Главная
АИ #42 (172)
Статьи журнала АИ #42 (172)
Формирование читательских умений у учащихся третьего класса при изучении басни

Формирование читательских умений у учащихся третьего класса при изучении басни

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

читательские умения
начальная школа
образование
умственное развитие
образовательные стандарты

Аннотация статьи

Данное исследование обсуждает актуальные проблемы формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения. В современных условиях, когда учебная нагрузка на детей в начальной школе постоянно увеличивается, развитие навыков чтения становится более важным. Исследование подчеркивает, что чтение является одним из главных инструментов начального образования, оказывающим влияние как на умственное, так и на нравственное развитие детей. Статья цитирует известных педагогов и исследователей, подчеркивая важность чтения в начальной школе.

Текст статьи

Актуальность настоящего исследования исходит из того положения, что изучение особенностей формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения является значительной проблемой современной педагогики.

В настоящих условиях повышения сложности учебной нагрузки на ребенка в начальной школе становится более актуальной проблема обучения детей навыкам чтения, счета и письма. Причем наиболее важным навыком в данном случае является навык чтения, который позволяет вырабатываться опыту читательской деятельности.

Недаром известный русский педагог позапрошлого столетия Н.Ф. Бунаков отмечал, что чтение – это «главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников» [4, с. 65]. В.Г. Горецкий указывал, что чтение – это «неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств».

В школьном возрасте у детей читательские умения существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Умение читать побуждает детей к самостоятельному поиску литературы, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития школьников.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает необходимость общего развития школьника, в стандарте указывается, что «осознание значимости чтения является важнейшей задачей для личного развития каждого ребенка».

Несмотря на многообразие работ и исследований, посвященных данной проблематике, в школьном образовании на сегодняшний день остается окончательно нерешенным вопрос разработки законченной педагогической концепции изучения особенностей формирования читательских умений младших школьников. Вопросы изучения особенностей формирования читательских умений младших школьников стали активно анализироваться и обсуждаться в отечественных теориях.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения;
  • определить основные направления работы формированию читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения;
  • рассмотреть основные способы работы по формированию читательских умений у учащихся третьего класса при изучении басни.

Психологически особенности детей младшего школьного возраста

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из задач начальной школы является формирование личности каждого ребенка, «его творческого потенциала и интереса к произведениям художественной литературы».

 Ребенок стал школьником. Одной из важных особенностей деятельности школьника является приобщение к родной культуре, которое невозможно без приобщения к культуре чтения.

Младший школьный возраст (период развития ребенка от 6,5 до 10 лет) характеризуется тем, что в конце периода дошкольного возраста происходит окончательное отделение ребенка от взрослого, создаются предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.

Как полагает Н.Е. Колганова, ситуация развития проявляется в том, что ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей.

Младший школьный возраст, по мнению Д.Б. Эльконина, вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь играет роль носителя общественных функций в системе общественных отношений. Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.

Выделяются два пути познания, при которых ученик обучается – это понимание, усвоение и осознание словесного описания явлений и предметов и путь непосредственного восприятия.

Знание дает учитель, или оно содержится в учебнике. С каждым днем знания учащихся совершенствуются – увеличивается количество сведений, представлений и понятий, усвоенных школьником, знания становятся все более точными, глубокими и осмысленными, ученики постепенно подходят к усвоению причин и закономерностей различных явлений, знания объединяются в определенные системы.

В единстве с приобретением знаний происходит и умственное развитие младших школьников. Хотя заучивание играет в учебной деятельности младших школьников весьма важную роль, но строить обучение на эксплуатации памяти ученика – большая ошибка. С самого начала обучения учитель старается, чтобы учащиеся осмысливали полученные сведения, самостоятельно искали ответы на поставленные вопросы [2, с. 95].

Постепенно в процессе обучения у младших школьников формируется отношение к процессу обучения. Так Л.В Занков., В.В. Давыдов пишут о потребности ребенка стать школьником. Так же в работе Ш.А. Амонашвили отмечается, что в возрасте 6-7 лет ребенок положительно относится к перспективе стать школьником, получать школьное образование.

Потребность стать школьником сводится к желанию изменить свое положение маленького ребенка, подняться на следующую ступень самостоятельности, занять положение «старшего», «занятого» члена семьи. А как же иначе: у ребенка появилось свое место для занятий; когда он делает домашние задания, все уважительно ходят вокруг и стараются ему не мешать; утром он, как и папа, идет на работу.

