Социальные исследования современных культурных феноменов, в том числе и детства, затрудняются однозначно определить свойства «детскости» и «взрослости». Ученые сходятся во мнении, что современная концепция культуры детства имеет существенные отличия от традиционных представлений. Сегодняшняя культура определяет положение ребенка как полноправного участника социума, имеющего свой взгляд на мир и позицию мышления.
Стоит напомнить, что в современной специализированной литературе существует несколько направлений феномена детства: взаимоотношения детей и взрослых, образ ребенка в обществе и непосредственно «культура детства».
Отметим, что период социализации ребенка, а именно детство, имеет определенный ограниченный период. По теоретическим основам предложенные в науке схемы периодизации детского развития можно разделить на возрастные группы:
- младенческий возраст (0-1год);
- раннее детство (1-3года);
- дошкольный возраст (3-7лет);
- младший школьный возраст (8-12лет) [2].
Так, в своей работе Т.О. Лефман выдвигает следующую гипотезу, что «детство как культурный феномен сегодня более не являет собой модель традиционной культуры. В ней нет четко выраженных этнокультурных доминант, нет традиционной атрибутики детства, к которой относятся ритуалы, игрушки, фольклор, забавы, представляющие собой глубинные образы конкретной культурной системы» [6].
Подтверждением вышесказанного является концепция американского педагога Нейла Постмана, в которой он говорит об исчезновении границ и атрибутики детства. Нарушается система передачи социокультурного опыта поколений не из «уст в уста», путем погружения в экранную плоскость, происходит «перекодировка» истинных ценностей.
Конец XX века представил новую парадигму современного ребенка, которая опирается на три гипотезы:
- детство имеет особый биологический период;
- ребенка следует готовить к взрослению;
- ответственность за вхождение в социум возлагается на взрослого.
В окружении современного информационного общества дети впитывают в себя продукты различных идеологий, навязанных временем, в последствии становясь важными субъектами жизни. В модели традиционной семьи, где каждый ее член выполнял свои функции (отец охранял и обеспечивал семью, мать занималась ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми) ребенок воспринимался невинным существом, которому необходима забота, опека со стороны взрослого.
В постиндустриальном обществе наоборот, детей с самого рождения нацеливают на раннее взросление и самостоятельность, мотивируя это будущей успешностью. Появляется невидимая гонка первенства среди родителей. Дети поставлены в условия соревнования в школе, в дополнительном образовании. Находясь под гнетом постоянного давления, у ребенка не остается времени на детские игры и забавы, а также непосредственно отдых. Требование ежечасного взросления проецируется со средневековым мышлением. Складывается псевдотеория о совершенности всесторонне развитого ребенка, готового встретиться с вызовами взрослой жизни.
Детство, как основной ресурс развития цивилизованного общества является основным социокультурным элементом. В связи с этим, исследования проблем детства набирают все большую популярность в системе гуманитарных наук.
Каждому новому поколению человечества приходится осваивать не только биологически заложенные программы выживания, но и осваивать новое пространство культуры. Так, типология культур М. Мид является некоторым предсказателем ускорения информационного потока, который устанавливает некий диктат «мира детей» над «миром взрослых».
В культурной антропологии очень существенным является способ, которым происходит воспроизводство культуры, то есть передача культурных традиций от старшего поколения к младшему. Данный процесс необходимо рассматривать с двух точек зрения.
Во-первых, культурные ценности заложены в человеке на генетическом уровне, и вхождение в социум заключается в развертывании и проявлении этих программ. Причем проявление конкретных аспектов этих программ происходит на строго определенном временном интервале.
Во-вторых, это эмпиризм, согласно которому становление культурного индивида происходит благодаря деятельности в том социально-культурном окружении, в котором ребенок находится. Причем именно деятельность ребенка, направляемая взрослыми, играет наиболее важную роль.
Культура призвана увести человека от примитивизма и уберечь от самовозвышения над окружающей действительностью. Культура является важнейшим индикатором человеческого бытия. Ребенок же несет в себе функции наследника и созидателя культуры. По сути, социализация без культурной среды – это адаптация к внешним социальным условиям. Соответственно, становится задача воспитания ребенка в высоко организованной культурной среде.
При этом необходимо использовать язык детской культуры, в том числе и детский фольклор, который передается из поколения в поколение и несет в себе не только правила общественного поведения, но и устойчивые пространственно-временные модели, свойственный конкретной цивилизации.
Отметим, что на рубеже XX-XXI веков социокультурная ситуация в России испытывает состояние духовного кризиса. В обществе с различными духовными ценностями классовый конфликт является неизбежным явлением.
Культуру детства следует рассматривать как процесс взаимодействия двух поколений. При этом у детей создаются свои, порой непонятные для взрослых образы, но именно позволяет детям осваивать сначала свою придуманную культуру, а потом осваивать и культуру окружающего их социума.
Отметим, что при этом в культуре детства как в зеркале отражаются все достоинства и недостатки общества. А поскольку дети как эмоционально наиболее восприимчивые подвержены влиянию на них культуры и образования, задачей старшего поколения является их защита от негативного влияния. Поэтому «культура в пространстве детства должна быть качественно организована и содержательно насыщена» [8].
Ученые убеждены, что в сложившейся современной ситуации духовного кризиса только четко организованное культурное пространство подрастающего поколения сможет повлиять на сплочение социальных слоев общества и избежать гражданских конфликтов.