Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

Данная статья обсуждает важность здоровьесберегающих образовательных технологий для детей в начальной школе. С увеличением числа детей, испытывающих трудности в обучении, становится необходимым поиск новых методов обучения и организационной поддержки. Особое внимание уделяется здоровьесберегающей технологии, которая способствует сохранению и стимуляции здоровья детей.

Аннотация статьи
музыкальная терапия
образование
начальная школа
здоровьесберегающие технологии
учебный процесс
эмоции
Ключевые слова

В последние годы число детей, испытывающих большие трудности в обучении в начальной школе, значительно возросло. Все это требует поиска новых форм организационной поддержки и методов обучения. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются наиболее важными среди известных технологий с точки зрения степени воздействия на здоровье и развитие детей.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина – это:

  • условия обучения детей в школе (отсутствие стресса, полные требования, полноценные методы преподавания и воспитания);
  • правильно организовать образовательный процесс (с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей и гигиенических требований);
  • придерживайтесь образовательных и физических нагрузок в соответствии с возможностями возраста ребенка;
  • необходимый, достаточный и разумно организованный двигательный режим.

Развитие образовательных технологий и здоровьесбережение можно разделить на три подгруппы:

  • технология сохранения и стимуляции здоровья, которая способствует предотвращению переутомления, гиподинамии и других состояний неадекватности (динамическая пауза, физические минуты, упражнения для пальцев, дыхания, для глаз);
  • технология редактирования (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психология, фонетический ритм, цветотерапия);
  • технологии, обучающие здоровому образу жизни (техники проблемных игр, игровая терапия, массаж и самомассаж).

В этой статье я хочу сосредоточиться на использовании музыкальной терапии. Музыкальная терапия – это метод использования музыки в качестве терапевтического средства.

По словам Матеевой и З. Машуре, музыка может оказывать значительное влияние на эмоции, и именно из этого факта исходит музыкальная терапия. Музыка, особенно любимая, создает определенные психические и соматические процессы в человеке, вызывая у него определенные эмоции, умонастроения, настроения, влияния, поведенческие изменения и в то же время воздействует на важнейшие растительные функции, моторику и, следовательно, продолжается оттуда, что позволяет отследить положительное влияние музыки на речь занятия по терапии. Сравнивая музыку и слова, мы должны исходить из их общих черт. К ним, прежде всего, относится их звуковая база. И музыка, и речь основаны на звуковых сигналах, поэтому и то, и другое является средством звуковой коммуникации в человеческих отношениях. Методы коммуникации в виде звуковых комплексов музыкального выражения и речи с антропологической точки зрения также имеют много общего. Музыка и речь используют одни и те же средства передачи и воспринимаются одним и тем же органом восприятия звуковых сигналов. "Одни и те же органы служат как для формирования речи, так и для пения. Воспринимаемые и обрабатываемые акустические сигналы немедленно переходят в зрительно-моторные реакции и наоборот, как это происходит при написании и чтении слов, заметок и т.д. Двигательные и слуховые пути, ядра лучевых и лучезапястных нервов головного мозга, а также формирование сетей и лимбической системы в равной степени вовлечены в когнитивную и регенеративную деятельность. Прядильщики времени выполняют слуховую функцию при прослушивании музыки и речи. Область передней и средней частей временного гироскопа, пространство перед областью восприятия голоса (расположенной в обоих временных гироскопах), отвечает за музыкальную функцию".

