Взаимодействие оперативных и следственных подразделений по выявлению и раскрытию преступлений против общественной нравственности в сфере уважительного отношения к памяти умерших (ст.ст. 243.4, 244 УК РФ)

В данной статье автор рассматривает принципы взаимодействия оперативных и следственных подразделений по выявлению и раскрытию преступлений против общественной нравственности в сфере уважительного отношения к памяти умерших и приводит ряд положений для совершенствования работы по данному направлению.

Аннотация статьи
взаимодействие
общественная нравственность
оперативные и следственные подразделения
Ключевые слова

Организация эффективного и слаженного взаимодействия следственных и оперативных подразделений является одним из ключевых условий при расследовании преступлений и правонарушений против общественной нравственности в сфере уважительного отношения к памяти умерших.

Взаимодействие такого рода регламентировано рядом статей Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: ст.ст. 21, 89, 142, 209, 210.

Автор согласен с мнением, что взаимодействие следственных и оперативных подразделений является частью работы правоохранительных органов и для достижения положительных результатов в борьбе с преступностью требует эффективных тактических и организационных мер [1, с. 37].

Представляется, что при организации взаимодействия оперативных и следственных подразделений при расследовании рассматриваемой группы преступлений необходимо в первую очередь принимать во внимание, что «современная концепция правовой защиты общественной нравственности должна исходить из того, что приоритет в рассматриваемой сфере следует отдавать правовым нормам, направленным на обеспечение условий духовного благополучия граждан, сохранение традиционных семейных ценностей» [2, с. 456].

Важно уделить внимание отсутствию подчиненности между оперативным сотрудником и следователем, несмотря на то, что в процессе взаимодействия подразделений следователь дает поручения органу дознания.

Информация, полученная оперативниками в результате оперативно-розыскной деятельности, передается следователю и позволяет ему качественнее и объективнее вести расследование преступлений, тратя меньше сил и средств.

Таким образом, взаимодействие оперативных и следственных подразделений в процессе расследования разных видов правонарушений позволяет эффективно выполнять поставленные перед ними задачи в рамках единой системы правоохранительных органов [3, с. 45].

Статья 55 Конституции Российской Федерации содержит пункт о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях охраны общественной нравственности. «Общественная нравственность» положена в основу научной систематизации преступлений внутри главы 25 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статьи 243.4 и 244 включены в главу 25 Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности.

Как правило, деяния, предусмотренные статьями 240-245 Уголовного кодекса Российской Федерации, относятся к преступлениям против общественной нравственности. В рамках деятельности по охране культурного наследия в 2020 году статья 234.4 была внесена в главу 25 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основными личностными особенностями преступников, совершающих данные преступления, являются такие свойства, как низкая социальная адаптированность и неспособность контролировать свое поведение.

Из анализа гендерных признаков лиц, совершивших указанные преступления, следует, что в основном их совершают лица мужского пола, чем женского. Женщины, как и мужчины, совершают указанные преступления в связи со своим маргинальным образом жизни, расстройствами психики, алкоголизмом, наркоманией.

Также важным аспектом анализа является возраст лиц, совершивших данные преступления. Большую роль в нравственном развитии человека занимает такой социальный институт как семья. Различные социальные явления, возникающие в обществе, влияют на поведение лиц молодого возраста косвенно через семью. Становлению асоциальной позиции несовершеннолетних способствует ослабление социальных связей, в том числе семейных. Преступления, совершенные несовершеннолетними и лицами молодого возраста, обычно носят агрессивный, импульсивный характер, молодые люди совершают их из хулиганских побуждений.

По статистике Судебного департамента в последние годы в России снижается преступность среди несовершеннолетних. Основное количество данных преступлений совершается лицами среднего и старшего возраста, действующих обдуманно, преследуя личные побуждения.

Уровень образования среди лиц, совершивших данные преступления находится на среднем уровне. Уровень образования положительно влияет на развитие человека, его взгляды на жизнь и моральные принципы. Обычно, недостаток образования у человека может осложнить выбор разумных вариантов поведения в различных жизненных ситуациях. Для таких людей мораль не является сдерживающим фактором в своих потребностях, что определяет их криминальное поведение.

Подавляющее большинство лиц, совершивших указанные преступления, является гражданами Российской Федерации. Основная масса преступников является трудоспособными. При изучении рода деятельности данных лиц возможно установить, что большая их часть не работает и не имеет постоянного источника дохода.

Исходя из сведений, характеризующих данных лиц с социальной позиции, возможно сделать вывод о том, что они имеют отрицательные характеристики по местам своего жительства [4, с. 207].

При планировании взаимодействия оперативных и следственных подразделений по выявлению и раскрытию преступлений против общественной нравственности в сфере уважительного отношения к памяти умерших и погибших необходимо учитывать деятельность по предупреждению данных деяний.   

В отношении преступников должен работать принцип неотвратимости наказания за совершение преступлений подобного рода, а оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия должны проводиться ответственно и вовремя.

Профилактическая деятельность по недопущению совершения данных преступлений должна включать взаимодействие полиции с организациями, отвечающими за уход и обслуживание мест захоронения.

Должностные лица государственных органов, как и органы местного самоуправления должны привлекаться к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и благоустройству объектов, мест и сооружений, увековечивающих память умерших или погибших.

Привлечение частных охранных организации к охране таких объектов и применение современных технических средств наблюдения также является профилактической работой по недопущению совершения указанных преступлений.

Организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений по выявлению и раскрытию преступлений против общественной нравственности в сфере уважительного отношения к памяти умерших и погибших наиболее часто сталкивается с проблемой спонтанности (незапланированности) криминалистически значимых действий субъектов такого взаимодействия [5, с. 526].

Наиболее результативной формой взаимодействия оперативных и следственных подразделений при расследовании данных преступлений является создание следственно-оперативных групп и направление поручений от следователя к оперативнику.

Существенным недостатком создаваемых следственно-оперативных групп является отсутствие эффективного правового регулирования их деятельности.

Также проблемным является вопрос целей оперативников и следователей, так как они существенно отличаются исходя из показателей служебной деятельности.

Преследование каждым сотрудником собственных служебных показателей ведет к возникновению конфликтов между подразделениями, утрачивая основную цель взаимодействия – привлечение к ответственности виновных лиц.

Для решения данной проблемы необходимо, изучив психологическую совместимость сотрудников, выработать ряд предложений по развитию у них умения преодоления негативных эмоций, проявления выдержки и уравновешенности в различных ситуациях при взаимодействии.

Сначала следует правильно определить взаимные задачи, стоящие перед взаимодействующими, согласно законодательству, подразделениями.

Далее, для выполнения поставленных перед подразделениями задач необходимо выявить существенные требования и определить масштаб мероприятий, а также возможности для применения их на практике.

Анализируя деятельность правоохранительных ведомств по пресечению противоправной деятельности в сфере общественной нравственности и привлечению виновных лиц к ответственности, можно отметить значительную нагрузку на Министерство внутренних дел Российской Федерации.

На основании п. 1 ч. 3 ст. 151 и п. 1 ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, органы дознания внутренних дел принимают к производству уголовные дела о преступлениях в сфере общественной нравственности, предусмотренных ст. 244 УК РФ. Расследование преступлений по ст. 243.4 УК РФ осуществляется следователями Следственного комитета Российской Федерации [6, с. 36].

Представляется, что в настоящее время выявление преступлений в сфере общественной нравственности не является приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Данный вывод следует из изучения ежегодной статистической отчетности Министерства внутренних дел Российской Федерации о состоянии преступности. При рассмотрении данной статистической отчетности в 2020-2022 году можно увидеть выявленные за данный этап времени: преступления, в сфере незаконного оборота оружия и наркотических средств, преступления террористической направленности; экономические, коррупционные, а также ряд иных преступлений [7].

В этой связи представляется необходимым выделение и открытое опубликования специализированных статистических данных о состоянии преступности в сфере общественной нравственности в целом.

Кроме того, следует отметить, что согласно статье 1 Федерального закона «О полиции» [8], полиция должна обеспечивать охрану общественного порядка, защищать права, свободы граждан, защищать их жизни и здоровье.

В статье 2 названного Федерального закона перечислены основные направления деятельности ведомства, среди которых охрана общественной нравственности не регламентирована.

При изучении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [9] можно определить отсутствие положений, регламентирующих защиту общественной нравственности.

На наш взгляд, для повышения эффективности работы служащих Министерства внутренних дел по данному направлению необходимо включить обеспечение защиты общественной нравственности в перечень компетенций указанного ведомства.

Текст статьи
  1. Шашин Д.Г., Афанаскин П.В. Сущность и назначение взаимодействия следственных и оперативных подразделений при расследовании преступлений // Научный компонент. 2019. № 2 (2). С. 37.
  2. Бучакова М.А., Дизер О.А. Совершенствование правового регулирования в сфере общественной нравственности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25. № 4 (83). С. 452-458.
  3. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе: учебно-методическое пособие / Т.В. Астишина, Г.П. Афонькин, А.В. Кузьмин, Е.В. Маркелова. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2016. – 92 с.
  4. Шалагин А.Е. Криминологическая характеристика и особенности предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 244 УК РФ / А. Е. Шалагин // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 4. – С. 207-210.
  5. Игнатов А.В., Казаков Е.Н. Типовые ситуации взаимодействия оперативного сотрудника и следователя на этапе реализации оперативной информации // Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности: материал межвузовского научно-практического семинара. Тюмень, 2010. 526 с.
  6. Бычков В.В. Предмет преступления, предусмотренного статьей 243.4 УК РФ / В. В. Бычков // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: – 2020. – № 2(28). – С. 36-42.
  7. Состояние преступности в России (январь-декабрь 2020 г.) // МВД России / ГИАЦ – https://мвд.рф (дата обращения: 19.09.2023); Состояние преступности в России (январь-декабрь 2021 г.) // МВД России / ГИАЦ - https://мвд.рф (дата обращения: 19.09.2023); Состояние преступности в России (январь-декабрь 2022 г.) // МВД России / ГИАЦ – https://мвд.рф (дата обращения: 19.09.2023).
  8. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2020 №465-ФЗ) «О полиции» // СПС «Консультант Плюс».
  9. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 25.12.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
Список литературы