Как пишет Р.Н. Бунеев, с моментом постепенного взросления дети 5-7 лет получают удовольствие не только от процесса, как дети до 5 лет, а от результата, так их заинтересованность становиться в выигрыше. Происходит смещение интереса и формируется мотивация достижения. Так постепенно учебная мотивация смещает мотивацию игры, в ходе развития игры, ребенок выполняет определённые действия, направленные на результат, который достигается с помощью определенных знаний и умений, приобретение статуса среди ровесников и взрослых.

Итак, в этом возрасте учебной деятельности младшего школьника отводится ведущая роль. Это необычайно сложная деятельность, она имеет определенную структуру. Д.Б. Эльконин выделил компоненты учебной деятельности.

Первый компонент – мотивация. Как уже известно, учебная деятельность полимотивирована – она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной.

Д.Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности – как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Второй компонент – учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Развивающее обучение предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают.

Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности.

Четвертый компонент – контроль. Первоначально учебную работу контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю – важная и сложная педагогическая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верно или неверно выполнено задание)

Необходимо научить и показать ребенку, что необходимо следить за правильностью и неправильностью своей работы, тем самым формируется самоконтроль и внимание.

Последний этап контроля – оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки – насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий – освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Последнее особенно трудно для младших школьников. Но и первая задача тоже оказывается нелегкой в этом возрасте, поскольку дети приходят в школу, как правило, с несколько завышенной самооценкой.

Начало школьного обучения и воспитания ребенка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации, в новых обязанностях ребенка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание – с приходом в школу ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания – науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощенной в них человеческой деятельности. Этой деятельностью детей является их учебная деятельность.

Задача школы первой ступени поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л.С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя.

Умение читать, увеличение словарного запаса, а также умение излагать свои мысли письменно и устно способствуют развития мышления детей младшего школьного возраста. Именно мышление помогает формированию опыта читательской деятельности, так как ребенок анализирует полученный материал.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на предмете деятельности, каком-либо объекте, не ослабляя внимание и не отвлекаясь. По мнению П.Я. Гальперина: «Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания».

Таким образом, изучая теоретические основы развития внимания можно увидеть, что большинство исследователей отмечают: внимание – это сосредоточенность и направленность сознания на объекте или действии. Это столь универсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один вид человеческой деятельности.

Большинство ученых подчеркивают, что высокий уровень развития основных свойств внимания обеспечивает эффективность всех познавательных процессов, а, следовательно, успешность, как в учении.

По мнению Л.С. Выготского, человеческую память как уникальный феномен можно охарактеризовать со следующих точек зрения:

Во-первых, память лежит в основе таких психических процессов, как мышление, сознание, подсознание, воля, мотивы поведения, чувства.

Во-вторых, механизм памяти помогает человеку обретать ориентир между прошлым и будущим.

В-третьих, именно механизмы памяти лежат в основе процесса обучения.

В младшем школьном возрасте память развивается достаточно активно, но при этом носит наглядно-образный характер. Дети запоминают значимую для них информацию, которая подает в необычной форме.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

Один ученик приходит в школу ухоженный, дома интересуются его успехами, помогают преодолеть трудности – все это создает у ребенка состояние внутренней уверенности и защищенности, с ним и учителю легче найти контакт. А у сидящего рядом может быть иная среда в семье: неустроенность быта, скандалы между родителями все это влияет на усвоение моральных и нравственных ценностей, от этого зависит его реакция на школьные события

Таким образом, важной задачей развития личности ребенка младшего школьного возраста является формирование познавательной деятельности, которая способна пробудить, вызвать и приумножить интерес к учебной деятельности со стороны ребенка. Именно развитый опыт познавательной деятельности способствует развитию читательских умений детей.

Сущность понятия читательская деятельность

Как известно, именно процесс чтения играет самую большую роль в развитии познавательной активности ребенка.

Как отмечают современные педагоги, именно чтение – как правильно сформированный учебный навык – обеспечивает развитие других умений и навыков младших школьников, без освоения которых они просто не могут учиться.

Под читательской деятельностью принято понимать целенаправленный и личностно-ориентированный процесс взаимодействия читателя с книгой и миром книг, в результате которого у читателя и формируется читательская самостоятельность.

В частности, М.И. Оморокова полагает, что читательскую деятельность можно рассматривать как сложнейший навык, который вырабатывается у человека благодаря психофизиологическим процессам. Данный навык сочетает в себе элементы мыслительной и речевой деятельности. К тому же именно в процессе чтения вырабатываются волевые качества учащихся, развиваются такие психические процессы как воображение, память, восприятие, установки и т.д. Более того, именно в процессе чтения идет накопление знаний об окружающем мире, у ребенка формируется словарный запас, он учится навыкам словообразования и словоизменения.

