Главная
АИ #42 (172)
Статьи журнала АИ #42 (172)
Художественная литература как средство воспитания культуры поведения детей старш...

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор(-ы):

Благова Ольга Леонидовна

15 октября 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

художественная литература
педагогические средства
воспитание культуры поведения
книга
сказка

Аннотация статьи

Статья затрагивает тему, как художественная литература воздействует на воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой и трудом людей. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Текст статьи

Существуют определенные педагогические средства для повышения культуры поведения детей старшего дошкольного возраста, среди которых можно указать: природу; собственные занятия детей; игра; предметно-пространственная развивающая среда; связь; художественные произведения и т. д.

Выбор средств воспитания культуры поведения у дошкольников зависит от ведущей деятельности, уровня их общего и интеллектуального развития, стадии развития нравственных качеств (мы только начинаем формировать нравственные качества или исправляем, или уже реабилитируемся).

В группу художественных средств входят: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и т. д. Эта группа средств очень важна для решения проблем воспитания культуры поведения, поскольку она способствует эмоциональной окраске узнаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны в формировании нравственных идей детей и воспитании чувств.

Одним из средств воспитания культуры поведения среди дошкольников старшего возраста является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о слабых, нуждающихся в помощи, защищать их и способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Влияние природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится важным средством воспитания чувств и поведения ребенка.

Еще одно средство воспитать культуру поведения среди старших дошкольников – это занятия с детьми: игра, труд, учеба и творческая деятельность. Каждое занятие имеет свою специфику, выполняя функцию средства обучения. Но это означает - деятельность как таковая - необходима, прежде всего, для воспитания практики культуры поведения.

Художественная литература – это вид искусства, в котором в качестве выразительных средств используются слова и словесные вариации языка.

Как и любой другой вид искусства, художественная литература предлагает образное понимание реальности. И в этом отношении, в отличие от научной литературы и журналистики, предлагает читателю взгляд автора на происходящее, а не точное изложение реальных фактов.

Специфика художественной литературы раскрывается в сравнении, с одной стороны, с видами искусства, использующими другой материал вместо словесного языка (музыка, изобразительное искусство) или визуальный язык (театр, кино, песня, визуальная поэзия). С иной стороны - с другими типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и т. д. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения.

Воспитатель выбирает произведения искусства в зависимости от конкретных образовательных задач, стоящих перед ним. Образовательные задачи, которые педагог решает как в группе, так и за её пределами, зависят от содержания художественного произведения.

Автор «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева рассказывает о важности тематического распределения работ по чтению среди детей в группе и вне её. Это позволит педагогу целенаправленно и всесторонне развивать культуру поведения детей. Необходимо использовать чтение и пересказ, который углубляет чувства и мысли детей. Нет необходимости читать много произведений искусства детям, но важно, чтобы все они были высоко художественными и глубоко продуманными.

Проблема выбора книг для чтения и рассказа дошкольников раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович и другие. Они разработали несколько критериев:

  • идеологическая направленность книги (например, моральный облик героя);
  • высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием артистичности является единство содержания произведения и его формы;
  • наличие литературного произведения, соблюдение возрастных и психологических особенностей детей. При выборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
  • занимательная история, простота и четкость композиции;
  • конкретные педагогические задачи.

Детская художественная литература, как и литература для взрослых – это искусство слова. Его специфика заключается в единстве словесного искусства с требованиями педагогики.

В дошкольном детстве мы знакомим ребенка с различными жанрами художественной и фольклорной литературы. В зависимости от их спецификации они оказывают эмоциональное, образовательное воздействие на ребенка.

В психическом и нравственном развитии детей большую роль играет русская народная сказка. Сказка с поразительным богатством ее цветов, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторениями, диалогами, ритмичной мелодичностью языка развивает образное мышление, выразительность речи. Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает фантазию, одновременно расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о нравственности, справедливости, необходимости бороться со злом. Основанный на вымысле, это связано с действительностью. Это определяет идеологическое содержание сказок, характер их сюжетов, изображений, детали повествования, его язык. «В каждой сказке есть элемент реальности»… Именно эта особенность сказки несет в себе самые богатые образовательные возможности. Сказка дает моральный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому. Отождествляя себя с героями сказок, ребенок вбирает в себя идеи гуманизма, героики.

Народные пословицы, в которых содержатся нравы, которые носили поколения, метко определяют жизненные события, всегда дают им эмоциональную оценку, знакомят ребенка с человеческой мудростью.

Фольклорные произведения формируют эмоциональную среду ребенка, развивают образное мышление, творческое воображение, обогащают его речь.

Один из распространенных жанров детской литературы – рассказы; они разнообразны по содержанию и форме. Это могут быть короткие рассказы в нескольких фразах, истории, основанные на пословице, такие как истории Л. Толстого из книги «Новый алфавит», или истории, рассказывающие правдивые истории о человеке, его трудовой деятельности, о героизме (Я. Винокуров "; Б. Житков" На льду "), о Советской Армии (День защитника Отечества), (Лев Касиль" О нашей пехоте ").

Большое значение в эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями. Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство красоты, любви к природе [2]. Ребенок, воспринимая стихи, чувствует их ритм, замечает рифму, особенность построения строф. Поэтические произведения не только обогащают знания детей, но и воспитывают, как справедливо отметил К. Д. Ушинский, «немного к звучащей красоте русского языка».

Таким образом, разговоры о содержании художественных произведений способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих действиях. Именно детская литература позволяет дошкольникам раскрывать сложность взаимоотношений между людьми, разнообразие человеческих характеров, особенности определенного опыта, наглядно представляет примеры культурного поведения, которое дети могут использовать в качестве образцов для подражания.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения среди детей старшего дошкольного возраста. Дети эмоциональны, поэтому методы воспитания должны быть не только понятными, но и интересными для них. Закрепляя любое правило, целесообразно использовать приемы и художественные произведения. Знакомство детей с юмористическими содержательными произведениями создает в группе определенное эмоциональное отношение, способствует желанию детей выучить необходимые правила поведения и выполнить их.

Список литературы

  1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5–7 лет: Метод. рек. М., 2018.
  2. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М.: Просвещение, 2019.
  3. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015 №6.
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. СПб: Речь, 2016.
  5. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей. М.: Педагогика, 2015. - 151 с.

Поделиться

515

Благова О. Л. Художественная литература как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №42 (172). Ч.II.С. 25-27. URL: https://apni.ru/article/7198-khudozhestvennaya-literatura-kak-sredstvo-vos

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля