Главная
АИ #42 (172)
Статьи журнала АИ #42 (172)
Влияние сети Интернет на информационную безопасность детей

Влияние сети Интернет на информационную безопасность детей

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

информационная безопасность детей
интернет-преступления
онлайн-риски
социальные сети
интернет-мошенничество
киберзапугивание
интернет-манипуляции
кибератака
гибридная война
кибервойна
толерантность
интернет-пропаганда
интернет-цензура
иностранный агент
интернет-зависимость
защита детей в интернете

Аннотация статьи

В статье рассматриваются актуальные проблемы информационной безопасности детей в Интернет-пространстве. Пристальное внимание уделяется рискам, с которыми сталкиваются подростки в Интернете. Подробно раскрываются виды распространённых интернет-преступлений.

В статье приводятся нормативные акты в области информационной безопасности детей за последние годы, отражающие реалии новейшей эпохи, и подробно анализируются механизмы реализации государственной политики в этой области в современных условиях.

Цель статьи заключается в характеристике национальных источников правового регулирования обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет, анализе их современного состояния и задачи развития законодательства об обеспечении информационной безопасности детей в Интернете.

Текст статьи

Ещё какие-то 20 лет назад видеоиндустрия только начала переходить с формата VHS на DVD, существовали кассетные аудиомагнитофоны, а мобильные телефоны были кнопочными. Никто не предполагал, что их можно будет использовать не только как телефон с функцией фотокамеры. С тех пор в области коммуникаций и информационных технологий произошла настоящая революция. Сейчас трудно себе представить человека без смартфона или планшета, подключённого к сети Интернет. Смартфон соединил в себе не только функции универсального коммуникатора. Благодаря Интернету он превратился в карманный компьютер, который заменил собой не только газеты, телевидение и радио, но даже кредитные карты и деньги.

20 лет назад основными средствами информации были печатные издания, телевидение и радио, а главным средством коммуникаций было вербальное общение по телефону. В современную эпоху Интернет практически полностью заменил всё информационное пространство. В глобальную сеть ушли телеканалы и печатные издания, появилось бесконечное множество Интернет-СМИ, блог-платформ и видеохостингов. В сфере коммуникаций вербальное общение заменили социальные сети и мессенджеры. Сам характер общения между людьми потерпел кардинальные изменения, во многом благодаря общедоступности Интернета.

Из 147-миллионного населения России 30,2 млн. человек составляют несовершеннолетние (20,6 процента), из них 27 млн. человек (89,4 процента) являются активными пользователями Интернета [3]. Как правило, эта возрастная категория к техническим новшествам современной эпохи приспособлена гораздо лучше, чем старшее поколение. Поэтому она ловко обходит такие ограничительные меры, как родительский контроль, блокировки отдельных сайтов и прочие уловки, к которым прибегают родители, чтобы оградить детей от содержащегося в Интернете нежелательного контента. При этом в силу возрастных особенностей несовершеннолетние лишены возможности самостоятельно критически оценить информацию, получаемую посредством информационно-телекоммуникационных сетей, и тем самым рискуют оказаться в небезопасной среде.

Какие же угрозы таит Интернет для несовершеннолетних?

В отчёте международной Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) за 2010 - 2011 гг. «Защита детей в Интернете: риски, с которыми сталкиваются дети в Интернете, и политика их защиты» [17] перечислены три категории основных он-лайн рисков для детей. Их можно условно назвать бытовыми рисками.

Во-первых, это распространение порнографии, киберзапугивание и онлайн домогательство.

Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в редакции от 28.04.2023 (далее - Федеральный закон № 436-ФЗ) даётся следующее определение информации порнографического характера (п. 8 ст. 2): «информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного».

К детской порнографии в России относятся лишь фото- и видеоизображения с демонстрацией половых органов реальных детей и действия сексуального характера с их участием. Сексуальная эксплуатация вовсе не означает обязательного полового акта взрослого с ребенком – достаточно вовлечения детей в совершение некоторых действий, понимаемых законом как сексуальные (развратные), в том числе «бесконтактно». Нередко несовершеннолетние (в подавляющем большинстве случаев подростки) самостоятельно выкладывают свои сексуализированные изображения в Интернете, как правило, в поисках дополнительной популярности (так называемый «секстинг»). В результате эксплуатация интереса к сексу с несовершеннолетними фактически остается слабонаказуемой – к именно детской порнографии не относятся текстовые описания секса с детьми, а также недокументальные (художественные) изображения персонажей с чертами несовершеннолетних (работы художников, аниме, хентай и т.п.). Также в настоящее время нельзя по российскому закону отнести к детской порнографии изображения, где совершеннолетним персонажам придан имидж несовершеннолетних (например, старшеклассников).

Киберзапугивание и кибератака, также известные как онлайн-издевательства – это формы издевательств или преследования с использованием электронных средств. Оно становится все более распространенным, особенно среди подростков и подрастающего поколения. Вредоносное поведение издевательств в Интернете, особенно в социальных сетях может включать распространение слухов, угроз, разглашение личной информации жертвы, разжигание ненависти. Издевательства или домогательства могут быть идентифицированы по повторяющемуся поведению и намерению причинить вред. При этом жертвы киберзапугивания могут не знать хулигана, а также почему хулиган преследует их. Преследование может иметь далеко идущие последствия для жертвы, поскольку контент, используемый для преследования жертвы, может легко распространяться среди многих людей и часто остается доступным долгое время после первоначального инцидента.

Другие исследования показали всплеск киберзапугивания во время пандемии COVID-19, когда многие молодые люди и взрослые были помещены на карантин дома и, как следствие, чаще выходили в Интернет, чем до пандемии. Например, исследование взрослых, опубликованное в «The Journal of Social Psychology» (США, 2021 г.), выявило статистически значимый рост отношения к киберзапугиванию, а также оскорбительного поведения при киберзапугивании [19].

Ко второй категории онлайн рисков для несовершеннолетних относятся риски, связанные с интернет-маркетингом и мошенническими сделками.

Интернет-мошенничество не считается отдельным преступлением, а охватывает целый ряд противоправных действий, совершаемых в киберпространстве. Однако его отличают от кражи, поскольку в этом случае жертва добровольно и сознательно предоставляет преступнику информацию, деньги или имущество.

Согласно отчету ФБР об Интернет-преступлениях за 2017 год, Центр рассмотрения жалоб США на Интернет-преступления (IC-3) получил около 300 000 жалоб. В 2017 году жертвы потеряли более 1,4 миллиарда долларов в результате онлайн-мошенничества [24]. Согласно исследованию, проведенному Центром стратегических и международных исследований (CSIS) и McAfee, киберпреступность обходится мировой экономике в 600 миллиардов долларов, что составляет 0,8% от общего мирового ВВП [23]. Интернет-мошенничество проявляется во многих формах. Оно варьируется от спама по электронной почте до мошенничества онлайн. Часто мошенники привлекают своих жертв в Интернете с помощью кликбейта, заманчивой яркой текстовой ссылкой, предназначенной для привлечения внимания и побуждения пользователей перейти по этой ссылке и прочитать, просмотреть или прослушать связанную часть онлайн-контента, которая обычно является обманчивой, вводящей в заблуждение.

К третьей категории основных онлайн рисков для несовершеннолетних относятся риски, связанные с конфиденциальностью персональных данных, в том числе использование социальных сетей без осознания возможных последствий.

В своих профилях в социальных сетях несовершеннолетние склонны раскрывать свою личную информацию (например, день рождения, адрес электронной почты, домашний адрес, номер телефона и статус отношений). Эта личная информация может быть использована мошенниками для кражи личных данных пользователей, и размещение подобной информации в социальных сетях значительно облегчает мошенникам возможность получить над ней контроль.

В упомянутом мною отчёте Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) перечислены далеко не все категории рисков информационной безопасности, угрожающих детям в сети Интернет. Отчёт перечисляет риски, которые можно назвать бытовыми. Вне поля зрения остались важные политические риски, связанные с агрессивной политикой США, стремящихся к тотальной мировой гегемонии.