Термин «читательская деятельность» употребляются в методической литературе в широком и узком значении. В широком значении читательская деятельность охватывает всю литературно-учебную деятельность школьников (умения анализировать и оценивать произведение, речевые умения, библиографические умения); в узком понимании – определяется как деятельность по полноценному познанию произведения.

Следует заметить, что единого определения понятия «читательская деятельность» в педагогике пока нет. Ряд ученых (Н.Н. Иванов, О.В. Узорова) определяют читательскую деятельность как действие или систему действий. Применительно к читательской деятельности это означает, что школьник должен самостоятельно выполнять действия – операции, приемы работы такие, как составление плана, устное рисование картины и т.д. То есть читательская деятельность предполагает усвоение или восприятие того или иного литературного произведения.

В исследованиях Н.Е. Колгановой понятие «читательская деятельность» трактуется как готовность, способность человека выполнять деятельность по познанию литературного произведения в соответствии с целями и условиями, в которых приходиться действовать.

Как мы видим, важнейшим условием освоения ребенком младшего школьного возраста прочитанного текста является учет нескольких его планов: внешнего предметного плана, куда входит техника как овладение ребенком буквенно-слогового состава чтения, и смыслового плана, куда входит понимание содержания прочитанного.

Оба эти плана важны, однако без первого нет и второго.

Сначала первоклассники видят перед собой букву, они учатся мысленно переводить ее в звук, затем учатся складывать звуки в слоги, ну а потом слоги, соединяясь, становятся словами. Чем лучше дети знают буквы, тем легче им переводить их в звуки, чем быстрее ребенок научится складывать звуки в слоги, тем легче ему будут даваться все остальные этапы чтения.

М.И. Оморокова также отмечает, что у ребенка, который начинает читать, существуют определенные трудности. В частности, она сравнивает начинающего и опытного чтеца. Таким образом, мы понимаем, что для младшего школьника овладение техникой чтения – дело непростое, сам процесс чтения дается ребенку трудно, поэтому ребенку нужны не только подсказки со стороны опытного педагога, а также собственные волевые усилия, но и интересный дидактический материал, который развивал бы в нем любознательность и стремление читать для того, чтобы познавать этот мир таким, каким его изобразил автор художественного произведения.

В процессе чтения детей младшего школьного возраста можно выделить несколько основных этапов:

  1. Способность воспринимать слова. Ведь умение читать – это умение догадываться по нескольким буквам о том, что за слово находится перед тобой (к слову сказать, именно так воспринимают текст взрослые опытные читатели, они понимают слово за три первые буквы, а также благодаря тому, что видят его окончание).
  2. Способность понимать содержания текста. Понимать содержание текста целиком – это то важное умение, которое должно вырабатываться у ученика начальной школы. Недаром те контрольные работы, которые министерство образования проводит в начальных классах в конце каждого учебного года, связанны именно с пониманием целостного текста и умением его качественно анализировать сообразно с возрастом ребенка.
  3. Способность оценивать прочитанный текст. Важно помнить о том, что важнейшим компонентом овладения техникой речи является мотивационный компонент. Сначала школьник учится читать, мотивом его поведения является стремление научиться складывать буквы в слоги и составлять слова. Потом мотивом чтения должен стать интерес к самому тексту, если такого интереса не возникает, то ребенок будет читать всегда из-под палки, что является совершенно неэффективным способом обучения чтению.

Поэтому очень важно правильно подбирать литературу для детского чтения. Текст, который читает ребенок, должен быть в первую очередь адаптирован к его возрасту, герой, который действует в том или ином произведении, должен быть понятен ребенку, любим им, ребенок должен стремиться к тому, чтобы быть похожим на этого героя.

Анализируя специальную литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, согласно которому можно выделить три основных этапа читательской деятельности у детей.

Эти этапы называются:

  1. Аналитический этап.
  2. Синтетический этап.
  3. Этап автоматизации.

Кратко рассмотрим все эти три этапа.

Считается, что аналитический этап является обязательным для каждого ребенка, однако следует отметить тот факт, что разные дети по-разному проходят данный период обучения: для одних детей он проходит легко и относительно быстро, другие дети, имеющие иные способности к чтению, часто испытывают на данном этапе обучения чтению многие трудности. Опытный учитель должен обязательно учитывать данную особенность.

Второй этап, который получил название синтетического, предполагает, что все компоненты процесса чтения как бы синтезируются в сознании ребенка в один целостный процесс. При этом ребенок как бы сразу начинает осмысливать то, что текст имеет не просто отдельные слова, а все эти слова объединены одним смыслом. То есть, видя какой-либо текст, ребенок умеет прочитать его как вслух, так и про себя, он понимает смысл прочитанного, легко узнает знакомые ему слова. Такой уровень овладения техникой чтения обычно складывается уже по окончанию первого года обучения в начальной школе.

Наконец, последний этап должен складываться у ребенка в конце обучения в начальной школе. На данном этапе чтец не осознает все этапы процесса чтения, так как овладел этой техникой настолько, что часть действий уже перешла в разряд автоматических.

У последнего этапа есть свои существенные признаки: на этом этапе дети обычно могут читать «про себя» довольно большие произведения, они готовы рассказать учителю о том, кем являются герои этих произведений, какие приключения им удается пережить. Дети могут делиться своим читательским опытом, выполнять задания на основе прочитанного текста, анализировать его устно или писать краткие письменные заметки.

Итак, путь от аналитического чтения до автоматического распознавания слов должен пройти каждый ученик начальной школы. Однако существенную помощь на этом пути ему должен оказать учитель.

Отметим, что существуют определенные правила читательской деятельности, благодаря исполнению которых путь от аналитического чтения до автоматического распознавания слов дети проходят достаточно эффективно

Рассмотрим эти правила.

  1. Необходимо постоянно упражняться в чтении.
  2. Важно отбирать специальные тексты, которые с одной стороны, были бы легки для прочтения, а с другой, – привлекали бы внимание ребенка занимательностью своего сюжета.
  3. Учитель должен вести в классе систематическую работу по предупреждению возможных ошибок в чтении.
  4. Важно использовать на занятиях набор специальных творческих заданий, которые бы привлекали внимание школьников и позволяли им лучше осваивать сам процесс чтения.

Также важно помнить о том, что читательская деятельность – это всегда индивидуальный процесс. Один ребенок способен пройти этот путь относительно легко, быстро и добиться высоких показателей, другой же будет получать на этом пути немало разочарований, терять интерес к делу и прочее. Задача, которая стоит перед учителем – уметь дифференцировать детей по их способностям к овладению техникой чтения, уметь найти к каждому ребенку индивидуальный подход, помочь ему, подсказать, научить.

На основе всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что овладение ребенком навыками читательской деятельности стало на сегодняшний день условием успешного обучения в школе по всем предметам. Чтение для детей является основным источником получения информации об окружающем мире, это один из действенных способов воспитания, так как слово способно влиять на сознание ребенка и, соответственно, на его поведение.

Сам процесс чтения может рассматриваться нами как один из важнейших видов учебной деятельности. Над формированием опыта читательской деятельности ученика должен вдумчиво и внимательно работать как учитель, так и сам ученик. Совершенствование этого навыка происходит в течение всего периода обучения в начальной школе.

Также для повышения эффективности процесса читательской деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения учитель может использовать целую «палитру» различных заданий.

Заключение

В этой статье раскрыто формирование читательских умений младших школьников как психолого-педагогическая проблема, рассмотрено использование средств художественной литературы в формировании читательских умений младших школьников, определены возможности современных программ по литературному чтению в формировании читательских умений младших школьников.

Основная цель литературного чтения в начальных классах – способствовать развитию личности ребенка с помощью искусства слова, воспитывать потребность в общении с искусством, ввести обучающихся в мир художественной литературы, приобщая их к духовному опыту человечества. Предметом изучения является художественное произведение, как эстетическая ценность. В литературном образовании младших школьников определяют два основных направления: формирование квалифицированного произведения и обучение эстетическому восприятию действительности, способности выражать свои впечатления, переживания, размышления в слове.

Умение анализировать художественное произведение является умением творческим, которое предполагает, что ученик найдет решение в том случае, когда заранее известен набор правил и операций, последовательное осуществление которых приведет к цели.

Список литературы

  1. Абрамовская, Л.Н. Системность читательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве [Текст] / Л.Н. Абрамовская // Человеческий капитал. – 2013. - №11. – С.108-112.
  2. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: Учебник / Антонова Е.С., Боброва С.В. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2014. – 464 с.
  3. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с.
  4. Астафьева, О.В. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум [Текст] / О.В. Астафьева, А.В. Денисова, И.Л. Днепрова, Т.Н. Рыжкова. – М.: Издательство: Академия, 2014. – 320с.
  5. Батурина, Т.А. Формирование читательских умений у младших школьников, испытывающих трудности в обучении, // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23922611 (дата обращения:18.12.2019).

Поделиться

850

Кудабаева А. Б. Формирование читательских умений у учащихся третьего класса при изучении басни // Актуальные исследования. 2023. №42 (172). Ч.II.С. 38-44. URL: https://apni.ru/article/7205-formirovanie-chitatelskikh-umenij-u-uchashchi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря