Главная
АИ #42 (172)
Статьи журнала АИ #42 (172)
Направления исследования эмоционального интеллекта

Направления исследования эмоционального интеллекта

Автор(-ы):

Брацлавская Алёна Викторовна

18 октября 2023

Научный руководитель

Гурьянова Татьяна Александровна

Секция

Психология

Ключевые слова

эмоции
эмоциональный интеллект
воспитание
дошкольный возраст
поведение ребенка

Аннотация статьи

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта. Статья посвящена обсуждению эмоционального интеллекта и его роли в детско-родительских отношениях. Эмоциональный интеллект родителей взаимосвязан с особенностями детско-родительских отношений: чем выше эмоциональный интеллект, тем реже родители допускают ошибки при воспитании дошкольников и тем гармоничнее их взаимоотношения.

Текст статьи

В современном мире всё больше внимания уделяется развитию так называемого «эмоционального интеллекта», который, по мнению многих, является одним из ключевых факторов успеха в жизни и карьере.

Феномен эмоционального интеллекта признаётся во всем мире всё огромным числом исследователей. Значимость и потребность формирования образующих эмоционального интеллекта как факторов, содействующих личностному и профессиональному росту индивида и воздействующих на его успешность в жизни, также неоспоримы [3].

В данной статье мы рассмотрим основные подходы к понятию эмоционального интеллекта, его значение для детско-родительских отношений и основные исследования в этой области.

Эмоциональный интеллект – это способность принимать и понимать окружающих, выражать свои эмоции и управлять ими. В целом взрослые люди умеют контролировать свои эмоции, но даже они могут мыслить и действовать неадекватно, когда эмоции находятся под большим напряжением. А если вы маленький ребенок, то вы почти всегда так поступаете [2].

Хотя история исследований эмоций насчитывает более 100 лет, о них написано множество книг и проведено множество сложных экспериментов, даже в начале XXI века можно встретить утверждение, что «невозможно дать точное научное определение эмоций» [5].

В последнее десятилетие эмоциональный интеллект привлекает большое внимание научного психологического сообщества [5]. Идея эмоционального интеллекта выросла из понятия общественного ума, которое разрабатывалось такими авторами, как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк. Особенно близок к концепции эмоционального интеллекта Г. Гарднер, который выделил личностный интеллект и межличностный интеллект в шкале многочисленных психологических теорий. Способности, которые он включает в эти понятия, имеют особое отношение к эмоциональному интеллекту. Это способность мгновенно распознавать эмоции, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве инструментов для понимания и контроля своего поведения.

В настоящее время понятие эмоционального интеллекта становится все более популярным в научной литературе и практике образования.

Теория эмоционального интеллекта П. Соловея и Дж. Маейра является одной из самых популярных и признанных теорий в этой области.

Она гласит, что эмоциональный интеллект – это способность человека осознавать, понимать и контролировать свои эмоции, а также использовать эту информацию для принятия решений и управления своим поведением. Этот подход предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов:

  1. Самосознание: способность осознавать и понимать свои эмоции и их влияние на поведение.
  2. Саморегуляция: умение контролировать свои эмоции и использовать их для управления своим поведением и достижения целей.
  3. Социальные навыки: способность понимать эмоции других людей и использовать эту информацию для эффективного общения и взаимодействия.
  4. Мотивация: стремление к развитию своих эмоциональных навыков и использованию их для достижения личных и профессиональных целей.

Эта теория получила широкое признание и используется во многих исследованиях эмоционального интеллекта. Однако некоторые критики указывают на то, что эмоциональный интеллект может быть слишком сложным явлением, чтобы его можно было описать с помощью одной теории.

Одним из основных преимуществ этой теории является то, что она предлагает конкретный набор навыков, которые можно развивать и улучшать. Это делает ее более применимой и доступной для людей, которые хотят работать над своим эмоциональным интеллектом.

Однако есть и некоторые недостатки. Например, некоторые ученые считают, что эта теория может быть слишком упрощенной и не учитывать все аспекты эмоционального интеллекта. Также некоторые критики утверждают, что она не учитывает культурные и индивидуальные различия в эмоциональном восприятии и поведении.

В целом, теория П. Соловея и ДЖ. Маейра имеет свои преимущества и недостатки, но она остается одной из самых влиятельных и широко используемых теорий эмоционального интеллекта.

Выделяется внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект. Способность осознавать и рассуждать по поводу своих и чужих эмоций предполагает многообразные последствия, в первую очередь, в поведении человека. В связи с этим безусловный интерес представляет изучение предпосылок развития эмоционального интеллекта, среди которых выделяют биологические и социальные [2].

Согласно Д. Гоулману, эмоциональный интеллект – это способность человека понимать свои эмоции и чувства, а также управлять ими. Он включает в себя четыре основных компонента: самосознание, самоконтроль, эмпатия и социальные навыки.