После поражения СССР в холодной войне и распада Советского Союза в 1991 году, политические и финансовые элиты США и их младшие партнёры в Западной Европе старались превратить бывшие союзные республики в свои полуколонии, устраивая «цветные» революции, внедряясь в экономику этих государств и при помощи политтехнологий создавая в этих странах марионеточные режимы. В полной мере им удалось это осуществить в странах Прибалтики, в Грузии, Молдове и к 2014 г. на Украине. Во всех этих странах была развёрнута яростная антироссийская пропаганда, и молодёжи с детства внушается образ России, как врага. Это связано с тем, что Запад в 1990-ые годы потерпел крах в своих попытках расчленить Россию и по частям превратить её в сырьевой придаток «развитых стран». США и их младшие партнёры в Европе снова вернулись к агрессивной политике по отношению к нашей стране, развязав против России и Беларуси гибридную войну.

По определению, предложенному Фрэнком Хоффманом [22], гибридная война – это военно-политическая стратегия, которая сочетает в себе традиционную войну, нерегулярные боевые действия и кибервойну с другими методами влияния, такими как фейковые новости, дипломатическое давление, финансирование антиправительственных организаций и иностранное вмешательство в выборы. С точки зрения информационной безопасности детей наибольшую опасность представляет ведущаяся против нашей страны кибервойна, антироссийская пропаганда и распространение в Интернете фейковых новостей (так называемых «вбросов»).

Что подразумевается под кибервойной? Согласно одной из точек зрения, этот термин употребляется неправильно, поскольку на сегодняшний день ни одну кибератаку нельзя назвать войной. Альтернативная точка зрения заключается в том, что это подходящее название для кибератак, которые наносят физический ущерб людям и объектам в реальном мире. По смыслу кибервойна - это использование кибератак против вражеского государства, причиняющих ущерб, сопоставимый с реальной войной, или нарушающих работу жизненно важных компьютерных систем. Возможными целями могут быть шпионаж, саботаж, пропаганда, манипулирование общественным сознанием и экономическая война.

Молодёжь, и особенно подростки, с одной стороны, самая энергичная часть населения, а с другой, они особенно подвержены воздействию интернет-пропаганды. США и их партнёры уделяют особое внимание соцсетям, как мощной объединяющей силе молодёжи. Достаточно привести пример североафриканских и ближневосточных стран во время так называемой «арабской весны» 2010 г., когда в Тунисе, Египте и Йемене произошли навязанные извне мятежи и революции, а в Ливии, Йемене и в Сирии помимо этого разразились кровавые гражданские войны. Все эти события начинались с социальных сетей, когда молодёжь собирали на главных площадях столиц этих государств для организации массовых беспорядков и вооружённых восстаний. Точно так же в 2011-2013 гг. в России были организованы акции гражданских протестов, которые должны были вызвать дестабилизацию обстановки в стране и, в дальнейшем, к свержению существующего конституционного строя.

Ещё одна опасность, подстерегающая несовершеннолетних в Интернете – это западная пропаганда ложного понятия о толерантности.

Толерантность в социологии – это когда человек позволяет, разрешает или принимает действие, идею, объект или человека, которые ему не нравятся или с которыми он не согласен.

Политолог Эндрю Р. Мерфи объясняет: «Мы можем улучшить наше понимание, определив "толерантность" как набор социальных или политических действий, а "терпимость" - как набор общественных отношений» [25]. Словарь Random House определяет толерантность как «справедливую объективное и снисходительное отношение к тем, чьи мнения, убеждения, обычаи, расовое или этническое происхождение и т. д. отличаются от собственных» [21]. Оба эти понятия содержат идею инаковости – состояния непохожести. В некоторых случаях терпимость рассматривалась как «порочная добродетель», поскольку она касается принятия вещей, которые лучше преодолеть. Таким образом, толерантность не может быть определена как универсальное благо, и многие из ее применений и видов использования остаются спорными.

Преследуя свои деструктивные цели, политическая и финансовая элита США подменяет размытое понятие толерантности навязыванием пользователям Интернета ложных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Так, например, пропаганда национальной и расовой терпимости сводится в конечном итоге к полному отрицанию патриотизма и национальной самоидентичности, а призывы к установлению представительной демократии имеют целью возбудить население против существующей власти. Глава банкирского дома Рокфеллеров Дэвид Рокфеллер Старший в 1991 г. чётко сформулировал цели, которые преследует данный вид пропаганды: «Наднациональный суверенитет интеллектуальной элиты и мировых банкиров, несомненно, предпочтительнее национального самоопределения, практиковавшегося в былые столетия» [27].

Ещё в 1975 г. Советом национальной безопасности США был принят беспрецедентный нормативный акт, известный как Меморандум NSSM-200: «Меморандум 200 по исследованию национальной безопасности: последствия роста населения во всем мире для безопасности и интересов США за границей» [26]. Основной смысл меморандума сводится к тому, что США для обеспечения своего благополучия и процветания, связанного с доступом к источникам минерального сырья, должны всемерно содействовать сокращению численности населения в странах, богатых природными ресурсами. Беспрецедентность этого акта состоит в том, что США, отбросив демагогические лозунги о демократии и правах человека, открыто заявили о целях своей внешней политики: вмешательство во внутренние дела суверенных государств и организация геноцида ради собственной выгоды. За прошедшие с тех пор полвека внешнеполитическая доктрина США не претерпела существенных изменений. Методы, с помощью которых Соединённые Штаты добиваются депопуляции, то есть стабильного сокращения численности населения как в целом по планете, так и в конкретных регионах. Но одна из составляющих процесса депопуляции – сокращение рождаемости – достигается изменением ценностных установок и трансформацией института семьи. И в этом процессе деструктивными силами активно используется Интернет. Под видом толерантности в сексуальной сфере идёт самая настоящая популяризация гомосексуальных отношений и однополых браков. Распространяются идеи чайлд-фри. Изобретаются новые формы нетрадиционной сексуальной идентификации, такие как, например, гендерквиры или люди с небинарной гендерной идентичностью, агендеры (т. е. бесполые люди), биссу (все гендерные аспекты, объединённые в единой личности), гендервейг (небинарный гендер, не определяемый словами из-за своего статуса нейро-отличного), и бесконечное множество других. Объединяющим фактором для указанных групп является то, что эти люди не могут создать потомство. Пропаганда рассчитана на неустоявшуюся психику ребёнка и призвана сформировать в нём стремление к нетрадиционной половой самоидентификации, отказ от общепринятых семейных ценностей или желание сменить пол.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" контент, содержащий информацию порнографического характера, содержащий изображение или описание сексуального насилия, отрицающий семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи, пропагандирующий нетрадиционные сексуальные отношения, пропагандирующий педофилию, способный вызвать у детей желание сменить пол – относится к информации, запрещенной для распространения среди детей.

По определению, данному в Федеральном законе № 436-ФЗ, «информационная безопасность детей – состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». Совершенно очевидно, что бороться с таким количеством Интернет-рисков, которые угрожают информационной безопасности детей, для российского законодателя – задача крайне сложная. Федеральный закон № 436-ФЗ перечисляет требования к обороту информационной продукции, порядок её экспертизы, устанавливает порядок государственного и общественного контроля и указывает, что нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, подразумевая уголовные и административные санкции к нарушителям.

Несовершенство этого закона состоит в том, что он адресован к производителям информационной продукции, находящимся на территории России и попадающим под её юрисдикцию. Но подавляющее большинство создателей вредоносного контента в Интернете зарегистрировано на иностранных доменах и физически находится за границей, либо использует прокси-сервер, который действует от имени клиента при запросе, максимально маскируя истинное происхождение запроса к ресурсному серверу. Под действие данного закона так же не подпадает информация, распространяемая в мессенджерах, на форумах и в чатах, а также реклама, размещаемая в сети. Из всего этого напрашивается вывод, что защита от распространяемой в Интернете информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, законодательно практически не урегулирована.

Если обратиться к зарубежному опыту, то в сфере информационной защиты детей в Интернете наивысших показателей достигла Китайская Народная республика. В 2003 г. в Китае был введён в эксплуатацию проект «Золотой щит» – система фильтрации содержимого Интернета. Эта система включает такие подсистемы, как систему управления безопасностью, систему информирования о правонарушениях, систему контроля выхода и ввода, информационную систему мониторинга, систему управления трафиком. «Золотой щит» является одной из составных частей так называемого «электронного правительства». Он автоматически блокирует веб-страницы по ключевым словам, связанным с государственной безопасностью, а также по «чёрному списку» адресов сайтов. Фильтруются веб-сайты, которые власти КНР считают антикоммунистическими, включая сайты, посвященные религиозному контенту, источники новостей, которые освещают темы, которые считаются дискредитирующими Китай. Недавнее крупномасштабное исследование, опубликованное в 2021 году, показало, что заблокировано более 311 000 доменных имен. Из них 41 000 заблокированы случайно [20]. К запрещенным сайтам относятся YouTube (с марта 2009 г.), Facebook (с июля 2009 г.), сервисы Twitter, Instagram, Dropbox, Foursquare и Flickr, поисковая система Google. Вместо заблокированных популярных западных интернет-сервисов были созданы их китайские аналоги. По данным НПО «Репортеры без границ», в Китае имеется более 2800 центров наблюдения за обменом текстовыми сообщениями.

