Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками

В статье рассматриваются коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда.

Аннотация статьи
речевое развитие
здоровьесберегающие технологии
коррекционная работа
результативность
логопедические занятия
Ключевые слова

На сегодняшний день коррекционно-развивающие технологии являются наиболее важными для детей с точки зрения воздействия на развитие и здоровье. Методы, приёмы и разнообразие подходов данного направления относятся к психолого-педагогической работе с детьми. Несомненно, введение оздоровительных технологий в образовательные процессы детского сада должно осуществляться в условиях здоровой среды, способствующей гигиеническому, психологическому и педагогическому комфорту.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях – это совокупность мероприятий, которые ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей, а также их общее развитие. Достигнуть успешных результатов возможно только используя комплексное воздействие [2, с.45].

В логопедической практике актуален вопрос о сохранении и укреплении здоровья детей путем здоровьесберегающих технологий. Причиной нарушения речи детей могут выступать различные как физиологические, так и психические заболевания. Слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляции, мелкой моторике и общей моторике – это набор нарушений, которые тесно связаны с речевыми процессами, а значит, проявляются при общем недоразвитии речи [3, с.47]. У детей наблюдается низкая работоспособность, слабая активность на занятиях, нестабильное эмоциональное состояние.

В связи с этим, здоровьесберегающие технологии необходимы в работе учителя-логопеда, чтобы оказать помощь в оздоровлении детей, посредством улучшения уровня коррекционной работы, а также разнообразия приемов и методов логопедического влияния. Нельзя отрицать, что положительная динамика обучения и воспитания детей напрямую влияет на сохранение и укрепление здоровья.

Существует ряд задач, стоящих перед учителем-логопедом, которые направлены на общую коррекционно-развивающую работу:

  1. Организовать образовательную среду таким образом, чтобы устранить все стрессовые факторы в процессе обучения. Для этого нужно создать доброжелательную атмосферу, использовать индивидуальный подход, а также выстроить образовательный маршрут, в котором ребенок сможет добиться успеха, благодаря которому достигается нормальное психофизиологическое состояние.
  2. Подходить к процессу обучения таким образом, чтобы обеспечить мотивацию ребенка к работе, тем самым повышая работоспособность.
  3. Поднять эффективность воспитательно-образовательного процесса.
  4. Поддерживать и укреплять здоровье воспитанников на оптимально возможном уровне.
  5. Закреплять у детей знания о здоровом образе жизни.

В деятельности учителя-логопеда практикуются следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Зрительная гимнастика
  4. Пальчиковая гимнастика (кинезеологические упражнения)
  5. Су-джок терапия
  6. Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия)

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Нарушение речи в первую очередь связано с артикуляционным аппаратом, поэтому нужно выполнять целый комплекс определенных упражнений для укрепления мышц артикуляционных органов, а также способность различать движения языка в процессе говорения.

Вместе с этим решаются следующие оздоровительные задачи:

  • повышается кровообращение в ротовой зоне и нервная проводимость;
  • повышается двигательная деятельность артикуляционного аппарата;
  • укрепляются мышцы языка, мышц, щёк.

Таким образом, правильное произношение звуков осуществляется благодаря артикуляционной гимнастики [4, с.82].

Немало важным видом здоровьесберегающей технологии является дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения направлены на закрепление умений диафрагмального – речевого дыхания, а именно развивает протяжный, плавный выдох, вырабатывает сильную воздушную струю, приучает к способности умеренно расходовать воздух в речевом процессе.

С помощью дыхательной гимнастики достигается комплексное лечебное действие на организм, состоящее из: обогащения кислородом, нормализация обменных процессов, улучшение психоэмоционального состояния и повышение иммунитета. В работе с детьми важно добиться внимания и интереса к занятию, поэтому часто используются игровые приёмы.

Довольно важно проводить упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения. В процессе проведения письменных занятий продолжительная зрительная нагрузка может оказать пагубное воздействие на здоровье глаз ребенка, поэтому такие упражнения как «Стрекоза», «Послушные глазки», «Самолёт» является необходимым средством перезагрузки, которое способствует расслаблению и укреплению глазных мышц. Помимо этого, гимнастика оказывает воздействие на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаза.

На логопедических занятиях уделяется особое внимание такому виду деятельности, как пальчиковая гимнастика, которая способствует речевому и умственному развитию ребенка. Мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, так как движения организма и речевая моторика - это целая система взаимосвязанная между собой. В работе учителя-логопеда используются расслабляющие, статические и динамические упражнения, ориентированные на определенные цели и задачи коррекционной работы.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач:

  • повышает работу головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, воображение, мышление;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

В помощь логопеду на занятие приходят различные предметы и игрушки: резинки, пуговицы, «герои-варежки» и другие. Проведение занятий в игровой форме позволяет вызывать и поддерживать интерес ребенка к образовательному процессу.

