться

858

Сапон Е. А. Патриотическое воспитание детей // Актуальные исследования. 2023. №41 (171). Ч.II.С. 76-77. URL: https://apni.ru/article/7185-patrioticheskoe-vospitanie-detej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января