Однако китайские подростки нашли способ обойти даже такую жёсткую цензуру. В начале 2000-ых гг. тайваньскими любителями популярной онлайн-игры Audition Online был придуман способ кодировки китайского иероглифического письма. Чтобы закодировать слово, случайным образом объединяют, разделяют и перестраивают традиционные китайские иероглифы, японскую письменность, латиницу и эмодзи в сочетании с арабскими цифрами. Данный вид письменности получил название «марсианский язык». В 2007 году марсианский язык начал приживаться в материковом Китае. Первыми, кто усвоил марсианский язык, в основном были пользователи сети подросткового возраста. Они используют его в своих никнеймах, коротких сообщениях и чатах, чтобы продемонстрировать индивидуальность. Позже они обнаружили, что их учителя и родители не разбираются в их новом языке, который быстро стал их секретным кодом для общения друг с другом. Китайские онлайн-блогеры последовали тенденции использования марсианского языка, поскольку обнаружили, что их сообщения в блогах, написанные на новом языке, могут легко пройти через системы интернет-цензуры, которые в настоящее время основаны на методах сопоставления текста. Марсианский язык стал настолько популярным в киберпространстве, что было создано программное обеспечение для перевода с китайского на марсианский язык.

Приведённый мною пример говорит, во-первых, о том, что ни запретительные меры, ни строжайшая цензура не в состоянии полностью оградить детей от запрещённого контента, и, во-вторых, о том, что дети всегда найдут способ обойти родительский и педагогический контроль.

Система политической интернет-цензуры и фильтрации веб-сайтов существует во всём мире, и особенно в США и странах Запада. С начала 2000-ых гг. и в связи с проведением российскими вооружёнными силами СВО на Украине с 24 февраля 2022 г. США, страны ЕС, Япония, Австралия и Новая Зеландия заблокировали Интернет-вещание российских СМИ: телеканалов «Первый канал», «Россия 1», НТВ, Russia Today (RT International), RT France, RT America, RT UK, RTД, Sputnik, «Россия РТР/РТР Планета», «Россия 24», «Международный ТВ Центр», «Ньюс Фронт», «Инфорос» и вообще всех интернет-площадок, которые, по мнению Запада, отражают официальную политическую позицию российского руководства. В марте 2022 г. по решению европейских властей региональный интернет-регистратор RIPE NCC, распределяющий IP-адреса в Европе, отказался обслуживать российские компании из сферы электросвязи «Ростелеком» и «Мегафон» и выдавать им новые IP-адреса и ASN. Видеохостинг YouTube в 2022 – 2023 гг. заблокировал все каналы, связанные с RT и Sputnik, в Европе, каналы НТВ заблокированы более чем в 70 странах. 25 июня 2022 г. после обращения СБУ заблокированы почти 500 якобы пророссийских каналов с аудиторией свыше 15 млн человек. 11 марта 2022 г. заблокированы все российские каналы, ассоциируемые с государством, по всему миру.

При этом после 24 февраля 2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta Platforms, владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, сняла ограничения для пользователей в отношении так называемого «языка ненависти» по отношению к русским, отказавшись банить лозунги «Смерть русским оккупантам!». Официальный представитель компании Энди Стоун подтвердил эту информацию и в своем заявлении подчеркнул, что фраза «смерть российским захватчикам» теперь является нормой для соцсетей [12]. Электронные письма к модераторам контента свидетельствуют о том, что Meta также временно разрешила некоторые посты, призывающие к смерти президента России Владимира Путина и президента Беларуси Александра Лукашенко. Особым цинизмом выглядела оговорка, что призывы к смерти лидеров будут разрешены, если они не содержат других целей и не описывают место и метод [12]. В ответ на это Роскомнадзор 4 марта 2022 г. заблокировал социальную сеть Facebook, а 14 марта – Instagram. 5 марта 2022 г. решением Генпрокуратуры России был заблокирован Twitter.