Теория эмоционального интеллекта Даниэля Гоулмана имеет ряд преимуществ. Во-первых, она подчеркивает важность эмоциональной составляющей в процессе принятия решений и управления отношениями. Во-вторых, Д. Гоулман предлагает конкретные способы развития эмоционального интеллекта, такие как тренировка внимания к своим эмоциям, практика самоконтроля и эмпатии, а также развитие социальных навыков.

Однако у теории Д. Гоулмана есть и недостатки. Прежде всего, многие критики утверждают, что эмоциональный интеллект – это слишком широкое понятие, которое не позволяет точно определить, какие именно навыки и способности необходимы для успеха. Кроме того, некоторые ученые считают, что акцент на эмоциях может привести к тому, что люди начнут игнорировать рациональные аспекты принятия решений.

Несмотря на все недостатки, теория эмоционального интеллекта Даниэля Гоулмана остается популярной и востребованной. Она помогает людям лучше понимать себя и окружающих, а также развивать полезные навыки для достижения успеха в различных сферах жизни. Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта – это непрерывный процесс, который требует усилий и времени, но результаты могут быть весьма значительными.

Опираясь на точку зрения Д. Гоулмана (1998), можно предположить, что существует прямая зависимость между уровнем эмоционального интеллекта и карьерными и материальными достижениями родителей, причем более высокий уровень одного показателя ведет к более высокому уровню другого; И.Н. Андреева (2007) отмечает, что «возможно, люди с более высоким уровнем образования (а значит, и более высоким материальным доходом) чаще имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, чем люди с более низким уровнем образования. А значит, и более высокий материальный доход, поскольку в западных странах эти показатели взаимосвязаны) способны уделять больше времени самоанализу и саморазвитию, и их дети растут в эмоционально и интеллектуально «более богатой среде», чем дети необразованных родителей с низким уровнем дохода», – подчеркивает она [2, с. 61].

Р. Бар-Он выделил пять сфер эмоциональной компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов:

  1. Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость.
  2. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность.
  3. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость.
  4. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью.
  5. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.

В 2004 году российский психолог Д. В. Люсин предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта [4, с.35]. Автор определяет эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять эмоциями у себя и у других. Под способностью понимать эмоции и управлять ими Д. В. Люсин понимает следующее.

Способность понимать эмоции – это:

  • способность распознавать эмоции. Другими словами, он может подтвердить факт существования эмоциональных переживаний у себя и у других;
  • способны идентифицировать эмоции. То есть они могут определить, какие эмоции испытывают они сами и другие, и выразить их словами;
  • понимает причины возникновения эмоций и последствия, к которым они приводят.

Способность контролировать эмоции означает:

  • умеет контролировать интенсивность и выражение эмоций;
  • способен контролировать выражение эмоций;
  • способен вызвать эмоцию по своему желанию, если это необходимо.

Как способность понимать эмоции, так и способность контролировать эмоции могут быть направлены как на свои собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Они предполагают реализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть взаимосвязаны.

Согласно Д.В. Люсину, эмоциональный интеллект состоит из двух компонентов: внутриличностного и межличностного. Внутриличностный эмоциональный интеллект включает такие способности, как самоконтроль, самомотивация и самооценка. Межличностный эмоциональный интеллект предполагает умение понимать эмоции других людей, влиять на них и строить отношения.

Д. В. Люсин считает, что эмоциональный интеллект неправильно рассматривать как чисто когнитивный навык и что способность понимать эмоции и справляться с ними тесно связана с общей направленностью личности на аффективную область, т.е. с ее интересом к внутреннему миру человека. (т.е. интерес к внутреннему миру человека, в том числе и к своему собственному, склонность к психологическому анализу поведения, понимание значений, придаваемых эмоциональным переживаниям. Таким образом, эмоциональный интеллект имеет двойственную природу и может быть представлен как конструкт, связанный с когнитивными способностями, с одной стороны, и личностными характеристиками – с другой; по мнению Д.В. Люсина, эмоциональный интеллект - это психологическое образование, находящееся под влиянием многих факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики и формируется в течение жизни человека.

Одним из главных преимуществ теории Д.В. Люсина является ее практическая направленность. Она позволяет определить, какие именно навыки и способности нужно развивать для повышения эмоционального интеллекта. Кроме того, данная теория учитывает индивидуальные особенности каждого человека, что делает ее более гибкой и адаптивной.

Люсин Д. В., как и многие другие психологи, не учитывает генетические и биологические факторы, которые могут влиять на уровень эмоционального интеллекта. Также некоторые критики считают, что данная теория не учитывает культурные различия и, может быть, не применима в некоторых контекстах.

Широкое разнообразие моделей эмоционального интеллекта, появившихся в последнее десятилетие, обусловливает необходимость их категоризации. Двумя наиболее заметными попытками такого рода являются.

К. В. Петридес и Е. Фарнхэм проводит несколько иное различие, которое, по его мнению, имеет более широкое определение. Это эмоциональный интеллект как способность и эмоциональный интеллект как свойство. Они утверждают, что характер модели в большей степени определяется методами, используемыми для измерения конструкта, чем теорией. Эмоциональный интеллект как черта связан с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях и поэтому может быть измерен с помощью опросников. Эмоциональный интеллект как компетенция связан с традиционной психологией интеллекта, поэтому для его измерения наиболее подходят задания, аналогичные тестам интеллекта.

Эмоциональный интеллект – это психологическое образование, формирующееся в течение жизни человека под влиянием ряда факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики [4].

Дошкольный возраст – это период значительного интеллектуального развития и роста ребенка. Ведь именно в этот период формируется умственный и эмоциональный интеллект, обусловливающий успешную адаптацию в обществе.

На развитие личности, в том числе и на формирование эмоционального интеллекта, оказывает влияние окружающая социальная среда, прежде всего семья. Семья на всех этапах жизни является первым институтом, в котором ребенок социализируется и учится взаимодействовать с окружающими его людьми.

Формирование эмоционального интеллекта происходит с разной скоростью. Не существует четкой модели для определения степени, в которой ребенок должен быть обучен к указанному возрасту. Однако психологи выделяют ключевые моменты на пути от чисто сенсомоторного восприятия к дружбе и контролю импульсов [2].

Фактически эмоциональное развитие ребенка происходит под непосредственным «давлением» эмоциональности матери. Л. С. Выготский считал, что влияние среды меняется в ходе развития ребенка, определяемое его переживаниями. Он ввел понятие «ключевого опыта» – комплекса сознательных и неосознаваемых отношений между ребенком и важными элементами окружающей среды. Д. Б. Эльконин подчеркивал значение положительной эмоциональной среды вокруг ребенка как фактора успешного психического и физического развития.

При этом D.D. Guastello, S.J. Guastel (2003) в своих исследованиях показали, что «была выявлена значимая корреляция между уровнем эмоционального интеллекта детей и их матерей, в то время как между уровнем эмоционального интеллекта детей и их отцов такая корреляция отсутствовала» [1, с. 97].

Другой важной социальной предпосылкой развития эмоционального интеллекта являются хорошие эмоциональные отношения между родителями. По данным одного из исследований (Г. Орме, 2003), люди, в большей степени удовлетворенные своей семейной жизнью, имеют более высокие показатели эмоционального интеллекта, чем те, кто неудовлетворен. Возможно, это обусловлено тем, что родители, которые лучше понимают и управляют своими и чужими эмоциями, способны строить более гармоничные семейные отношения, что, в свою очередь, определяет развитие у их детей способности распознавать и понимать свои и чужие эмоции. В таких семьях все члены семьи становятся более чувствительными к чувствам друг друга, чаще анализируют сложные эмоциональные ситуации и трудности, что способствует гармоничным детско-родительским отношениям.

Исследования показали, что эмоциональный интеллект играет важную роль в детско-родительских отношениях. П. Саловей и Дж. Майер обнаружили, что высокий уровень эмоционального интеллекта родителей связан с более высоким уровнем эмоционального интеллекта детей. Они предположили, что родители с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны лучше понимать эмоции своих детей и помогать им справляться с ними.

Д. Карузо обнаружил, что дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше справляются с трудностями и стрессом, имеют более высокий уровень самооценки и меньше проблем в общении со сверстниками. Это может быть связано с тем, что такие дети лучше понимают свои эмоции и могут управлять ими, что помогает им справляться со стрессовыми ситуациями и избегать конфликтов.

Таким образом, эмоциональный интеллект играет важную роль в развитии ребенка и его отношениях с родителями.

Родители с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны более эффективно общаться со своими детьми, понимать их эмоции и помогать им справиться с ними. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей более высокого уровня эмоционального интеллекта и улучшению их психологического благополучия.

Эмоциональный интеллект – это важнейший ресурс, позволяющий человеку успешно адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и являющийся основным фактором, определяющим как личное благополучие, так и будущий успех.

Эмоциональный интеллект-основа успеха в межличностных отношениях. Умение управлять своими эмоциями повышает осознанность, спонтанность, позитивность, гибкость и уверенность в себе. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны эффективно действовать в сложных ситуациях, противостоять стрессу, сохранять спокойствие и сосредоточенность.

Список литературы

  1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации / И. Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: ИП, 2009. – 144 с.
  2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011.
  3. Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах, У. Дакс. – М., 1998. – 32 с.
  4. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – С. 29-36.
  5. Сёмина, Р. Р. Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания / Р. Р. Сёмина. // Молодой ученый. – 2021. – № 49 (391). – С. 337-339.

Поделиться

688

Брацлавская А. В. Направления исследования эмоционального интеллекта // Актуальные исследования. 2023. №42 (172). Ч.II.С. 62-66. URL: https://apni.ru/article/7221-napravleniya-issledovaniya-emotsionalnogo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля