Процесс зарождения ᴎ проявления политической доктрины в истории человечества происходит неравномерно вне времени ᴎ пространства. Возникновение неделимо взаимосвязано с формированием ранних государственных устройств как особых организаций власти. Чтобы конкретизировать первые теоретические обобщения ᴎ сделать выводы касаемо политической жизни как неповторимой формы общественных взаимоотношений, человеку понадобилось несколько столетий для накопления опыта управления в государственном обществе [1, с.28].
В III-II тыс. до н. э. сознание ᴎ ум людей еще зависел от мифов от предметов, которые их окружали, что давало свое отражение ᴎ на формировании политической мысли: в основе которой была идея о том, что именно Бог является главным первоисточником всех политических порядков. Но уже в 1 тыс. до н. э. с процессом развития общественной деятельности в сфере производства человечество начитает делать первые шаги в сторону развития рационального самопознания. Изначально древние ученые – мыслители всего лишь осуществляли фиксирование существовавшего на тот момент истории социально-политического устройства народа, не подозревая о его будущих изменениях. После чего, у некоторые из них стали возникать мысли о том, что социально-политический строй несовершенен и начали предлагать возможные пути модернизации [2, с.115-117]. Берет свое начало теоретический исследование «идеального правления».
Один из мыслителей того времени Конфуций (551- 479 гг. до н. э.) признавал происхождение власти императора от Бога, но отрицал божественное происхождение государства, которое, основываясь на его учении, возникало путем объединения семей. Конфуций считал, взаимоотношения в государстве прежде всего должны регулироваться моралью [3, с.86]. Находясь на стороне ненасильственных методов правления, он все неполадки в жизни государства объяснял проявление у людей плохих нравов, главной целью государства считал процесс воспитания хороших нравов.
Политическая концепция Древней Греции первоначально развивалась как мировоззрение свободного общества, в которой, наиглавнейшей ценностью в ней является свобода. Она по праву считалась несравненной центральной вышкой политической мысли всего Древнего мира в целом.
Платон Афинский (427-347 гг. до н. э.) считал, что человек имеет огромное количество разнообразных друг от друга материальных потребностей, но у него нет никакой возможности для того, чтобы преисполнить их одному. Все это, по учению Платона, является побудительной причиной для создания государства.
Выдающийся греческий философ ᴎ эрудит Аристотель (384-322 гг. до н. э.) будучи последователем Платона, критически расценивал его философские идеи. Сам он выдвинул предположение о том, что происхождении государства процесс вполне естественный, назвав при этом человека основным политическим существом.
Политическая философия периода Средневековья осознавала ᴎ в свою очередь продолжила постигать развитие основных на тот промежуток исторического общества идей античного периода.
Одним из основных примеров объединения античных учений, а именно идеи Аристотеля с христианскими догмами, является политическая доктрина Фомы Аквинского (1226-1274 гг.), который признает естественное происхождение государства, но при этом он вносит неодинаковость сущности, возникновения (формы) и воспроизведения государственной власти.
В XIV-XVI вв. начинаются общественно-экономические течения, вследствие которых происходит складывание в Европе индустриального общества. Это приводит к зарождению недовольства католической церковью, перерастающее в настоящее массовое явление, которое носит название Реформация [4, с.68]. В доктринах ᴎ учениях ученых – мыслителей разных государств ярко начинает проявляться гуманизм, главной проблемой которого становится проблема соотношения государства и личности [там же, с.76-77]. Это ᴎ является процессом возникновения идеологии этапа Возрождения.
Знаменитый ᴎ выдающийся флорентиец эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469-1527 гг.) стал первым кто начал рассматривать политику как исключительную область научного познания ᴎ эксперимента [5, с.86]. Основываясь на философии мыслитель, с уверенностью можно утверждать, что, по его мнению, сам народ не имеет значения в государстве, государь сам формулирует цели ᴎ задачи своей политики и стремиться добиваться установленных целей, используя при этом любые средства, не считается с принципами ᴎ законами морали.
В XIV-XVI вв. по процессу освобождения от татаро-монгольского владычества происходит объединение русских земель вокруг Московского княжества. Монах Елеазарова монастыря (находящейся в г. Пскове) Филофей выдвигает научную теорию «Москва - третий Рим», начинает формироваться политическая философия централизованного государства. В XVI в. происходит разгорание идейно-политической борьбы между «нестяжателями» и «иосифлянами».
Век XVII в Европе начался голландской революцией. Выдающийся голландский мыслитель Г. Гроций (1583-1645 г.г.) считается одним из основателей концепций «естественного права» и «общественного договора», которые позже становятся основой политических теорий. Он считал, что существуют незыблемые естественные права человека, которые не зависят даже от Бога: право быть свободным, право владения и распоряжения частной собственностью, равноправие с другими людьми, право на защиту жизни, чести и достоинства личности и др.
Период Нового Времени как принято считать начинается с английской революции с середины XVII в. Она разъединила все английское общество на две основные часть: на сторонников короля и сторонников парламента, сформулировавшие собственные политические планы.
Сторонники короля, к которым относятся К. Салмазий, Р. Филмер и др., отстаивали исторически сложившиеся концепции происхождения монархической власти. Т. Гоббс (1588-1679 г.г.) также относился к сторонникам короля, однако его политические точки зрения не вписываются в рамки традиционных подходов. В одном из своих основных работ, в частности в «Левиафан», он раскрывает собственное виденье «естественного права» и «общественного договора». В «естественном состоянии», по мнению Гоббса, невозможно было избежать «войны всех против всех». Все это происходит по причине того, что все люди созданы с равными физическими и умственными способностями, а значит они являются равными в своих нравах, но также люди от природы эгоистичны, жадны и честолюбивы. К желанию и необходимости заключения «общественного договора» человечество приводит страх смерти, инстинкт самосохранения и естественный разум. Люди добровольно начинают отказываться от своих естественных прав для создания государства.
Джон Локк в 1688 г. публикует один из своих трудов под названием «Два трактата о государственном правлении». В нем зафиксировано новизна толкования естественного права и общественного договора. В естественных условиях, утверждает Локк, общество было свободным и равным, но не было организовано ни одного органа власти для разрешения споров, возникающих между людьми. Для обеспечения своих прав они договорились сформировать государство, в котором точно определен тот объем полномочий, который они ему передают, но при этом сохраняют личные ᴎ фундаментальные права на жизнь, владение имуществом, свободу личности и равенство [6, с. 61-64].
На рубеже XVII-XVIII вв. в Европе берет свое начало формирование нового период в историческом развитии общества, которое общепринято величать Просвещением. Один из представителей итальянского Просвещения Дж. Вико, являясь основоположником современной социологии, использовал в своих работах детерминистскую и историко-сравнительную методики.
Идеолог петровских реформ Ф. Прокопович (1681-1736) сформулировал идею общего блага, прибегая к помощи концепций «естественного права» и «общественного договора». В этой же отрасли развивалась философская мысль ученого В. Н. Татищева (1686-1750), являлся автором первого издания «Истории Российской».
Ш. Л. Монтескье (1689-1755) считают родоначальником «географической школы» в социально-политической науке. В своей научной работе «О духе законов» он предпринял попытку в исследовании ᴎ определении факторов, определяющих форму государственного устройства в разных странах [7, с.92-94]. К таким факторам, по мнению Монтескье, относятся следующие:
- климат,
- рельеф местности,
- размер территории географическое расположение.
Жан-Жак Руссо (1712-1778), являясь последовательным республиканцем ᴎ демократом, основывался на принципе народного суверенитета ᴎ независимости. Он был первым представителем философской мысли, разграничивающий гражданское общество и государство.
Политическая идеология Древнего мира, эпох Средневековья и Возрождения, начала Нового времени, фактически, является предысторией, генезисом современной политологии как науки. Сформировавшаяся изначально в форме мифологизированных представлений, политическая философия систематически стала обогащаться рационалистические чертами, которые отчетливее стали проявляться в эпоху Возрождения.