В 2012 – 2022 гг. в России были приняты законодательные акты, которые ввели по отношению к этим лицам юридический статус «иностранный агент». Ничего нового в мировой практике в таком статусе не было. В США аналогичный закон был принят в далёком 1938 году под названием «Акт о регистрации иностранных агентов» (англ. Foreign Agents Registration Act, сокращённо FARA). По этому закону foreign agent (иностранный агент) – это не шпион, а лоббист, который выступает в интересах иностранного государства и за свою работу получает деньги из-за границы. Им могут быть как физические, так и юридические лица. Иностранные агенты обязаны зарегистрироваться в Министерстве юстиции США в этом статусе. Если они не сделают этого, власти США должны доказать необходимость их включения в список иностранных агентов. Для этого достаточно, чтобы организация или физическое лицо напрямую управлялось иностранным государством или организацией. За нарушение этого закона предусмотрена уголовная ответственность до 5 лет лишения свободы. После принятия Закона о лоббизме 1995 года закон был сужен и касается теперь лоббистов, отстаивающих только политические интересы иностранных правительств, тогда как экономические лоббисты регистрируются в соответствии с законом о лоббизме.

Иностранный агент (иноагент) в России – лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, виды которой установлены Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Фактически это не просто лоббист, а агент влияния, хотя по данному в законе определению грани между этими понятиями размыты. Юридический статус иноагента официально присваивает Министерство юстиции РФ и накладывает ряд ограничений на деятельность человека или организации. Согласно закону, иностранные агенты обязаны указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и в Интернете. Отсутствие такого указания является нарушением и средству массовой информации может быть выдано письменное предупреждение в порядке статьи 16 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Также предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в соответствии со статьей 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сам же иноагент должен маркировать свои материалы следующим образом: «Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) иностранным агентом (наименование или Ф. И. О.) либо касается деятельности иностранного агента (наименование или Ф. И. О.)». Иноагенты обязаны сообщать о своём статусе при обращении в органы публичной власти, а также лишены права преподавать и участвовать в избирательных кампаниях.

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, содержащаяся в информационной продукции, произведенной иностранным агентом, относится к информации, запрещенной для распространения среди детей.

Возвращаясь к этому закону, хочется с сожалением отметить, что он имеет скорее декларативный характер, чем практический, и в нём абсолютно не разработан механизм информационной защиты детей в сети Интернет. Перечисленные мною выше законы и подзаконные акты последних 10-ти лет, позволяющие блокировать сайты, имеющие экстремистский характер, пропагандирующие ненависть к России, призывающие к массовым беспорядкам т.д., принесли гораздо больше пользы в этой сфере. Принятая Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. № 1105-р Концепция информационной безопасности детей в РФ среди основных принципов обеспечения информационной безопасности детей перечисляет сохранение и укрепление традиционных ценностей, противодействие распространению деструктивной информации, необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде, воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления, обучение детей вопросам информационной безопасности, и прочие меры, которые кажутся легко осуществимыми, но вряд ли в полной мере учитывают менталитет современных детей. Социальные сети, компьютерные игры он-лайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью интернета, как будто нарочно созданы для подростков, психика которых еще не сформировалась, ведь детям этого возраста (12-16 лет) присущи стремление к уходу от реальности в виртуальное пространство, фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д. Благодаря современным гаджетам дети не расстаются с Интернетом дома и на переменах в школе, в транспорте, в заведениях общественного питания. Большинство российских детей выходят в Сеть бесконтрольно. Более 80% российских подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным контентом, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Примерно треть вредоносного программного обеспечения, существующего в настоящее время, создана детьми и подростками. Около 25% российских детей подвержены зависимости от интернета, почти 85% проводят в интернете все свободное время, более 6 часов в день, так же все считают, что на здоровье интернет негативно практически не влияет.

Учитывая данные этой статистики и тенденцию к постоянному росту интернет-рисков, законодателю необходимо продолжать совершенствовать нормативно-правовую базу информационной защиты детей в Интернете. Возможно, необходим специальный закон, касающийся защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию именно в сети Интернет.