Многие авторы утверждают, что человеческая речь с точки зрения филогении происходит от вокальной основы. Чарльз Дарвин рассматривал музыкальные выражения в форме пения, характеризующиеся тембром и музыкальными ритмами, как основу речи. В филогенетическом развитии музыкальное самовыражение возникает гораздо раньше речи, на что указывает пение птиц. Онтогенетическое развитие ребенка также указывает на то, что экспрессия важнее речи - младенцы и маленькие дети могут воспроизводить тембр своего голоса задолго до того, как они научатся говорить. В филогенетическом развитии человека, прежде всего, формируется слуховая коммуникация. Сначала человек учится воспринимать звуки, а затем у него появляется орофарингеальная фонема – образование звуков и распределение звуковых сигналов. Эти акустические сигналы на заключительном этапе формировали членораздельную речь. Это развитие повторяется у детей в сокращенной форме. Сначала ребенок учится слушать, затем создает музыкальные звуки и только потом создавать четкую речь. Связь между музыкой и речью основана на общих акустических и выразительных элементах, таких как ритм, мелодия, гармония, громкость, мотивация, напряжение и благоприятность. Специфические характеристики музыкальных ритмов, влияющие на ритм речи, были описаны многими авторами в их работах, например М. Е. Хватцевым (1951). Карл Орфф подробно изучил этот вопрос. Его работа "Школьная музыка для детей, народные песни" представляет собой компиляцию различных ритмических выражений, мотиваций, исходящих из мира детских интересов. Значительный положительный эффект этой методической системы включает в себя немедленную активизацию и всестороннюю стимуляцию творческих способностей ребенка на всех этапах его развития. "Из-за отправной точки утверждение о двух сторонах содержания – объективной и субъективной – основано на том факте, что сам язык является результатом творчества субъекта". Основным фактором, который показывает прямую связь между музыкой и речью, является мелодия. Данные о сходстве ритмов и мелодий речи и музыки творчески использованы в мелодической системе К. Орфф пытается применить наиболее подходящую форму обучения детей игре на простейших музыкальных инструментах. В области развития способности к пению и интонации с помощью форм активизации музыкальной деятельности и пропаганды в программе "Работа в школе..." можно обнаружить явные сходства между мелодическими интервалами музыки и речью. Б.В. Астафьев отмечал интонационную природу нашей речи, а О.Д. Волчек продемонстрировал, что в разных эмоциональных состояниях та или иная мелодия, которая является семантически доминирующей, совпадает с музыкальным тембром. Синтез ритмических и мелодических элементов обеспечивает основу для сравнения музыки и речи с точки зрения общей композиции – гармонии. Пропорциональный баланс постоянного слияния основных элементов музыки создает динамическую гармонию речи, влияние которой аналогично влиянию гармонии речи, музыкальных композиций. Под динамической гармонией речи мы подразумеваем динамический процесс, зависящий от различных ситуаций преимущественно эмоционального характера, который изменяет ритм, темп, тон и тембр звуков речи. Поэтому при чувстве страха речь характеризуется более высокой частотой, чем в спокойном состоянии, радость может проявляться в более быстром темпе, гнев – в увеличении интенсивности. Речь обычного человека обладает богатой выразительной гаммой, которая соответствует динамической природе трех составляющих элементов музыки – ритма, мелодии, гармонии. Напротив, речь человека с каким-либо психофизическим или социальным расстройством характеризуется нарушением того или иного лица или даже всех элементов музыкального языка. Музыкальные элементы речи чрезвычайно важны с точки зрения информации, поскольку при их сохранении речь становится понятной даже при нарушении звуковой структуры слова. Согласно Гринеру и Флоренской, речь нарушена, даже если она сохраняет правильность словесного материала, и только утраченная музыкальная структура, которая менее понятна, чем речь, сохранила музыкальную структуру. Наиболее частым нарушением музыкальной структуры речи является нарушение ритма. Из общих характеристик музыки и речи следует, что музыка предоставляет множество возможностей влиять на процесс формирования речи.

Вышесказанное подтверждает мнение многих авторов о том, что музыка и речь связаны друг с другом. Они являются взаимозависимыми процессами производства и воспроизводства, бесконечными источниками творческой стимуляции друг друга и могут широко использоваться на уроках логопедии, во время динамических пауз, физических минут, пальчиковых игр, а также в процессе самостоятельной работы, когда речь заходит о логопедии.

Текст статьи
  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: «Наука», 2010.
  2. Венгер, Л.А. Домашняя школа/ Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. - М.,1994.
  3. Ветрова В.В., Годовикова Д.Б., Елагина М.Г. и др. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. - М.: Педагогика, 2008.
  4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти тт. Т.З: Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 2009.
  5. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 2008.
Список литературы