Важной проблемой организации обучения в современной школе является активизация познавательной деятельности учащихся. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, позволяющих не только активизировать познавательную деятельность, но и разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность учащихся, развивать познавательные способности младших школьников. К таким технологиям относятся игровые технологии.
Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания. Занимательность условного мира игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность по усвоению или закреплению информации на уроке, а эмоциональные действия игры активизируют психические процессы младшего школьника. Положительным моментом использования игровых технологий также является то, что они способствуют применению знаний в новых условиях, таким образом, осваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, привносит интерес и разнообразие в учебный процесс.
Особую актуальность проблема активизации познавательной деятельности на уроках математики приобрела в условиях реализации ФГОС. Перед учителями ставится задача подготовить человека, способного активно познавать природу и общество, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии.
Актуальность использования игровых технологий в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России, в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на обучающихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что «один и тот же процесс может быть и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым». В силу индивидуальных и возрастных различий для одних учащихся процесс обучения опирается более всего на эмоциональную основу, у других – на интеллектуальную, у третьих – на волевую, у четвертых, пятых, шестых и т. д. – на самое различное сочетание этих основ. Поэтому одни школьники активно включаются только в отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия.
Эта разность отражается в уровнях познавательной активности, выделяемых различными авторами.
Развитие познавательной активности происходит равномерно и постепенно. А повысить ее уровень у младших школьников помогут игровые технологии.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. По определению Г. К. Селевко, игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [5].
Характеризуя педагогические игры, Г.К. Селевко указывает на их отличие от игр «вообще» – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. «Вся его жизнь – игра, – писал А.С. Макаренко. – У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет школьников, обогащает впечатлениями, помогает учителю избежать назойливой назидательности, создаёт в коллективе атмосферу дружелюбия.
В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Игра является мощным воспитательным средством, естественно тренирующим здоровые стороны ученика и ослабляющим его недостатки. Благодаря игре удаётся преодолеть робость, неуверенность, пассивность, присущие многим учащимся с отклонениями в развитии.
В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средствами всестороннего развития ребёнка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь школьников интересным содержанием.
Игры помогают, по утверждению К.Д.Ушинского, проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их.
Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Основной мотив игры – её процесс, а не результат.
Ещё Архимед признал игру ведущей деятельностью ребёнка. Он впервые классифицировал её, разделив на естественную и искусственную.
Игра обучает не прямолинейно, а через внутренний мир ребёнка, в результате чего каждый ребёнок достигает своей ступени развития, использует огромные личные резервы.
Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Обучающийся воспринимает умственную задачу как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Традиционно проблема активизации познавательной деятельности ребёнка решается применением дидактических средств активизации учения, таких как умелое использование учебника, проблемное обучение, самостоятельная работа, дидактические игры, занимательные задания, карточки, фокусы, кроссворды и ребусы, стихи, ритмические игры.
Нравятся ребятам следующие дидактические игры:
- Игра «Рыбалка».
- Круговые примеры.
- «Кто быстрее?»
- «Найди ошибку».
- «Недописанный пример».
- «Закодированный ответ».
- «Математическое домино».
- «Игра в снежки (мячик)».
- «Собери картинку».
- «Эстафета».
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых принимают участие любимые герои сказок или мультфильмов.
Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Это такие уроки как урок – сказка, урок – КВН, урок – путешествие.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных методов обучения школьников с отклонениями в развитии. Игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать занимательную форму.