Список литературы

  1. Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (в редакции от 28.04.2023).
  2. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. № 1105-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в РФ и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р».
  4. Приказ Минцифры России от 22.03.2022 N 226 "О перечне федеральных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции, на 2022 - 2027 годы".
  5. Федеральный закон от 14.07.2022 N 255-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
  6. Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
  7. Федеральный закон от 25 ноября 2017 года № 327-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
  8. Федеральный закон от 02.12.2019 № 426-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  9. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 481-ФЗ «Об установлении дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности».
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101 г. Москва "О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
  11. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 27.02.2023 № 25 «Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
  12. Facebook разрешил пользователям желать смерти Путину. Как отреагировали в России? // BBC News. Русская служба. 11 Mar 2022. https://web.archive.org/web/20220311105026/https://www.bbcrussian.com/russian/news-60699063
  13. Власенко М.С. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет. Состояние и совершенствование правового регулирования // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 3, том 1, 2019, с. 98-105.
  14. Николаев, С.В. О некоторых перспективных механизмах реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности детей в сети "Интернет" // Перспективы развития информационных технологий. - 2016. - № 31. - С. 134-138.
  15. Ситкова О.Ю., Шварц Л.В. Перспективные направления государственной правовой политики в сфере информационной безопасности несовершеннолетних граждан в сети Интернет // Право и политика. – 2021. – № 8. – С. 71–86. DOI: 10.7256/2454-0706.2021.8.36200 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36200
  16. Солдатова А. В. Проблемы обеспечения информационной безопасности детей в сети «Интернет». УДК 004+659.4 ББК 60.524 https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/59153/1/978-5-91256-403-1_2018_080.pdf?ysclid=llz2yywcrr625643572
  17. OECD (2011), “The Protection of Children Online: Risks Faced by Children Online and Policies to Protect Them”, OECD Digital Economy Papers no. 179, OECD Publishing // URL http://www.oecd.org/sti/ ieconomy/childrenonline_with_cover.pdf
  18. Конарева Я.П. Интернет-зависимость у детей и подростков. // Международный научный журнал «Символ науки». # 9-1 / 2022.
  19. Barlett, Christopher P.; Simmers, Matthew M.; Roth, Brendan; Gentile, Douglas (July 4, 2021), "Comparing cyberbullying prevalence and process before and during the COVID-19 pandemic", The Journal of Social Psychology, 161 (4): 408–418.
  20. Catalin Cimpanu (2021). China's Great Firewall is blocking around 311k domains, 41k by accident. https://therecord.media/chinas-great-firewall-is-blocking-around-311k-domains-41k-by-accident
  21. "Definition of tolerance". dictionary.com. Retrieved 2 January 2023.
  22. Hoffman, Frank (2007). Conflict in the 21st Century: The Rise of Hybrid Wars (PDF). Arlington, Virginia: Potomac Institute for Policy Studies.
  23. "The Economic Impact of Cybercrime – No Slowing Down" (PDF). McAfee. 2018. Retrieved October 24, 2018.
  24. "FBI 2017 Internet Crime Report" (PDF). FBI.gov. Federal Bureau of Investigation. May 7, 2018. Retrieved 28 August 2018.
  25. Murphy, Andrew R. (1997). "Tolerance, Toleration, and the Liberal Tradition". Polity. The University of Chicago Press Journals. 29 (4): 593–623.
  26. "National Security Study Memorandum - NSSM 200" (PDF). USAID. 1974-12-10. https://pdf.usaid.gov/pdf_docs/PCAAB500.pdf
  27. The “Proud Internationalist”. The Globalist Vision of David Rockefeller by Will Banyan © March 2006 (PDF version).
  28. Vinton Cerf. How the Internet Came to Be. "The Online User's Encyclopedia," by Bernard Aboba, Addison-Wesley, November 1993, ISBN 0-201-62214-9.

Поделиться

1138

Королёва Ю. А. Влияние сети Интернет на информационную безопасность детей // Актуальные исследования. 2023. №42 (172). Ч.I.С. 65-73. URL: https://apni.ru/article/7223-vliyanie-seti-internet-na-informatsionnuyu-be

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января