В статье проанализировано анкетирование, которoе провели сотрудники сельских библиотек по выявлению мнения социума о присвоении имен библиотекам. Рассмотрены вопросы дальнейшей деятельности именной библиотеки как уникальной модели: «библиотека-имя-бренд».

Аннотация статьи
мнение
бренд
имя
библиотека
Ключевые слова

Многие считают, что присвоение имени библиотекам, повысит их общественный статус, привлечет больше посетителей и даст новый импульс для развития [1]. Так ли это на самом деле?

Сотрудники ЦБС Кемеровского муниципального округа решили выяснить, как относятся к этой идее сами библиотекари и конечно жители. Всем было предложено ответить на три вопроса: «Поддерживают ли они идею присвоения имени библиотекам? Как это отразится на дальнейшей работе библиотеки? Чьи имена можно присвоить?». Причем, это могут быть имена не только писателей, но и выдающихся людей или общественных деятелей, которые когда-то жили на территории Кемеровского района и внесли значительный вклад в его развитие.

Библиотекари отнеслись к идее присвоения имени библиотеке насторожено. Только 54% уверено сказали, что поддерживают, 8% – против, 6% не задумывались об этом, остальные 32% сомневаются.

Жители при ответе на вопрос «Поддерживают ли они идею присвоения имени библиотекам?» высказались тоже неоднозначно. Из 250 человек в возрасте от 14 до 70 лет: 37% уверены, что это нужно, 29% не задумывались над этим, против всего 3%, а 31% сомневаются, нужно ли это.

На вопрос «Как присвоение имени отразится на дальнейшей работе библиотеки?» 81% сотрудников уверено сказали, что будет больше тематических мероприятий, посвященных этой персоне. 8% считают, что ничего не изменится. Читатели (76%) высказались о том, что данное событие никак не отразится на работе библиотеки. И лишь 5% пользователей надеются, что именная библиотека станет местом притяжения для творческих людей.

Третий вопрос «Чьи имена можно присвоить?» оказался самым обсуждаемым. Библиотекари чаще всего высказывали мнение о присвоении имен писателей и поэтов – 63%, (причем из них местных авторов поддержали 51% сотрудников), 23% – за имена российских деятелей культуры. Реже предлагали назвать библиотеку именем павшего героя – 9%, еще меньше – присвоить имена директоров или руководителей предприятий – 5%.

Жители же, наоборот предлагали увековечить имена павших героев – защитников Отечества – 48%, присвоить имя писателя и поэта – 39% (здесь мнение по выбору автора – местного или российского были почти одинаковыми), за присвоение имени руководителя предприятия – 8, имена российских деятелей культуры поддержали – 5%.

В целом анкетирование показало, что большинство респондентов поддерживают идею присвоения имени библиотеки и чаще всего высказываются за присвоение имен писателей и поэтов.

Кто чаще всего становиться инициатором присвоения имени? Как ни странно, органы власти, реже жители и родственники известной персоны. А вот библиотекари уже потом начинают думать о том, будет ли библиотека с именем узнаваемой. И как можно использовать личный бренд (если он был у знаменитой личности) в библиотечной работе [2, с.666].

Согласитесь, что дать имя библиотеке – значит рискнуть. Почему?

Во-первых, это обязывает соответствовать присвоенному имени. Во-вторых, имя определяет «жизненный путь» библиотеки, перспективы развития и это нужно учитывать при разработке проектов и текущих планов. Многие просто об этом забывают и вспоминают лишь в юбилейный год. В-третьих, постоянно формировать и дополнять мемориальные экспозиции, а материалы для них найти непросто. В-четвертых, организация встреч, тематических вечеров с теми, кто непосредственно связан с персоной. А таких людей становится со временем все меньше. В-пятых, постоянно поддерживать интерес к личности, чье имя носит библиотека. Но спад активности неизбежен, у каждого поколения появляются свои кумиры.

В настоящее время лишь одна библиотека Кемеровского муниципального округа носит имя библиотекаря –фронтовика Василия Ивановича Давыдова. Идея присвоения имени принадлежала Совету ветеранов и была актуальна в Год памяти и славы. Небольшая мемориальная выставка о земляке-фронтовике, уроки истории и часы краеведения – это весь перечень мероприятий, которые может реализовать библиотека в настоящее время, опираясь на имя.

Можно ли выделить какую-то индивидуальную особенность в деятельности именной библиотеки? Скорее нет, чем да. Библиотека, как и все остальные, занимается краеведческой деятельностью без акцентирования внимания на имени. С чем это связано? Пополнять экспозицию нечем, весь доступный архивный и газетный материал уже собран. Родственников, однополчан и даже старожилов-односельчан не осталось, приглашать на встречи просто некого. Поэтому все краеведческие мероприятия посвящены селу, землякам, значимым событиям в истории и развитии территории.

Несомненно, выбор имени – не только ответственная, но и кропотливая работа над индивидуальностью и узнаваемостью в рамках именного бренда.

А знают ли специалисты и жители деревень именные библиотеки нашего региона? Согласно анкетному опросу, библиотекари выделили следующие именные библиотеки: библиотека им. В.Федорова (г. Кемерово) – 51%, библиотека им. А. Береснева (г. Кемерово) – 18%, библиотека им. Н.Гоголя (г. Кемерово) – 16%, библиотека им. В.Чивилихина (г. Мариинск) – 4%, библиотека им. Л.Гержидовича (г. Березовский) – 3%. И что самое печальное, именную библиотеку им. В.Давыдова Кемеровского муниципального округа назвали только 2 библиотекаря.

Пользователи библиотек из 10 предложенных вариантов выбрали следующие именные библиотеки Кузбасса: библиотека им. В.Федорова (г. Кемерово) – 31%, библиотека им. Н.Гоголя (г. Кемерово) – 13%, библиотека им. А.Береснева (г. Кемерово) – 8 %, библиотека им. В.Чивилихина (г. Мариинск) – 5%. И ни одной именной библиотеки не знают – 22% опрошенных.

В целом результат предсказуем, что большинство выбрали библиотеку им. В.Фёдорова. Читатели библиотек постоянно получают информацию о сетевых проектах и онлайн-акциях, конкурсах, которые инициирует ГАУК ГНБК им. В.Фёдорова. Мало читатели сельских библиотек знают о событиях и проектах других именных библиотек региона. В этом направлении предстоит поработать, изучить электронные ресурсы именных библиотек и сетевые сообщества.

Так может ли все-таки имя стать визитной карточкой библиотеки? Может. Если, присваивая имя, библиотекари заранее продумали основные моменты дальнейшей работы, как говориться «на перспективу». Учли территориальные особенности, традиции и интересы жителей. Сопоставили свои возможности и создание новых информационно-культурных форматов. Готовы к изменениям, а главное к продвижению образа именной библиотеки для увеличения своей аудитории, получения максимального социального эффекта от профилирования деятельности как именная библиотека [3].

Текст статьи
  1. Библиотека имени… – Текст: электронный // Дзержинское время: сетевое издание. – 2023. – 09.03.2023. – URL: Библиотека имени... – Дзержинское время (dzer.ru) (дата обращения: 14.08.2023). – Режим доступа: свободный.
  2. Мадис, Н. А. Брендинг как инструмент продвижения библиотеки / Н. А. Мадис. – Текст: электронный // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. – С. 666-667. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16531 (дата обращения: 28.08.2023). – Режим доступа: свободный.
  3. Хомякова, О. А. Как стать библиотекой-брендом: пять советов из опыта работы: из материалов выступления на XXII Ежегодной Конференции РБА во Владимире/ Оксана Анатольевна Хомякова. – Текст: электронный // Библиотека им. Л.Толстого г. Новосибирск: сайт. – URL: https://cbstolstoy.ru/26026?ysclid=lluorsy2ae615631714 (дата обращения 23.08.2023). – Режим доступа: свободный.
Список литературы