Главная
АИ #42 (172)
Статьи журнала АИ #42 (172)
Информационная структура художественного дискурса

Информационная структура художественного дискурса

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

информация
художественный текст
художественный дискурс

Аннотация статьи

В статье рассматриваются виды информации в художественном дискурсе. Раскрывается сущность понятия дискурс, что позволяет определить виды информации с точки зрения когнитивной лингвистики.

Текст статьи

Термин «информация» в настоящее время имеет большое значение для целого ряда наук, и лингвистика не является исключением, так как главная цель любого текста состоит в том, чтобы обеспечить передачу информации реципиенту. Поэтому для филологии становится актуальным определение термина «информация» и ее функционирование в дискурсе.

В рамках антропоцентрической научной парадигмы современного языкознания информацию определяют исключительно как ту часть человеческих знаний, которая является полезной для реципиента, как некое новое знание, которое представляется возможным интерпретировать исходя из содержания переданного сообщения.

Художественное произведение воссоздает имеющуюся или создает некую новую реальность, его отличает высокий показатель информативности. Информация в художественном тексте представляет собой комплексное образование, характеризующееся «глубинными и поверхностными структурами, которые призваны отражать информационные слои» [6, с. 196]. В связи с этим необходимо определить, что представляет собой общая картина информативности текста, его информационную структуру.

В связи с тем, что любое слово в языке обладает планом выражения и планом содержания, соотносится и с действительностью материальной, и с языковой системой, в структуре языковых единиц В.В. Виноградов выделяет экстралингвистическую, или знаменательную, информацию, и лингвистическую (служебную) [3]. Экстралингвистическая информация соотносится с материальной действительностью, в то время как лингвистическая информация имеет внутриязыковое содержание.

В рамках литературного произведения может происходить переход одного вида информации в другой, так, лингвистическая информация может приобретать функции экстралингвистической информации, например, в рассказе «Зеленое утро» при помощи модального глагола could«his ear to the ground, he could hear the feet of the years ahead moving at a distance, and he imagined the seeds he had placed today sprouting up with green and taking hold on the sky, pushing out branch after branch, until Mars was an afternoon forest, Mars was a shining orchard» [7], Р. Брэдбери имплицитно реализует умение субъекта подчеркивать хорошее в ситуации.

При интерпретации художественного текста, несомненно, определяющее значение приобретает экстралингвистическая информация.

Концепция дискурса позволяет более глубоко проникнуть в информационную структуру художественного произведения, включая участников коммуникации, автора и читателя.

Г.Я. Солганик определяет дискурс как «цель и результат действия языка, высшую единицу, форму речи. Все единицы, категории языка обретают подлинную жизнь именно в текстах, существуют для оформления текстов» [5, с.8].

Таким образом, текст становится реальным лишь в процессе его восприятия, что позволяет говорить об информации с точки зрения реципиента, включая его в дискурс, и рассматривать информацию в рамках когнитивной лингвистики.

Рассмотрим существующие классификации информации с точки зрения когнитивной лингвистики.

Н.С. Валгина рассматривает информацию, содержащуюся в тексте, в привязке к функционально-смысловому типу речи [2], так как он, в свою очередь, определяется характером передаваемой содержательной информации. Так, художественный дискурс характеризует наличие фактологической и эстетической информации.

Согласно Гальперину И.Р. в художественном тексте реализуются 3 типа информации: содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная и содержательно-подтекстовая [4, c. 26].

Содержательно-фактуальная информация представляет собой информацию о действительности данного текста. В художественном дискурсе данный вид информации – поверхностный.

Содержательно-концептуальная информация – на более глубоком уровне характеризует замысел автора и его интерпретацию.

Содержательно-подтекстовая информация – скрытый пласт информации, который можно интерпретировать благодаря способности языка порождать ассоциации и способности реципиента их обработать.

Более поздний исследователь Бабенко Л.Г. переосмысляет данную типологию. Людмила Григорьевна подразделяет виды информации на две пары оппозиций: содержательно-фактуальная vs. содержательно-концептуальная ин­формация; эксплицитная vs. имплицитная. Недостаток типологии И.Р. Гальперина заключается в том, что и фактуальная, и концептуальная информация могут быть выражены в тексте как эксплицитно, так и имплицитно [1, c. 55-56]. Таким образом, даже фактуальная информация может передаваться в тексте имплицитно и становиться имплицитной.

В связи с тем, что и концепты, составляющие концептосферу рассказа, и подтекст реализуются посредством языка, переплетаясь между собой и напрямую не обозначаясь автором, концептуальная информация тоже может являться подтекстовой, т.к. эти два вида информации тесно переплетены и не выражены автором напрямую.

Принимая во внимание вышесказанное, мы рассматриваем многомерный информационный массив художественного дискурса следующим образом (рис.).

Рис.

Итак, в антропоцентрической парадигме мы определили информацию как новую часть знаний, полезную для человека, с чем тесно связана мысль о том, что степень новизны текста для читателя – главный показатель информативности. Рассматривая виды информации без привязки к функциональным стилям речи, следует отделить лингвистическую и экстралингвистическую информацию, учитывая, что информация экстралингвистическая имеет непосредственное отношение к интерпретации, при этом она может сигнализироваться с помощью лингвистической. Так как мы говорим об интерпретации литературного произведения, здесь приобретают основополагающее значение понятия, относящиеся не к языку в статике, а в динамике, к речи и ее продукту – то есть, не языковая, а контекстуальная (речевая) информация. Таким контекстом выступает художественный дискурс – текст в широком смысле этого слова, который, концентрируясь вокруг опорного концепта, включает в себя обстоятельства, сопровождающие события; фон, поясняющий события; оценку участников событий; информацию, соотносящую дискурс с событиями, что позволяет говорить об отражении созданной реальности, т.е. новой информации, в сознании ее получателя. Принимая во внимание данный контекст, мы рассмотрели ряд классификаций и выделили многомерную систему информации в тексте, представив ее схематически. Итак, художественный дискурс включает содержательную и эстетическую информацию, которые представлены двумя оппозициями – «содержательно-фактологическая vs. содержательно концептуальная информация» и «содержательно-концептуальная vs. содержательно-подтекстовая информация». При этом содержательная и эстетическая информация могут переходить из одного вида в другой, образуя неразрывное единство художественного дискурса.

Список литературы

  1. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. – М.: Флинта, 1981. – 138 c.
  2. Валгина Н.С. Теория текста. Москва, Логос. 2003. – 173 с.
  3. Виноградов В. С. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы).  – М.: Издательство института общего среднего образования РАО, 2001.  – 224 с.
  4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Ком-Книга, 2006. – 144 с.
  5. Солганик Г.Я. К определению понятия «текст» и «медиатекст» / Г.Я. Солганик // Вестник Московского университета, 2005. № 2. С.8-10.
  6. Чепиль А. Р. Основные подходы к определению понятия «подтекст» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 5 (16) – Тамбов: Грамота, 2012. – C. 195-197.
  7. Bradbury R. The Martian Chronicles. Санкт-Петербург: Каро, 2015. – 320 с.

Поделиться

957

Кобелева В. П. Информационная структура художественного дискурса // Актуальные исследования. 2023. №42 (172). Ч.I.С. 37-39. URL: https://apni.ru/article/7203-informatsionnaya-struktura-khudozhestvennogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января