Еще один вид здоровьесберегающих технологий с использованием массажных шариков, колечек, и других массажных предметов является – Су-джок. К одной из отличительных особенностей данной терапии можно отнести стимулирование определенных точек на кистях рук и стопах. На занятиях по коррекции речи данное направление помогает автоматизировать и дифференцировать звуки, развивать фонематический слух, восприятие и общую моторику рук. Часто проводятся такие игры как: «Ёжик», «Мальчик пальчик», «Лесные звери» и другие.

Изучая коррекционно-развивающие технологии, особое внимание обращается сказкотерапии, в процессе которой обогащается словарный запас ребенка, автоматизируются звуки, а главное развиваются все компоненты речи. Учитель-логопед может превращать своё занятие в сказочный сюжет, вовлекать сказочного героя, выстраивать логопедические задания в виде сюжетной линии. При помощи этого решается ряд задач:

  1. Коррекционно-образовательные: развитие всех компонентов речи, фонематическое восприятие, проводить работу над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией, а также введение звуков в свободную речь, развитие слоговой структуры слова.
  2. Коррекционно-развивающие: развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, просодической стороны речи.
  3. Коррекционно-воспитательные: развитие чувства доброты, любви к природе, ответственности, сопереживания [3, с.132].

При выполнении всех перечисленных задач ребенок осваивает умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать сюжетные линии, грамотно отвечать на поставленные вопросы и правильно строить диалог.

Музыкотерапия – это технология с использованием музыки, как способ нормализации эмоционального состояния, избавление от страхов, исправление речевых и двигательных расстройств у детей. В логопедической практике часто применяются такие виды работы с музыкой как:

  • логопедическая ритмика, которая способствует укреплению костно-мышечного аппарата;
  • пение, которое направлено на формирование правильного дыхания, звукообразования и голосообразования;
  • музыкально-ритмические движения, которые развивают темп, ритм внимание.

Логопедические занятия и упражнения могут выполнять с использованием музыки.

Одной из наиболее интересной технологией для детей в коррекционной работе является цветотерапия. Здесь ребенок использует любимые цветы, а также предметы и фигуры. Элементы цветотерапии применяются на фронтальных, групповых и индивидуальных занятиях. Используются такие игры как: «Цветные дорожки», «Путешествие в разноцветный мир», «Разноцветные узоры» [5, с.46]. Благодаря цветотерапии успешно проходит автоматизация и дифференциация звуков, развивается лексико-грамматический строй речи, а также связная речь.

Несомненно, цветотерапия помимо коррекционной работы, оказывает немало важное влияние на здоровье ребенка, а именно: нормализуется мышечный тонус, психоэмоциональное состояние ребенка.

В процессе занятий с детьми проводится кратковременные физические упражнения – физминутка. Её цель: профилактика утомления, формирование правильной осанки, психоэмоциональная разрядка. На логопедических занятиях физминутка проводится непосредственно в середине образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Дети выполняют несложные упражнения, которые сопровождаются стихами, связанные с темой и содержанием деятельности [1, с.45].

Детская речь более ритмичная, громкая, четкая, эмоциональная и развивает слуховое восприятие, когда они произносятся одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной и развивает слуховое восприятие. Движения простые, доступные и интересные для каждого ребенка, но должны быть достаточно интенсивными, чтобы задействовать многие группы мышц, но не чрезмерными.

Веселые физкультминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Существуют разные виды физминуток:

  1. Игровые
  2. Ритмические
  3. Двигательно-речевые
  4. Танцевальные
  5. Имитационные
  6. Пантомимическая гимнастика

Итак, использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями. Эти методы работы помогают добиться максимальных результатов в преодолении речевых трудностей, а также общем оздоровлении детей дошкольного возраста.

На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют сделать логопедические занятия более интересными и разнообразными.

Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами речевого развития, но и совершенствованию адаптационных и компенсаторных возможностей детского организма.

Текст статьи
  1. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 281 с.
  2. Макеева, Т. В. Здоровьесберегающая педагогика: учебник для среднего профессионального образования / Т. В. Макеева, Л. Ф. Тихомирова. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 251 с.
  3. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 161 с.
  4. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 191 с.
  5. Теория и методика игры: учебник и практикум для вузов / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под редакцией Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 265 с.
Список литературы