Главная
АИ #41 (171)
Статьи журнала АИ #41 (171)
Формирование женской моды послевоенных лет в СССР

Формирование женской моды послевоенных лет в СССР

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

мода в СССР
послевоенные годы
одежда
дефицит
западные тенденции

Аннотация статьи

Данная статья исследует тему моды и стиля в СССР в послевоенные годы. Автор подчеркивает актуальность данной темы в контексте общественно-политической и социально-экономической стабилизации после Второй мировой войны. В статье описываются особенности одежды и стиля в тот период, когда страна сталкивалась с дефицитом материалов, что сильно влияло на моду и выбор одежды.

Текст статьи

Актуальность темы заключается в характеристике особенностей в одежде, связанных со стабилизацией общественно-политической и социально-экономической ситуации в СССР в послевоенные годы и характер принятия советского народа нового направления моды.

Когда конец военной эпохи ознаменовался победой СССР над фашистской Германией, жизнь постепенно начала возвращаться на круги своя – но женская половина населения не сразу приступила к пересмотру гардероба по причине жесточайшего дефицита, который диктовал собственные условия.

Нехватка материала остро отражалась на всех сферах производства второй половины 40-х, не говоря уже об одежде, а потому в ход шли любые тканевые изделия: шили из скатертей, занавесок, постельного белья – словом, из всего, что «попадало под руку». Фасоны женских костюмов напоминали своим видом военную форму – наплечники с острыми углами, вшитые в пиджаки и прямые юбки придавали женской фигуре мужские черты, удлиняя линию плеч и сужая бедра, создавая, тем самым, подчеркнутый силуэт. Юбки шили выше колена, несмотря на то, что ранее классикой являлась длина в пол. Объяснение тому – простая нехватка материала. Кроме того, многие женщины продолжали носить брюки из-за работ на производстве, что прежде могло показаться недопустимым.

Многие женщины сшивали вещи из различных видов тканей и материалов, что в наше время назвали бы «печворком» - постепенно подобный вещи входили в моду. Неподходящие по цвету пуговицы тоже обшивали тканью, чтобы они не выделялись из общей картины.

Яркие и броские цвета были совершенно не использовались, поскольку были маркими, а потому не практичны для носки. В основном, вещи шили из черных и коричневых оттенков.

Но уже в 1947 году Кристиан Диор дал толчок послевоенной моде, вернув прекрасному полу былую женственность в своей новой коллекции, однако, несмотря на то, что действие показа и эффект, который он произвел, можно было сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы, заслуженное признание Диор получил не сразу. Хотя газеты и пестрили заголовками «New look», благодаря случайно оброненной фразе Кармел Сноу, главному редактору «Harper’s», Диора упрекали в отсутствии новизны и практичности и в непозволительно больших расходах ткани. И все же, несмотря на весь скептицизм, с которым был встречен Парижский показ, он произвел фурор.

В СССР «New look» прижился не сразу – лишь около 60-х годов новый стиль смог побороть строгий и непреклонный послевоенный.

Политика правительства СССР в отношении одежды строго-настрого запрещала любое проявление западных тенденций во внешнем виде советских женщин, но и она медленно прогнулась под их влиянием – всюду, даже во время Второй мировой, просачивались европейские фасоны. К примеру, из США массово прибывала гуманитарная помощь в виде ношеной одежды, распространяясь среди женщин СССР. Бывало, что они даже не имели понятия, как и с чем присланная одежда должна была надеваться – американские ночные сорочки преспокойно носили средь бела дня в качестве модных платьев.

Немецкие, французские, латиноамериканские и прочие модели стали проскальзывать на страницах советских модных журналов, а из освобожденной Германии стали возвращаться солдаты с трофеями из мира западной моды. В своих образах женщины начали подражать актрисам из мира европейских кинолент, привнося в свой гардероб новые элементы заграничного разнообразия.

Символом моды послевоенного времени стал «Журнал мод». Его первый номер поступил в продажу 7-го июня 1945-го года. Тираж издания был 10000 экземпляров. А цена – 75 рублей, что по тем временам считалось сумасшедшей суммой. Над выпуском сборника трудились ведущие модельеры. Послевоенную моду они собирали из множественных обрывочных пазлов. В ход шли элементы национальной одежды советских республик, а также модели, пользующиеся спросом зарубежом

Тем временем, сама «советская мода» никогда не останавливалась в своем развитии. За три года до нашумевшего показа Диора в Париже, в 1944 году, в Москве приступил к работе Дом моделей на Кузнецком Мосту. Кутюрье Дома ставили перед собой задачу в создании новой советской моды – уникальной, массовой, общедоступной и демократичной; внутри шли разработки повседневной одежды, спортивной и школьной форм.

Хотя государство было заинтересовано в продвижении «советской моды», снабжение Московского Дома моделей средствами из бюджета оно не предусматривало. План был таков – Дом сотрудничает со швейными фабриками, снабжая их выкройками манекенщиков. Но фабрики приобретать их отказывались, отдавая собственное предпочтение устаревшим довоенным моделям 20-30-х годов.

Послевоенная мода кардинально затронула и женские прически – волосы закалывали накрывали сеткой и накрывали головными уборами; парикмахерские и мастера не работали, причесывать волосы приходилось в домашних условиях, а потому завивка и укладка были непозволительной роскошью.

Макияж же, в отличие от скромного вида одежды, был достаточно броским – тушь, яркая, алая помада на губах, тени голубого цвета, брови окрашивали хной и тонко выщипывали ниточкой. Капрон был в дефиците, а потому девушки, для имитации колготок или чулок, рисовали карандашами стрелки. Кроме того, с фронта женщины привезли не здоровую, перенятую у мужчин моду на курение, и советских женщин очень часто можно было увидеть с сигаретой в руках.

В 1947 году Московский Дом моделей начинает самостоятельно шить партии одежды, которая перед тем, как появиться на прилавках магазинов, проходила через жесткую критику правительства, чиновники которого вносили крупные правки в эскизы, а потому готовая партия выходила на свет гораздо отличавшейся от первоначального вида.

Периодически представители Дома мод выезжали на показы и на производства или колхозы, тем самым «пропагандируя» новые модные новинки, распространяя модели фасонов по всему СССР.

Таким образом, женская мода послевоенных времен в СССР развивалась в рамках сурового дефицита, под строгим контролем советской власти и под неизбежным влиянием западной культуры, что не мешало ей покорять подиумы за рубежом и еще долгое время быть основой для современных модных трендов.

Список литературы

  1. Акатьева А. А., Шарипова А. Ф. Весенняя мода наших бабушек - Как одевались в послевоенные годы в Советском Союзе // История моды [Электронный журнал]. 2013. № 1. С. 324–333.
  2. Прокопьева Л.Л. Какой была мода послевоенных лет, или что носили женщины, когда страна голодала / Л.Л.Прокопьева, Вилова П.С. // СССР в цветах. – 2007. – №3. – С. 85-88.
  3. Распопова О.Н. Удивительная история Дома моделей на Кузнецком. Как создавалась мода в СССР: [Электронный журнал], 2014. 114 с.

Поделиться

1558

Зарабелова А. В. Формирование женской моды послевоенных лет в СССР // Актуальные исследования. 2023. №41 (171). Ч.I.С. 37-39. URL: https://apni.ru/article/7190-formirovanie-zhenskoj-modi-poslevoennikh-let

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря