Автор(-ы):
Люц Евгения Александровна
Алябьева Елена Ивановна
Титова Марина Николаевна
22 октября 2023
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Монологическая речь является самостоятельным видом речемыслительной деятельности, она имеет особое значение в процессе воспитания и обучения детей, поскольку выступает в виде средства получения знаний и контроля за этими знаниями.
При формировании монологической речи у детей старшего дошкольного возраста необходимо особое внимание уделять развернутым ответам, пересказу текста, составлению рассказа по наглядной опоре, высказываниям по аналогии, то есть тем видам связных высказываний, которые понадобятся в период подготовки к школе и в начальных классах.
Ребенок знакомится с художественной литературой в младшем дошкольном возрасте, начиная с миниатюр народного творчества - потешек, песен, а затем он слушает сказки. Сказка знакома детям с раннего детства, а потому может явиться эффективным средством, способным оказать влияние на познание детей.
Положительное воздействие сказки на детей с различными нарушениями в развитии, в том числе с нарушениями речи, изучали многие учёные.
Сказка является прекрасным материалом для пересказывания, в силу своей доступности детям. В сказочных произведениях имеются уже знакомые персонажи, которые наделены выраженными чертами характера. Сказкам присуща строгая композиция и последовательность происходящих событий, что способствуют легкому запоминанию и точному воспроизведению текста.
Существует несколько классификаций сказок:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. предложила типологию сказок, включающую в себя:
2. В фольклористике принята классификация сказок Проппа В.Я., в которой выделяются:
3. В педагогике принята следующая классификация русских народных сказок:
Строение сказки одинаково во всех типах:
Сказка несет в себе определенные средства педагогического воздействия.
Сказка формирует, развивает и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над монологической речью.
Кроме того, сказка для детей является игрой, что позволяет в ходе работы по формированию монологической речи активно использовать дидактические игры. При этом игра на основе сказки, решающая определенные воспитательные и коррекционные задачи, прививает народные традиции.
К достоинствам народных сказок относится их метафоричность и символичность, доступность сюжета, отсутствие лишних подробностей, динамичность, разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику.
Фесюкова Л.Б. предлагает разнообразить коррекционную работу на основе сказки творческими заданиями: рисованием, обсуждением поступков персонажа, проигрыванием эпизодов сказки, что позволяет разнообразить логопедическую работу. На занятиях по формированию монологической речи можно активно использовать рассказывание сказки, ее переписывание, сочинение собственной сказки. Такие творческие приемы учат детей сравнивать, сопоставлять, формируют у них навыки объяснения своей позиции, дают возможность ребенку выразить свое отношение к героям сказки и сказочному сюжету.
Сказка на логопедических занятиях по формированию монологической речи помогает решать следующие задачи:
Подводя итог, следует отметить, что несмотря на богатый выбор различных видов сказок и на недостатки, которые отдельные исследователи находят в использовании устного народного творчества, все же наиболее целесообразным представляется выбор, для работы с детьми старшего дошкольного возраста русского фольклора, а также авторских сказок, написанных по мотивам устного народного творчества.
Список литературы
Поделиться
Люц Е. А., Алябьева Е. И., Титова М. Н. Использование сказок в работе по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста // Развитие социально-гуманитарного знания в условиях глобализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 окт. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 44-46. URL: https://apni.ru/article/7248-ispolzovanie-skazok-v-rabote-po-formirovaniyu