Главная
АИ #42 (172)
Статьи журнала АИ #42 (172)
Современные тенденции развития юридического образования

Современные тенденции развития юридического образования

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

юридическое образование
нововведения
современность
тенденции
информатизация
глобализация

Аннотация статьи

В статье рассматриваются современные тенденции развития юридического образования. Анализируются работы авторов, изучающих тенденции и пути развития современного образования в России, а также перспективы и нововведения в сфере юридического образования.

Текст статьи

Современные тенденции развития образования в Российской Федерации основываются на принципах, обусловленных политикой государства в области высшего образования, которые регламентируются Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [1]. Изучая данный нормативно-правовой акт, мы можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день одними из основных принципов в сфере образования в целом являются: «непрерывность и преемственность процесса образования, конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки и переподготовки специалистов, а также поддержка государства в тех областях образовательного направления, которые на данный момент являются наиболее востребованными.

В сфере юридического образования данные тенденции также имеют место быть, поскольку юридическая специальность является одной из наиболее востребованных, а также одной из наиболее популярных среди поступающих в высшие учебные заведения. Вследствие этого факта, в сфере юридического образования все чаще можно встретить процессы, которые способствуют улучшению качества преподносимого материала студентам, а также модернизация образовательных программ. Осуществляются такие нововведения, как: информатизация материалов образования; оптимизация способов и методов обучения, которые включают в себя использование современных технологий, таких как онлайн-сессии со студентами по средствам видео-конференций, использование электронных порталов, на которых преподаватели и студенты размещают литературные материалы, учебные задания, а также отчетность о выполнении текущих задач в рамках образовательного процесса [3]; появление направлений юридического образования, специфика которых заключается в изучении правовых основ в области современных технологий, информационной безопасности, применения права в области IT.

На сегодняшний день одной из главных целей юридического образования в высшем учебном заведении является навык решения проблем и задач, регулирующих проблемы современного общества. Точно также, немаловажную роль занимает интернационализация, то есть изучения права не только Российской Федерации, но и за ее пределами. Все чаще в высших учебных заведениях вводятся дополнительные часы на изучение международного права, международного частного права, более углубленное изучение таможенного законодательства, которое также регламентирует взаимоотношения как между соседствующими странами, так и со странами дальнего зарубежья. В данном случае особую роль сыграла глобализация современного общества и мира в целом, которая, как указывает Левитан К.М.: «существенно влияет на отношения между государствами, формирование надгосударственного правового пространства, что требует новых, нетрадиционных подходов к их правовому обеспечению и контролю» [4].

Кроме того, нельзя не отметить, что юридическое образование не отстает от других сфер образования, внедряя в свою программу изучение английского юридического языка, что также необходимо в современном мире, ввиду того, что этот язык является общепринятым международным языком, на котором изъясняются как в деловой, так и в бытовой среде, его используют на международных встречах и им пользуются подавляющее большинство населения мира. Также, нельзя не отметить тот факт, что за последние несколько лет количество нарушения Российского и международного права на территории нашей страны со стороны иностранных компаний и корпораций резко возросло, а значит необходимость в правовой поддержке и защите на международном уровне существенно возрастает, что также подразумевает необходимость изучение иностранного языка в высшем учебном заведении.

Говоря о современных тенденциях развития юридического образования, нельзя также не отметить проблему сравнительного правоведения, с которой активно борются современные ВУЗы. Как утверждает В. А. Пашнева: «Смысл сравнительного правоведения должен заключаться не только в приобретении студентами знаний об организации правовых систем других стран или содержания законодательства, но и в формировании у них умений строить эффективные профессиональные коммуникации с зарубежными юристами. Должна быть расширена по объему преподавания такая учебная дисциплина, как международное право» [5].

Также, в последние годы в ВУЗах средний возраст преподавателя снижается. Это связанно с тем, что администрация университетов предоставляет возможность практикующим юристам заниматься преподавательской деятельностью в рамках работы-совместительства. Это позволяет студентам не только узнать о юридической деятельности на практике из первых уст, но также найти общий язык с людьми, которые доносят да них необходимую в обучении информацию.

Выводы. Подводя итоги, необходимо сделать выводы о том, что современные тенденции развития юридического образования заключаются в следующем:

  1. Информатизация материалов образования.
  2. Оптимизация способов и методов обучения.
  3. Появление более современных направлений юридического образования.
  4. Интернационализация юридического образования.
  5. Изучение английского юридического языка.
  6. Возможность практикующим юристам заниматься преподавательской деятельностью в рамках работы-совместительства.

Данные тенденции без сомнения должны привести к тому, что выпустившийся из университета специалист получит обширную нормативно-правовую базу знаний, которую впоследствии сможет применять на практике, а также, при наличии необходимой мотивации со стороны ВУЗов и поддержке государства, сможет стать преподавателем высшего учебного заведения и делать современное юридическое образование более доступным и понятным для будущих студентов.

Список литературы

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)
  2. Пашнева В.А. «Современные тенденции развития юридического образования» / В.А. Пашнева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №65(1). – С. 199-201.
  3. Алексеева П.М. Тенденции развития преподавательской деятельности в современном вузе / П. М. Алексеева // Закон. Право. Государство. – 2021. – № 1(29). – С. 40-42. – EDN VTCQLC.
  4. Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. - Москва: Норма, 2011. – 431 c.

Поделиться

1269

Петросян В. А. Современные тенденции развития юридического образования // Актуальные исследования. 2023. №42 (172). Ч.II.С. 50-52. URL: https://apni.ru/article/7218-sovremennie-tendentsii-razvitiya-yurid

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря