Существуют определенные педагогические средства для повышения культуры поведения детей старшего дошкольного возраста, среди которых можно указать: природу; собственные занятия детей; игра; предметно-пространственная развивающая среда; связь; художественные произведения и т. д.
Выбор средств воспитания культуры поведения у дошкольников зависит от ведущей деятельности, уровня их общего и интеллектуального развития, стадии развития нравственных качеств (мы только начинаем формировать нравственные качества или исправляем, или уже реабилитируемся).
В группу художественных средств входят: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и т. д. Эта группа средств очень важна для решения проблем воспитания культуры поведения, поскольку она способствует эмоциональной окраске узнаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны в формировании нравственных идей детей и воспитании чувств.
Одним из средств воспитания культуры поведения среди дошкольников старшего возраста является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о слабых, нуждающихся в помощи, защищать их и способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Влияние природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится важным средством воспитания чувств и поведения ребенка.
Еще одно средство воспитать культуру поведения среди старших дошкольников – это занятия с детьми: игра, труд, учеба и творческая деятельность. Каждое занятие имеет свою специфику, выполняя функцию средства обучения. Но это означает - деятельность как таковая - необходима, прежде всего, для воспитания практики культуры поведения.
Художественная литература – это вид искусства, в котором в качестве выразительных средств используются слова и словесные вариации языка.
Как и любой другой вид искусства, художественная литература предлагает образное понимание реальности. И в этом отношении, в отличие от научной литературы и журналистики, предлагает читателю взгляд автора на происходящее, а не точное изложение реальных фактов.
Специфика художественной литературы раскрывается в сравнении, с одной стороны, с видами искусства, использующими другой материал вместо словесного языка (музыка, изобразительное искусство) или визуальный язык (театр, кино, песня, визуальная поэзия). С иной стороны - с другими типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и т. д. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения.
Воспитатель выбирает произведения искусства в зависимости от конкретных образовательных задач, стоящих перед ним. Образовательные задачи, которые педагог решает как в группе, так и за её пределами, зависят от содержания художественного произведения.
Автор «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева рассказывает о важности тематического распределения работ по чтению среди детей в группе и вне её. Это позволит педагогу целенаправленно и всесторонне развивать культуру поведения детей. Необходимо использовать чтение и пересказ, который углубляет чувства и мысли детей. Нет необходимости читать много произведений искусства детям, но важно, чтобы все они были высоко художественными и глубоко продуманными.
Проблема выбора книг для чтения и рассказа дошкольников раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович и другие. Они разработали несколько критериев:
- идеологическая направленность книги (например, моральный облик героя);
- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием артистичности является единство содержания произведения и его формы;
- наличие литературного произведения, соблюдение возрастных и психологических особенностей детей. При выборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- занимательная история, простота и четкость композиции;
- конкретные педагогические задачи.
Детская художественная литература, как и литература для взрослых – это искусство слова. Его специфика заключается в единстве словесного искусства с требованиями педагогики.
В дошкольном детстве мы знакомим ребенка с различными жанрами художественной и фольклорной литературы. В зависимости от их спецификации они оказывают эмоциональное, образовательное воздействие на ребенка.
В психическом и нравственном развитии детей большую роль играет русская народная сказка. Сказка с поразительным богатством ее цветов, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторениями, диалогами, ритмичной мелодичностью языка развивает образное мышление, выразительность речи. Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает фантазию, одновременно расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о нравственности, справедливости, необходимости бороться со злом. Основанный на вымысле, это связано с действительностью. Это определяет идеологическое содержание сказок, характер их сюжетов, изображений, детали повествования, его язык. «В каждой сказке есть элемент реальности»… Именно эта особенность сказки несет в себе самые богатые образовательные возможности. Сказка дает моральный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому. Отождествляя себя с героями сказок, ребенок вбирает в себя идеи гуманизма, героики.
Народные пословицы, в которых содержатся нравы, которые носили поколения, метко определяют жизненные события, всегда дают им эмоциональную оценку, знакомят ребенка с человеческой мудростью.
Фольклорные произведения формируют эмоциональную среду ребенка, развивают образное мышление, творческое воображение, обогащают его речь.
Один из распространенных жанров детской литературы – рассказы; они разнообразны по содержанию и форме. Это могут быть короткие рассказы в нескольких фразах, истории, основанные на пословице, такие как истории Л. Толстого из книги «Новый алфавит», или истории, рассказывающие правдивые истории о человеке, его трудовой деятельности, о героизме (Я. Винокуров "; Б. Житков" На льду "), о Советской Армии (День защитника Отечества), (Лев Касиль" О нашей пехоте ").
Большое значение в эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями. Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство красоты, любви к природе [2]. Ребенок, воспринимая стихи, чувствует их ритм, замечает рифму, особенность построения строф. Поэтические произведения не только обогащают знания детей, но и воспитывают, как справедливо отметил К. Д. Ушинский, «немного к звучащей красоте русского языка».
Таким образом, разговоры о содержании художественных произведений способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих действиях. Именно детская литература позволяет дошкольникам раскрывать сложность взаимоотношений между людьми, разнообразие человеческих характеров, особенности определенного опыта, наглядно представляет примеры культурного поведения, которое дети могут использовать в качестве образцов для подражания.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения среди детей старшего дошкольного возраста. Дети эмоциональны, поэтому методы воспитания должны быть не только понятными, но и интересными для них. Закрепляя любое правило, целесообразно использовать приемы и художественные произведения. Знакомство детей с юмористическими содержательными произведениями создает в группе определенное эмоциональное отношение, способствует желанию детей выучить необходимые правила поведения и выполнить их.