Феномен детства в современной культуре

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

современная культура
феномен детства
взаимоотношения

Аннотация статьи

В данной работе говорится о том, что культурно-антропологическая сфера современного научного мира сконцентрирована на феномене детства как на основополагающем начале человеческого бытия. Автор отмечает, что, анализируя детство в контексте истории, мы наблюдаем кардинальные изменения в определении самого понятия «детство», его атрибутики, в отношении детей и взрослых, а также в научных подходах к исследованию данной проблематики.

Текст статьи

Социальные исследования современных культурных феноменов, в том числе и детства, затрудняются однозначно определить свойства «детскости» и «взрослости». Ученые сходятся во мнении, что современная концепция культуры детства имеет существенные отличия от традиционных представлений. Сегодняшняя культура определяет положение ребенка как полноправного участника социума, имеющего свой взгляд на мир и позицию мышления.

Стоит напомнить, что в современной специализированной литературе существует несколько направлений феномена детства: взаимоотношения детей и взрослых, образ ребенка в обществе и непосредственно «культура детства».

Отметим, что период социализации ребенка, а именно детство, имеет определенный ограниченный период. По теоретическим основам предложенные в науке схемы периодизации детского развития можно разделить на возрастные группы:

  • младенческий возраст (0-1год);
  • раннее детство (1-3года);
  • дошкольный возраст (3-7лет);
  • младший школьный возраст (8-12лет) [2].

Так, в своей работе Т.О. Лефман выдвигает следующую гипотезу, что «детство как культурный феномен сегодня более не являет собой модель традиционной культуры. В ней нет четко выраженных этнокультурных доминант, нет традиционной атрибутики детства, к которой относятся ритуалы, игрушки, фольклор, забавы, представляющие собой глубинные образы конкретной культурной системы» [6].

Подтверждением вышесказанного является концепция американского педагога Нейла Постмана, в которой он говорит об исчезновении границ и атрибутики детства. Нарушается система передачи социокультурного опыта поколений не из «уст в уста», путем погружения в экранную плоскость, происходит «перекодировка» истинных ценностей.

Конец XX века представил новую парадигму современного ребенка, которая опирается на три гипотезы:

  • детство имеет особый биологический период;
  • ребенка следует готовить к взрослению;
  • ответственность за вхождение в социум возлагается на взрослого.

В окружении современного информационного общества дети впитывают в себя продукты различных идеологий, навязанных временем, в последствии становясь важными субъектами жизни. В модели традиционной семьи, где каждый ее член выполнял свои функции (отец охранял и обеспечивал семью, мать занималась ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми) ребенок воспринимался невинным существом, которому необходима забота, опека со стороны взрослого.

В постиндустриальном обществе наоборот, детей с самого рождения нацеливают на раннее взросление и самостоятельность, мотивируя это будущей успешностью. Появляется невидимая гонка первенства среди родителей. Дети поставлены в условия соревнования в школе, в дополнительном образовании. Находясь под гнетом постоянного давления, у ребенка не остается времени на детские игры и забавы, а также непосредственно отдых. Требование ежечасного взросления проецируется со средневековым мышлением. Складывается псевдотеория о совершенности всесторонне развитого ребенка, готового встретиться с вызовами взрослой жизни.

Детство, как основной ресурс развития цивилизованного общества является основным социокультурным элементом. В связи с этим, исследования проблем детства набирают все большую популярность в системе гуманитарных наук.

Каждому новому поколению человечества приходится осваивать не только биологически заложенные программы выживания, но и осваивать новое пространство культуры. Так, типология культур М. Мид является некоторым предсказателем ускорения информационного потока, который устанавливает некий диктат «мира детей» над «миром взрослых».

В культурной антропологии очень существенным является способ, которым происходит воспроизводство культуры, то есть передача культурных традиций от старшего поколения к младшему. Данный процесс необходимо рассматривать с двух точек зрения.

Во-первых, культурные ценности заложены в человеке на генетическом уровне, и вхождение в социум заключается в развертывании и проявлении этих программ. Причем проявление конкретных аспектов этих программ происходит на строго определенном временном интервале.

Во-вторых, это эмпиризм, согласно которому становление культурного индивида происходит благодаря деятельности в том социально-культурном окружении, в котором ребенок находится. Причем именно деятельность ребенка, направляемая взрослыми, играет наиболее важную роль.

Культура призвана увести человека от примитивизма и уберечь от самовозвышения над окружающей действительностью. Культура является важнейшим индикатором человеческого бытия. Ребенок же несет в себе функции наследника и созидателя культуры. По сути, социализация без культурной среды – это адаптация к внешним социальным условиям. Соответственно, становится задача воспитания ребенка в высоко организованной культурной среде.

При этом необходимо использовать язык детской культуры, в том числе и детский фольклор, который передается из поколения в поколение и несет в себе не только правила общественного поведения, но и устойчивые пространственно-временные модели, свойственный конкретной цивилизации.

Отметим, что на рубеже XX-XXI веков социокультурная ситуация в России испытывает состояние духовного кризиса. В обществе с различными духовными ценностями классовый конфликт является неизбежным явлением.

Культуру детства следует рассматривать как процесс взаимодействия двух поколений. При этом у детей создаются свои, порой непонятные для взрослых образы, но именно позволяет детям осваивать сначала свою придуманную культуру, а потом осваивать и культуру окружающего их социума.

Отметим, что при этом в культуре детства как в зеркале отражаются все достоинства и недостатки общества. А поскольку дети как эмоционально наиболее восприимчивые подвержены влиянию на них культуры и образования, задачей старшего поколения является их защита от негативного влияния. Поэтому «культура в пространстве детства должна быть качественно организована и содержательно насыщена» [8].

Ученые убеждены, что в сложившейся современной ситуации духовного кризиса только четко организованное культурное пространство подрастающего поколения сможет повлиять на сплочение социальных слоев общества и избежать гражданских конфликтов.

Список литературы

  1. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL https://bigenc.ru/(дата обращения: 10.10.2023).
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Перспектива, 2020. 224 с.
  3. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Academia, 1996. 342 с.
  4. Измайлова Э.В. Визуальное конфигурирование культурного кода: на примере культуры детства в России, конец XX-XXI в. // Молодежный вестник СПбГИК. – 2016. – №2. – С. 15-17.
  5. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
  6. Лефман Т.О. Феномен детства в современной визуальной культуре // Вестник КумГУКИ. – 2017. – №39. – С. 100-105.
  7. Моисеенко Ю.Ю. Проблема института детства в современном обществе. // Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI веке: Материалы международной научно-практической конференции VII Декартовский чтения (г. Москва – г. Зеленоград. 11 марта 2021 г.) / Под общ. ред. А.И. Пирогова, Т.В. Растимешиной, – Москва, МИЭТ, 2021. Ч.2 – 152 с. – С.67-72.
  8. Шадрина В.И. Феномен детства в образовательном пространстве // Профессиональное образование в современном мире. – 2014. – №4. – С. 197-205.

Поделиться

1257

Щуров Р. Н. Феномен детства в современной культуре // Развитие социально-гуманитарного знания в условиях глобализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 октября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 87-89. URL: https://apni.ru/article/7222-fenomen-detstva-v-sovremennoj-kulture

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря