Целевые ориентиры стандарта дошкольного образования учитывают социальную ситуацию развития современных детей. Через призму восприятия дошкольника преломляются как традиционные паттерны (образцы) поведения мужчин и женщин, так и общемировые тренды: активное материнство, увеличение количества женщин в управлении государством и бизнес-структурами, акцент на эмоциональной функции отца в семье, равноправие и др.
Медиасреда также оказывает мощное влияние на развития гендерных представлений дошкольника. Так, анализ количества подписчиков на видеосервисе YouTube показал, что самые популярные мультсериалы у современных детей: «Маша и Медведь» (10 млн. подписчиков), «Щенячий патруль», «Барбоскины», «Свинка Пеппа», «Фиксики».
Вне зависимости от пола герои мультфильмов умеют критически мыслить, увлекаются интересными делами, имеют свое мнение и отстаивают его. Современные мультфильмы перестали быть продолжением детских сказок, где мир упрощенно разделен на «черное» и «белое»; в них дети видят мир таким, какой он есть, с реальными сложностями и проблемами. Однако содержание подготовки педагогов ориентировано на соблюдение традиционных гендерных представлений в технологии воспитания дошкольников.
Основополагающим отечественным исследованием по этой проблеме, является работа Т.А. Репиной «Проблема полоролевой социализации детей» (2004), обобщающая результаты исследований лаборатории социального развития личности Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, проведенных в 70-90-х годах прошлого столетия.
Очевидно, что дошкольники, входившие в экспериментальную выборку этого исследования, уже стали родителями и даже бабушками и дедушками. Перед коллективом педагогов в рамках реализации деятельности региональной инновационной площадки по теме «Формирование гендерной идентичности у старших «дошкольников» стоит задача определения индикаторов процесса формирования гендерных представлений современных дошкольников, гендерно окрашенных поведенческих образцов, которые были бы органично и осознанно присвоены детьми.
Становление гендерных представлений рассматривается как проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Мы трактуем гендерную идентичность дошкольника как интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование, представленное совокупностью компонентов: познавательного («Я знаю»), эмоционально-мотивационного («Мне нравится или Я хочу»), коммуникативного («Я общаюсь, дружу»), деятельностного («Я делаю»).
Под развитием гендерных представлений Н.В. Дмитриева понимает такую конфигурацию элементов идентичности, при которой обеспечивается баланс задач социализации-индивидуализации.
По утверждению многих исследователей Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Н.А. Константинова, человечество никогда не позволяло себе забывать о возможности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни. В своих книгах они отмечают, что история различных народов, отраженная в сказаниях, легендах, художественных произведениях, повествует о том, что столетиями складывались различные типы воспитания мужчин и женщин.
Например, вот какие черты воспитывались в будущих мужчинах:
- мужество, смелость, умение постоять за справедливость, защитить;
- преодоление слабости, пренебрежение к боли, страху;
- сдержанность, немногословность, спокойствие;
- умение жертвовать собой, быть снисходительным, щедрым;
- умение поделиться с близким, другом, чужаком всем, что имеешь сам.
У девочки формировали такие качества, которые (помогали бы ей в будущем стать заботливой матерью, нежной, умной расторопной хозяйкой.
Ж.Ж. Руссо в своей книге «Эмиль и о воспитании» указывает на дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек, так как у них разное назначение. Он считал, что женщины не должны быть умными, они предназначены для дома, поэтому качества и поведение должны воспитываться соответствующие.
Зигмунд Фрейд разработал теорию психоанализа, в которой большое значение предавал борьбе биологических инстинктов с социальными и нравственными качествами личности.
В.Т. Белинский говорил о необходимости давать образование и воспитание мальчикам и девочкам, но разное (мальчики – военные, девочки – гувернантки).
Из этого следует, что воспитывать мальчиков и девочек необходимо по-разному, т.к. думают и развиваются они совершенно не одинаково.
Однако по данным исследований Т.А. Репиной не следует воспитывать мальчиков и девочек раздельно друг от друга, т.к. могут сформироваться те качества, которые характерны для данного пола, а такие качества как взаимоуважение, сочувствие к другому полу без подкрепления навыков сформироваться не смогут.
Поэтому так необходимо определение условий развития в дошкольном возрасте самореализация личности, (воспитания, стремления к разумному и доброжелательному сотрудничеству мальчиков и девочек, являющихся основой гармоничного взаимодействия полов в будущем.
Гендерная идентичность – это психологическое ощущение ребенком себя будущим мужчиной или женщиной. Это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому полу. Идентичность вырабатывается в результате сложного взаимодействия природных задатков индивида и соответствующей социализации.
Процесс гендерных представлений осуществляется через семью, а также через сверстников. Группа ДОУ – это, по существу, первое детское общество для формирования качеств общественности, полоролевого поведения.
Таким образом, мы убедились в том, что необходимо воспитывать мальчиков и девочек по-разному, так как они различны как физиологически, так и психологически, но не раздельно друг от друга. Необходимо использовать такие технологии, которые в доступной форме смогут формировать в детях гендерную индивидуализацию.