Современные тенденции развития образования в Российской Федерации основываются на принципах, обусловленных политикой государства в области высшего образования, которые регламентируются Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [1]. Изучая данный нормативно-правовой акт, мы можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день одними из основных принципов в сфере образования в целом являются: «непрерывность и преемственность процесса образования, конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки и переподготовки специалистов, а также поддержка государства в тех областях образовательного направления, которые на данный момент являются наиболее востребованными.
В сфере юридического образования данные тенденции также имеют место быть, поскольку юридическая специальность является одной из наиболее востребованных, а также одной из наиболее популярных среди поступающих в высшие учебные заведения. Вследствие этого факта, в сфере юридического образования все чаще можно встретить процессы, которые способствуют улучшению качества преподносимого материала студентам, а также модернизация образовательных программ. Осуществляются такие нововведения, как: информатизация материалов образования; оптимизация способов и методов обучения, которые включают в себя использование современных технологий, таких как онлайн-сессии со студентами по средствам видео-конференций, использование электронных порталов, на которых преподаватели и студенты размещают литературные материалы, учебные задания, а также отчетность о выполнении текущих задач в рамках образовательного процесса [3]; появление направлений юридического образования, специфика которых заключается в изучении правовых основ в области современных технологий, информационной безопасности, применения права в области IT.
На сегодняшний день одной из главных целей юридического образования в высшем учебном заведении является навык решения проблем и задач, регулирующих проблемы современного общества. Точно также, немаловажную роль занимает интернационализация, то есть изучения права не только Российской Федерации, но и за ее пределами. Все чаще в высших учебных заведениях вводятся дополнительные часы на изучение международного права, международного частного права, более углубленное изучение таможенного законодательства, которое также регламентирует взаимоотношения как между соседствующими странами, так и со странами дальнего зарубежья. В данном случае особую роль сыграла глобализация современного общества и мира в целом, которая, как указывает Левитан К.М.: «существенно влияет на отношения между государствами, формирование надгосударственного правового пространства, что требует новых, нетрадиционных подходов к их правовому обеспечению и контролю» [4].
Кроме того, нельзя не отметить, что юридическое образование не отстает от других сфер образования, внедряя в свою программу изучение английского юридического языка, что также необходимо в современном мире, ввиду того, что этот язык является общепринятым международным языком, на котором изъясняются как в деловой, так и в бытовой среде, его используют на международных встречах и им пользуются подавляющее большинство населения мира. Также, нельзя не отметить тот факт, что за последние несколько лет количество нарушения Российского и международного права на территории нашей страны со стороны иностранных компаний и корпораций резко возросло, а значит необходимость в правовой поддержке и защите на международном уровне существенно возрастает, что также подразумевает необходимость изучение иностранного языка в высшем учебном заведении.
Говоря о современных тенденциях развития юридического образования, нельзя также не отметить проблему сравнительного правоведения, с которой активно борются современные ВУЗы. Как утверждает В. А. Пашнева: «Смысл сравнительного правоведения должен заключаться не только в приобретении студентами знаний об организации правовых систем других стран или содержания законодательства, но и в формировании у них умений строить эффективные профессиональные коммуникации с зарубежными юристами. Должна быть расширена по объему преподавания такая учебная дисциплина, как международное право» [5].
Также, в последние годы в ВУЗах средний возраст преподавателя снижается. Это связанно с тем, что администрация университетов предоставляет возможность практикующим юристам заниматься преподавательской деятельностью в рамках работы-совместительства. Это позволяет студентам не только узнать о юридической деятельности на практике из первых уст, но также найти общий язык с людьми, которые доносят да них необходимую в обучении информацию.
Выводы. Подводя итоги, необходимо сделать выводы о том, что современные тенденции развития юридического образования заключаются в следующем:
- Информатизация материалов образования.
- Оптимизация способов и методов обучения.
- Появление более современных направлений юридического образования.
- Интернационализация юридического образования.
- Изучение английского юридического языка.
- Возможность практикующим юристам заниматься преподавательской деятельностью в рамках работы-совместительства.
Данные тенденции без сомнения должны привести к тому, что выпустившийся из университета специалист получит обширную нормативно-правовую базу знаний, которую впоследствии сможет применять на практике, а также, при наличии необходимой мотивации со стороны ВУЗов и поддержке государства, сможет стать преподавателем высшего учебного заведения и делать современное юридическое образование более доступным и понятным для будущих студентов.