Использование сказок в работе по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье говорится о том, что особое внимание в дошкольном возрасте уделяется сказке, возможности которой при условии творческого подхода к ней позволяют решать задачи формирования связной монологической речи у детей разных возрастов с различными уровнями речевого и интеллектуального развития.

Аннотация статьи
монологическая речь
дошкольный возраст
сказка
Ключевые слова

Монологическая речь является самостоятельным видом речемыслительной деятельности, она имеет особое значение в процессе воспитания и обучения детей, поскольку выступает в виде средства получения знаний и контроля за этими знаниями.

При формировании монологической речи у детей старшего дошкольного возраста необходимо особое внимание уделять развернутым ответам, пересказу текста, составлению рассказа по наглядной опоре, высказываниям по аналогии, то есть тем видам связных высказываний, которые понадобятся в период подготовки к школе и в начальных классах.

Ребенок знакомится с художественной литературой в младшем дошкольном возрасте, начиная с миниатюр народного творчества - потешек, песен, а затем он слушает сказки. Сказка знакома детям с раннего детства, а потому может явиться эффективным средством, способным оказать влияние на познание детей.

Положительное воздействие сказки на детей с различными нарушениями в развитии, в том числе с нарушениями речи, изучали многие учёные.

Сказка является прекрасным материалом для пересказывания, в силу своей доступности детям. В сказочных произведениях имеются уже знакомые персонажи, которые наделены выраженными чертами характера. Сказкам присуща строгая композиция и последовательность происходящих событий, что способствуют легкому запоминанию и точному воспроизведению текста.

Существует несколько классификаций сказок:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. предложила типологию сказок, включающую в себя:

  • художественные (народные и авторские) сказки;
  • психотерапевтические сказки (оказывают наибольшее воздействие, поэтому они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Такие сказки, по своему предназначению, оказывают своевременную поддержку, избавляют от страданий, помогают в разрешении сложных ситуаций);
  • дидактические (нацелены на передачу ребенку определенного нового знания, умения, навыка, а также показывают смысл и важность этого умения);
  • медитативные (самые сложные сказки, так как требуют формирования определенного эмоционального состояния, ярких образов, способных без труда вызвать визуализации, а также полное погружение в сказочный процесс).

2. В фольклористике принята классификация сказок Проппа В.Я., в которой выделяются:

  • сказки о животных;
  • сказки о людях (волшебные, новеллистические, анекдоты);
  • кумулятивные (многократное повторение одних и тех же действий или элементов).

3. В педагогике принята следующая классификация русских народных сказок:

  • сказки о животных;
  • волшебные сказки (включают в себя волшебные, приключенческие, героические сюжеты);
  • бытовые сказки (как правило, содержат в себе конфликт заключающийся в том, что порядочность и честность в форме простоватости и наивности противостоят тем человеческим качествам, которые всегда вызывали у общества порицание (жадность, злоба, зависть).

Строение сказки одинаково во всех типах:

  1. Зачин (обозначает место и время действия, знакомит с главными героями).
  2. Основное повествование (развитие сюжета, события и приключения).
  3. Концовка (сказка обязательно имеет счастливый конец).

Сказка несет в себе определенные средства педагогического воздействия.

Сказка формирует, развивает и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над монологической речью.

Кроме того, сказка для детей является игрой, что позволяет в ходе работы по формированию монологической речи активно использовать дидактические игры. При этом игра на основе сказки, решающая определенные воспитательные и коррекционные задачи, прививает народные традиции.

К достоинствам народных сказок относится их метафоричность и символичность, доступность сюжета, отсутствие лишних подробностей, динамичность, разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику.

Фесюкова Л.Б. предлагает разнообразить коррекционную работу на основе сказки творческими заданиями: рисованием, обсуждением поступков персонажа, проигрыванием эпизодов сказки, что позволяет разнообразить логопедическую работу. На занятиях по формированию монологической речи можно активно использовать рассказывание сказки, ее переписывание, сочинение собственной сказки. Такие творческие приемы учат детей сравнивать, сопоставлять, формируют у них навыки объяснения своей позиции, дают возможность ребенку выразить свое отношение к героям сказки и сказочному сюжету.

Сказка на логопедических занятиях по формированию монологической речи помогает решать следующие задачи:

  1. Обогащение словарного запаса.
  2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  3. Совершенствование выразительности речи.
  4. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  5. Взаимодействие детей не только с логопедом, но и друг с другом.

Подводя итог, следует отметить, что несмотря на богатый выбор различных видов сказок и на недостатки, которые отдельные исследователи находят в использовании устного народного творчества, все же наиболее целесообразным представляется выбор, для работы с детьми старшего дошкольного возраста русского фольклора, а также авторских сказок, написанных по мотивам устного народного творчества.

Текст статьи
  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Тренинг по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. - Санкт-Петербург.: Речь, 2006. - 176 с.
  2. Коростелева, А. И. О формировании монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки / А. И. Коростелева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, 25-26 апр. 2019 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. О. Г. Нугаева, И. А. Филатова. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38237263 (дата обращения: 30.03.2020).
  3. Нищева, Н. В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок : метод. пособие / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. - 72 с.
  4. Фесюкова, Л. Б. Воспитываем сказкой : комплект нагляд. пособий / Л. Б. Фесюкова. - Москва : Сфера, 201 - 48 с.
Список литературы