Компетентное руководство развитием одарённого ребёнка

В статье рассматривается компетентное руководство развитием одарённого ребёнка, которое представляет собой специально организованную деятельность, включающую совокупность компонентов, таких как целевой, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный и результативный.

Аннотация статьи
развитие
компетентность
одарённость
социокультурный феномен
Ключевые слова

Одарённость как социокультурный феномен является предметом внимания и изучения представителей многих наук, в том числе педагогики, психологии, философии, социологии и т.д.

Следует отметить, что в ближайшее время создаётся Реестр одарённых детей, что свидетельствует о серьёзном намерении государства и общества чётко определить стратегию и тактику работы с данной категорией обучающихся.

Под одарённостью понимается высокий уровень развития способностей субъекта, что позволяет ему достигать эффективных результатов одного или нескольких видов деятельности.

Как известно, способности – это психофизические и анатомофизиологические особенности, определяющие характер, направленность и качество выполняемых действий.

Нередко педагоги, а чаще родители считают ребёнка одарённым уже потому, что он проявляет любознательность, познавательную активность, наизусть читает стихи, сказки, рассказы, логично излагает свои мысли, соблюдая при этом нормы литературного языка, успешно осуществляет какие-то виды деятельности и т.д. Безусловно, такой ребёнок проявляет определённые способности.

В лаборатории признанного авторитета в обсуждаемой здесь области В.С. Юркевич просят спокойнее относится к понятию способностей, напоминая, что «способность» имеет общий корень со словом «способ». Факт наличия способностей показывает, что у ребёнка есть конкретные способы хорошо справляться с задачами в определённой деятельности. Способы учиться обеспечивают академические способности, способы жить среди людей и общаться с ними – социальные способности, в основе интеллектуальных способностей лежат способы думать, художественных способностей – способы оперировать образами, практических способностей – способы оперировать с предметами, а психомоторных способностей – способы согласовывать свои движения с внутренней задачей. То есть одарённый ребёнок – здесь и сейчас – это ребёнок, у которого есть эффективные способы действия в какой-то области деятельности. А раз дело в способах – значит, их можно передать, помочь освоить [1, с. 21].

Компетентное руководство развитием одарённого ребёнка представляет собой специально организованную деятельность, включающую совокупность компонентов: целевой, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный, результативный.

Компетентный педагог должен знать, что одарённый ребёнок по мере взросления не всегда оправдывает надежды учителей, родителей стать выдающейся личностью. Объясняется это тем, что с возрастом одарённость может угасать и даже исчезнуть.

В то же время история знает немало случаев, когда, казалось бы, заурядные дети, став взрослыми, проявляют необычные способности, граничащие с одарённостью.

Учёные назвали это явление «инверсией развития одарённости».

Компетентность педагога заключается и в знании специфики развития одарённого ребёнка. Л.С. Выготский обосновал учение о двух уровнях развития личности. Он доказал, что эти уровни определяются двумя зонами развития: зоной актуального развития и зоной ближайшего развития. Мы бы добавили и третий уровень – зону личностно-перспективного развития.

Это учение имеет прямое отношение к развитию одарённого ребёнка. Его зона актуального развития свидетельствует о том реальном уровне развития задатков и способностей, которые сравнительно легко диагностируются специальным методическим инструментарием (беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности, эксперимент и т.д.). Зона актуального развития очерчивает реальный уровень сформированности дарований личности, который она достигла на сегодняшний день. Но каждый одарённый ребёнок, как, впрочем, и все дети, способен достичь зоны ближайшего развития, который можно охарактеризовать как потенциальный уровень, раскрывающий возможные проявления различных способностей, познавательных интересов, качеств ума, креативности и т.д.

Зона личностно-перспективного развития, на наш взгляд, заключается в предоставлении одарённому ребёнку модели его дальнейшего развития, реализовать которую он способен, если чётко продумать траекторию индивидуального становления, обеспечить системно-деятельностную автономизацию его персоны.

При этом необходимо знать механизм формирования способностей и одарённости.

Компетентный учитель должен осознавать, что развитие одарённости – это перманентный процесс, предполагающий чётко продуманное содержательное психолого-педагогическое сопровождение. Психологический аспект данного процесса предполагает:

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей одарённого ребёнка;
  • знание закономерностей и принципов развития личности;
  • умение воздействовать на все сферы личности: интеллектуальную, эмоционально-волевую, потребностно-мотивационную, деятельностную;
  • владеть способами создания морально-психологического климата, создающего комфортную духовно-душевную атмосферу.

Педагогический аспект сопровождения предполагает:

  • использование методов, приёмов, средств воздействия на личность одарённого ребёнка;
  • умелую организацию межличностного, группового и коллективного взаимодействия одарённого ребёнка с другими субъектами;
  • выбор оптимальных форм обучения высокоспособного ученика;
  • создание индивидуального маршрута развития одарённого ребёнка;
  • тесное сотрудничество с родителями одарённых детей;
  • координация действий учителей, работающих в классах, где учатся одарённые школьники.

Одарённые дети, как правило, нестандартно ведут себя в школе. Они, как правило, во многом опережают своих сверстников по уровню интеллектуального (в других случаях – художественно-эстетического, физического) развития, проявляют высокую познавательную активность, любознательность, способность быстро и эффективно выполнять задания учителя. Очевидно, что для таких обучающихся необходимо применять отдельную технологию обучения и воспитания. К сожалению, далеко не всегда учителя готовы к такой сложной работе и нередко ограничиваются дополнительными однотипными заданиями, формально занимая время ученика.

Одарённый ребёнок – это особый объект и субъект гуманной, ненасильственной педагогики, которая видит в формирующейся личности уникальность, самобытность, неповторимость и предполагает создание образовательного пространства, гармонизирующего внешние и внутренние факторы развития нестандартной индивидуальности.

Одарённый ребёнок требует большого внимания и терпения от семьи, школы, общества, т.к. его поведение, запросы, интересы, степень познавательной активности не вписывается в стандартные методики воспитания и обучения.

Одарённые дети чрезвычайно пытливы, нередко их упорство, упрямство, готовность отстаивать свою точку зрения, оригинально и самобытное восприятие мира раздражают учителей, которые прибегают порой к приёмам насильственной педагогики, заставляю таких детей действовать в строго очерченных рамках программных требований. Отсюда предконфликтные и конфликтные ситуации, являющиеся следствием некомпетентности педагогов, беспомощности родителей. В то время как усилия школы и семьи должны быть направлены на то, чтобы создать максимально благоприятные условия для проявления и развития детской одарённости.

В заключение следует отметить, что проблема организации работы с одарёнными детьми в условиях постиндустриального общества приобретает особую значимость. Объясняется это необходимостью формирования творческой личности, способной созидать, изобретать, создавать новое для обеспечения социально-экономического прогресса социума.

Одарённость является уникальным феноменом, требующим глубокого изучения и всестороннего анализа.

Одарённость – это сложнейший социокультурный феномен, включающий многокомпонентные составляющие: реальные и потенциальные задатки, разнообразные способности, познавательные, эмоциональноволевые, мотивационно-потребностные, психофизиологические и другие свойства психики.

Текст статьи
  1. Волкова, М.В. Одарённые дети и их родители: возможности, риски (из опыта работы и наблюдения) // Одарённый ребенок. – 2016. – №1.
Список литературы