Главная
АИ #42 (172)
Статьи журнала АИ #42 (172)
Система патриотического воспитания в школах г. Братска

Система патриотического воспитания в школах г. Братска

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

патриотизм
воспитание
кадеты
воспитательная работа в школе

Аннотация статьи

В статье патриотическое воспитание рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития современного общества.

Текст статьи

Целями работы по гражданскому и военно-патриотическому направлениям в школах города Братска являются:

  • создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
  • развитие культуры межнационального общения;
  • формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
  • воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
  • формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
  • развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.

В 2022/23 учебном году в городе Братске школы начали реализовывать Всероссийский проект «Орлята России».

Программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» проводится в целях реализации Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Цель программы - удовлетворение потребностей младших школьников в социальной активности, поддержание и развитие интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, обеспечивая преемственность с Российским движением детей и молодежи.

28 МОО города Братска приняло участие в проекте «Орлята России», реализуемого РДШ, где 1042 обучающихся начальных классов в течение 2022/2023 учебного года проходили треки: «Доброволец», «Мастер», «Спортсмен», «Хранитель исторической памяти», «Лидер».

Еще одним нововведением в прошедшем учебном году стала церемония поднятия Государственного флага Российской Федерации в МОО в начале каждой учебной недели. Эта новая инициатива была введена с целью укрепления патриотических чувств учащихся и воспитания у них уважения к символам государства, позволила внести элементы гражданского воспитания в учебный процесс и формировать у детей чувство ответственности за свою Родину.

Кроме этого, в МОО внедрен цикл внеурочных занятий под названием «Разговоры о важном», где обсуждаются ключевые аспекты жизни человека в современной России. Среди тем, которые рассматриваются, можно перечислить:

  • Наша страна – Россия;
  • Традиционные семейные ценности;
  • Мы разные, мы вместе;
  • Символы России и пр.

Работа в 2022/2023 учебном году включает реализацию Плана воспитательной работы через организацию участия детей в акциях, конкурсах, проведение Дней единых действий.

Дни единых действий помогают сформировать у детей понимание ключевых календарных дат и системы ценностей современной России, привычные календарные даты становятся интересными и осмысленными для школьников.

В рамках гражданского и военно-патриотического направления в МОО активно работают различные детские объединения и профильные классы (юнармия; кадетские классы/отряды; дружины юных пожарных; первичные отделения Российского движения детей и молодежи; «Тайфун»; «Твори добро»; «ДОБРОволец»;«Горящие сердца»; «Белое Крыло»; «Орлята России»; «Антинаркотическая деятельность» и др.), в которых занято 14 294 обучающихся.

На базе 13 образовательных организаций организованы кадетские и юнармейские классы/отряды в которых обучается 1630 человек:

  • в 8 МОО 52 класса (пограничный, общевойсковой профиль, классы МЧС, полиции, морской пехоты) с общей численностью 1236 кадета;
  • в 6 МОО 16 классов юнармии, в которых обучается 394 человека.

С целью гражданского и военно-патриотического воспитания в МОО были реализованы различные мероприятия, среди которых:

1) акции: «Дети Братска – детям Донбасса», «От чистого сердца», «Поздравь ветерана», «Бессмертный полк», «Письма солдату» «Разноцветное детство», «Сохрани жизнь дереву», «Чистая планета», «Книжная лечебница», «Дети - детям», «Посылка солдату», «Книжка малышу», «Сбор макулатуры», «Самый дружный класс», «Знание о Героях» и многие другие;

2) месячник гражданского и военно-патриотического воспитания, посвященного Дню защитника Отечества (далее – Месячник).

В рамках Месячника было проведено более 1 450 мероприятий, среди которых Дни единых действий. Например:

  • 25 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады;
  • 27 января - День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста;
  • 2 февраля - 80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве;
  • 15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
  • 21 февраля - Международный день родного языка;
  • 22 февраля - День защитника Отечества.

Классные руководители организовали и провели цикл классных часов и мероприятий: «В Братске не было войны, но списки павших бесконечны …», «Помнить, чтобы жить...», посвященные Великой Отечественной войне; «Давайте не встречаться на войне», посвященные воинам-интернационалистам и участникам боевых действий в Чечне (с просмотром фильма погибших в Чечне и Афганистане).

На мероприятия, проводимые в МОО, приглашались ветераны ВОВ, труженики тыла, ветераны города Братска, воины-интернационалисты, участники боевых действий.

Яркие мероприятия прошли во всех образовательных учреждениях: это и праздничные концерты, конкурсы рисунков и плакатов, посвященные Дню защитника Отечества, игровые программы, военно-спортивные игры и состязания, соревнования по пулевой стрельбе и многое другое.

3) Декада, посвященная дню Победы в Великой Отечественной войне (далее – Декада) в рамках декады в школах проводятся:

  • акции «Бессмертный полк» (оформляются Стены памяти, окна школ, экспозиции в школьных музеях и пр.);
  • уроки мужества, круглые столы, встречи с ветеранами;
  • оформляются тематические фотозоны;
  • производят уход за Памятными местами, закрепленными за МОО;
  • проводят митинги у памятников воинам-победителям в ВОВ;
  • праздничные концерты, поздравления ветеранов на дому и пр.

4) профильная смена «Виват, кадеты!», которая в 2022/23 учебном году стартует в 11-ый раз на базе МАУ ДО ДООЦ «Надежда»;

5) встречи с участниками специальной военной операции (далее – СВО).

Так, 8 декабря на базе МБОУ СОШ № 42 прошла встреча с участником СВО. Кадеты встретились с настоящим героем, награжденным орденом Мужества Дмитрием З. в период его отпуска в родном городе. Дмитрий рассказал подросткам о своих школьных буднях и о нынешней службе в зоне СВО. По просьбе старшеклассников дал несколько советов для тех, кто решит связать своё будущее с военным делом, а также призвал ребят учить русский язык и чтить историю своей страны. Кадеты передали Дмитрию и его боевым товарищам сладкие презенты. Сергей Серебренников вручил Дмитрию флаг Братска, целую коробку с письмами и рисунками от детей и дополнительную экипировку. Также Дмитрий получил подарок от ветеранов города и комитета солдатских матерей. Во встрече с Дмитрием приняло участие более 100 кадет.

Подобные встречи с участниками СВО состоялись и в других образовательных организациях города Братска;

6) участие в работе поискового отряда. Вот уже десять лет ученики кадетских классов МБОУ СОШ №42 города Братска ежегодно отправляются в Великий Новгород для участия в поисковых работах.

7) выезды кадет и юнармейцев за пределы субъекта для участия во всероссийских мероприятиях.

Большой вклад в гражданское и военно-патриотическое воспитание детей вносят учреждения дополнительного образования. Так. В 2022/23 учебном году:

  • ДТДиМ создал детский казачий клуб «Верность Отечеству»; провел классные встречи «Мы живем в России» по четырем циклам: «Символика г. Братска, Иркутской области, России» (22 мероприятия, присутствовало - 949 учащихся), «История возникновения города Братска» (76 мероприятий присутствовало - 995 учащихся), «Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества: история возникновения праздника 23 февраля, 15 февраля – день воинов-интернационалистов, памятные даты истории России в феврале, Герои-Братчане» (69 мероприятий, приняло участие 762 человека), «Мероприятия, посвященные празднику Весны и Труда, 78-ой годовщине со дня Победы в Великой отечественной войне» (71 мероприятие, присутствовало 716 чел.); организовал флэшмоб «Za мир! Za волю! Za победу!», на котором были исполнены патриотические песни о любви к Родине учениками кадетских и юнармейских классов СОШ № 5, 12, 16, 24 и 42 (подобные флешмобы были организованы ДДЮТ и ДТДиМ «Гармония»);
  • ДДЮТ им. Е.А. Евтушенко создал творческое объедение «Центр гражданско-патриотического воспитания «Галерея памяти», в котором проводятся уроки патриотического воспитания, научно-практические конференции, конкурсы исследовательских работ, встречи с ветеранами и свидетелями исторических событий, тематические выставки, квесты, игровые программы; продолжил работу военно-патриотического клуба «Спасатель»; организовал социально-образовательный проект «Мы корнями сильнее!», на вовлечение детей, молодёжи, родителей и педагогов в практическую деятельность по изучению своей родословной и сохранению памяти о людях, из судеб которых складывается судьба Отечества.

Поделиться

748

Федькина Д. П. Система патриотического воспитания в школах г. Братска // Актуальные исследования. 2023. №42 (172). Ч.II.С. 59-61. URL: https://apni.ru/article/7239-sistema-patrioticheskogo-vospitaniya-v-shkola

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января