Главная
АИ #42 (172)
Статьи журнала АИ #42 (172)
Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в условиях...

Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

воспитание
психология
тьюторское сопровождение
расстройство аутистического спектра
инклюзивный
развитие

Аннотация статьи

Статья посвящена роли тьюторского сопровождения в процессе интеграции детей с расстройством аутистического спектра в инклюзивные классы. В ней рассматриваются ключевые принципы и методы работы тьютора, а также значимость этой педагогической роли для создания комфортной и продуктивной образовательной среды для детей с расстройством аутистического спектра.

Текст статьи

Актуальность исследования

Инклюзивное образование на сегодняшний день стоит в центре внимания многих педагогических исследований, стремясь обеспечить всеобщий доступ к качественному образованию для всех детей, вне зависимости от их индивидуальных особенностей. В этом контексте дети с расстройством аутистического спектра (РАС) представляют собой одну из наиболее уязвимых групп, требующих специфических методов обучения и поддержки.

Тьюторское сопровождение детей с РАС в условиях инклюзивного класса становится актуальным направлением исследований, так как оно предоставляет индивидуализированный подход к каждому ребенку, учитывая его уникальные потребности и способности. Несмотря на множество исследований в области аутизма, применение тьюторства в инклюзивной среде требует дальнейшего изучения, с целью выявления наиболее эффективных методов и стратегий.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрения методик тьюторского сопровождения, способствующих успешной адаптации и обучению детей с РАС в инклюзивных классах, обогащая педагогическую практику и формируя основу для будущих исследований в этой области.

Цель исследования

Исследование направлено на глубокое понимание роли и методов тьюторского сопровождения детей с РАС в контексте инклюзивного образования. Мы намерены проанализировать историческое развитие концепции тьюторства, определить его педагогические и психологические аспекты, и выявить наиболее эффективные методы поддержки таких детей. Основное внимание будет уделено практическим результатам тьюторского сопровождения, его влиянию на социализацию и адаптацию детей с РАС в инклюзивных классах.

Материал и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных особенностям творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, занимались такие ученые как Л.Р. Туктабаева, О.И. Быковских, С.А. Калашникова, В.А. Черкасов и др.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

Тьюторство, как педагогическая практика, находит свои корни в глубокой древности. Древние цивилизации, такие как Греция и Рим, уже предоставляли индивидуализированные формы обучения, где обучение велось на основе взаимоотношений между мастером и учеником. В средние века, особенно в европейских культурах, тьюторы часто были домашними учителями, обучающими детей высшего класса, предоставляя образование, адаптированное под конкретного ученика.

Однако, несмотря на долгую историю, концепция тьюторства в контексте обучения детей с расстройством аутистического спектра стала активно развиваться лишь в XX веке. С ростом осознания и признания особенностей аутизма, образовательные системы по всему миру начали искать способы лучше адаптировать обучающиеся среды для детей с РАС. В этом контексте роль тьютора стала особенно важной.

В современной образовательной системе тьютор не просто передает знания, но и адаптирует учебный процесс к индивидуальным потребностям ребенка с РАС. Понимание роли тьютора с течением времени перешло от простого обучения к гораздо более сложной и многофункциональной роли медиатора между ребенком и образовательной системой.

Тьюторы сегодня сталкиваются с задачей создания благоприятного и структурированного образовательного пространства для детей с РАС, поддерживая их социализацию и помогая освоить учебные программы. Это требует глубокого понимания особенностей аутизма, а также способности быстро адаптироваться к постоянно меняющимся потребностям каждого ребенка.

Таким образом, историческое развитие концепции тьюторства отражает не только эволюцию образовательных практик, но и изменение восприятия детей с особыми потребностями. Современный тьютор в образовательной системе играет ключевую роль в интеграции и поддержке детей с РАС, обеспечивая им возможность получения качественного и адаптированного образования.

Методический подход к тьюторству, особенно при работе с детьми с расстройством аутистического спектра, должен базироваться на конкретных, проверенных временем методиках и техниках. Среди наиболее эффективных методов можно выделить [1, c. 25].

Визуальные поддержки. Использование визуальных расписаний, карточек и иллюстраций помогает детям с РАС понимать и структурировать свой день, улучшая их способность к самоорганизации.

Структурированное обучение. Предоставление четко организованных учебных материалов и задач, разделенных на маленькие, управляемые шаги.

Поведенческая интервенция. Применение принципов поведенческой терапии для формирования и коррекции навыков и поведения.

Однако, применение этих методик требует глубокого понимания психолого-педагогических особенностей детей с РАС.

