Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью повышения уровня читательской грамотности среди учащихся, а также понимания, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.
Не секрет, что основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Уже с первых дней идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Низкий уровень культуры чтения определяет ключевую проблему в образовании. Исследования в области образования год за годом подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям. Одной из причин невысоких результатов учащихся является невысокий уровень овладения общеучебными умениями. Именно качественное чтение призвано способствовать личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде. Читательская грамотность является одной из шести составляющих функциональной грамотности и стоит на первом месте. Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Таким образом, функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие школьниками всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Каждый ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать. Что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. Безусловно, каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:
- умение найти и извлечь информацию из текста;
- умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать информацию, содержащуюся в нём;
- умение использовать полученную информацию для решения учебных, практических, жизненных задач;
- умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.
Как известно, при переходе из начальной в основную школу, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературы. Каждый предмет имеет книгу.
Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные образовательные технологии. В работе для развития читательской грамотности можно использовать следующие технологии:
Технология критического мышления, важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. В рамках данной технологии предлагается использование следующих приемов:
1. «Чтение по частям»
Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
2. «Работа с вопросником»
Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.
3. «Тонкие и толстые вопросы»
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные вопросы.
4. «Составление литературного паспорта героя» - завершающая цикл творческая работа, которая позволяет не только осмыслить прочитанное, но и также интегрировать цифровой и творческий формат работы.
5. «Написание творческих работ»
Играет большую роль на этапе закрепления изученной темы
Технология проблемного обучения, предполагающая создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний.
Проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение результата – создание проекта.
Особенно актуальной для формирования читательской грамотности является информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ на уроках литературного чтения дает возможность учителю использовать эффективные педагогические технологии с применением интерактивных средств обучения, разнообразных форм и методов работы по формированию читательской компетенции.
Безусловно, читательская грамотность – это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет:
- определять вид и назначение информации;
- понимать тексты научного, художественного и делового характера;
- выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом.
Вместе с тем позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.