Дети с РАС часто имеют особенности в восприятии, социальном взаимодействии и коммуникации. Педагогически, это может проявляться в трудностях с адаптацией к новым условиям, усвоением новой информации или взаимодействием с окружающими. С психологической точки зрения, у них может быть повышенная тревожность, чувствительность к изменениям или сложности в понимании эмоций других людей [2, c. 71].

Понимание этих особенностей позволяет тьютору эффективно адаптировать свои методы и подходы. Например, учитывая визуальные предпочтения многих детей с РАС, тьютор может активнее использовать визуальные методики. Понимание социальных и коммуникативных трудностей может направить тьютора на более явное и детализированное объяснение социальных ситуаций и проработку навыков общения.

Таким образом, сочетание методического анализа с психолого-педагогическими особенностями детей с РАС позволяет создать эффективную и адаптированную систему тьюторского сопровождения в инклюзивных классах.

Социальная адаптация и интеграция детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в образовательной и социальной среде является одним из главных вызовов современного образования. В этом контексте тьюторское сопровождение играет ключевую роль, помогая детям с РАС адаптироваться в коллективе, обучаться и развиваться.

По многочисленным исследованиям, тьюторское сопровождение способствует успешной социализации детей с РАС. Тьюторы помогают детям понимать социальные ситуации, учат навыкам общения и взаимодействия с окружающими. Это, в свою очередь, облегчает процесс их интеграции в коллектив и формирование навыков для самостоятельной жизни. Кроме того, дети чувствуют себя более уверенно и защищенно, когда у них есть постоянная поддержка в лице тьютора [3, c. 37].

Однако, анализируя практику тьюторства, можно выявить не только успехи, но и трудности. На основе реальных кейсов становится очевидно, что одни методы и подходы оказываются более эффективными, чем другие. Например, применение визуальных средств или поведенческих техник может дать положительные результаты в работе с одним ребенком, но быть менее успешными с другим.

Кроме того, среди потенциальных трудностей можно выделить столкновение с непониманием со стороны коллектива, родителей или других педагогов. Это может создать препятствия для эффективной работы тьютора и адаптации ребенка.

Таким образом, несмотря на значительные успехи в социальной интеграции детей с РАС благодаря тьюторскому сопровождению, важно постоянно анализировать практику, выявлять и распространять наилучшие практики, а также работать над устранением возникающих трудностей и проблем [4, c. 45].

Выводы

Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в инклюзивных классах остается актуальной и важной темой в контексте современного образования. Это не просто методологическая инновация, но и необходимый инструмент для обеспечения качественного образования и социальной интеграции этой уникальной категории учащихся.

Исторически концепция тьюторства прошла долгий путь развития, начиная с индивидуального наставничества и заканчивая профессиональной поддержкой в образовательном процессе. Ее эволюция свидетельствует о постоянном поиске оптимальных методов обучения и поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями.

Современные методики тьюторства учитывают психолого-педагогические особенности детей с РАС, что позволяет индивидуализировать обучение, делая его более эффективным и целенаправленным. Основное внимание уделяется не только академическим знаниям, но и формированию социальных и коммуникативных навыков, что способствует успешной социализации детей.

Практический анализ кейсов из области тьюторского сопровождения показывает, что, несмотря на все достижения, существуют и сложности, которые требуют дополнительного внимания и исследований. Это может включать в себя как методологические аспекты (выбор наиболее эффективных методик и подходов), так и социальные (взаимодействие с родителями, педагогами и одноклассниками).

Тьюторское сопровождение детей с РАС в инклюзивных классах представляет собой сложную, но чрезвычайно важную область педагогики. Оно обеспечивает учащимся качественное образование, учитывая их индивидуальные особенности, и способствует их полноценной социальной интеграции. Непрерывное исследование, обучение и адаптация методик и подходов обеспечат дальнейшее развитие этой важной области.

Список литературы

  1. Быковских О.И. Скаффолдинг как вид педагогической поддержки при реализации предметно-языкового интегрированного обучения / О. И. Быковских // Научно-методический электронный журнал Калининградский вестник образования. – 2022. – № 2 (14). – С. 22-29.
  2. Казари К. Современное состояние поведенческих вмешательств при аутизме и нарушениях развития / К. Казари // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – Т. 14. – № 4 (53). – С. 68-76.
  3. Калашникова С.А. Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования: системно-ресурсный подход / С.А. Калашникова, К.А. Елохина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2018. – Т. 13. – № 3. – С. 33-40.
  4. Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма Сенсорные аспекты аутизма / Б. Нейсон // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – Т. 14. – № 3(52). – С. 42-48.

Поделиться

1473

Демченко Н. Н., Пузырева А. Ю. Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивного класса // Актуальные исследования. 2023. №42 (172). Ч.II.С. 31-34. URL: https://apni.ru/article/7219-tyutorskoe-soprovozhdenie-detej-s-rasstrojstv

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря