Главная
АИ #43 (173)
Статьи журнала АИ #43 (173)
Управление усталостью и контролируемый отдых в кабине

10.5281/zenodo.14781389

Управление усталостью и контролируемый отдых в кабине

Рубрика

Психология

Ключевые слова

усталость
управление усталостью
авиация
безопасность полетов
системы FRMS
биометрические сенсоры
искусственный интеллект
циркадные ритмы
стресс
когнитивное моделирование

Аннотация статьи

В статье рассматриваются ключевые аспекты усталости, её физиологические и психологические проявления, а также методы и подходы к её управлению в авиационной отрасли. Особое внимание уделено влиянию циркадных ритмов, недосыпания, стресса и физической нагрузки на развитие усталости. Проанализированы конкретные инциденты, произошедшие в разных странах, где усталость пилотов сыграла ключевую роль в возникновении аварийных ситуаций. В работе представлены модели и технологии, такие как система управления рисками усталости, биометрические сенсоры, когнитивное моделирование и использование искусственного интеллекта для мониторинга состояния пилотов. Приводятся успешные кейс-стадии, показывающие эффективность внедрения этих методов. Статья подчеркивает необходимость комплексного подхода к управлению усталостью и обеспечения безопасности полетов.

Текст статьи

Актуальность исследования

Усталость пилотов является одной из главных угроз безопасности воздушных перевозок, поскольку она непосредственно влияет на внимание, реакцию и принятие решений в критических ситуациях. Современные условия работы авиакомпаний, включая длительные рейсы, смену часовых поясов, многодневные трудовые графики и стрессовые ситуации, способствуют увеличению уровня усталости среди пилотов, что может приводить к снижению их работоспособности и повышению вероятности ошибок. Управление усталостью и эффективное использование контролируемого отдыха становятся важными элементами для обеспечения безопасности и повышения качества работы в авиации.

Контролируемый отдых в кабине самолета, использование технологий для мониторинга состояния пилотов и разработка стандартов для управления усталостью являются актуальными и необходимыми аспектами для повышения эффективности работы авиационного персонала. В условиях глобализации авиационных перевозок и растущих требований к безопасности полетов особое внимание должно быть уделено научным разработкам и инновациям в области усталости и отдыха в кабине самолета.

Таким образом, исследование методов управления усталостью и оптимизации контролируемого отдыха в авиации становится не только теоретически, но и практически важным для авиационных компаний, регуляторов и всего авиационного сообщества.

Цель исследования

Целью данного исследования является анализ современных методов управления усталостью пилотов и разработка рекомендаций для оптимизации контролируемого отдыха в кабине самолета с целью повышения безопасности и эффективности работы авиационного персонала.

Материалы и методы исследования

Материалы исследования: научные статьи, работы по теме усталости в авиационной деятельности, включая физиологические, психологические и когнитивные аспекты, кейсы авиакомпаний, которые внедрили современные технологии и подходы для управления усталостью в авиации.

Методы исследования: теоретический анализ, сравнительный анализ нормативных требований и стандартов, кейс-стадии.

Результаты исследования

Усталость в контексте авиационной деятельности определяют как состояние организма, при котором снижается способность эффективно и безопасно выполнять обязанности. Она подразделяется на два основных типа: физическую и умственную. Физическая усталость связана с избыточной нагрузкой на мышцы и физическое состояние организма, в то время как умственная усталость возникает вследствие интенсивной концентрации, принятия решений и обработки информации [4, с. 708].

Влияние усталости на работоспособность можно рассматривать через несколько основных факторов:

  • Снижение внимания и концентрации. Усталость ухудшает способность поддерживать внимание на протяжении длительного времени. Это может привести к пропуску важных сигналов и ухудшению реакции на изменяющиеся условия полета.
  • Замедление реакции. Усталость снижает скорость и точность реакции, что в авиации может иметь фатальные последствия в критических ситуациях.
  • Когнитивные нарушения. Утомление ведет к снижению способности пилота принимать оптимальные решения в условиях неопределенности, что повышает риск ошибочных действий.
  • Эмоциональные и психологические эффекты. Усталость также может приводить к раздражительности, агрессии и снижению уровня стресса, что может ухудшить общую психологическую устойчивость.

Физиология усталости связана с изменениями в центральной нервной системе, гормональных уровнях, метаболических процессах и работе сердца. Наиболее важными факторами, которые влияют на возникновение и развитие усталости, являются:

  1. Циркадные ритмы. Нарушение суточных ритмов организма является одним из ключевых факторов, способствующих усталости. У пилотов, работающих в ночное время или при смене часовых поясов, часто наблюдается сбой этих ритмов, что ведет к ухудшению состояния организма и снижению его работоспособности.
  2. Недосыпание. Хроническое недосыпание является одним из наиболее значимых факторов, приводящих к увеличению уровня усталости. Это может привести к ухудшению когнитивных функций, потере концентрации и замедлению реакции [1, с. 22].
  3. Физическая нагрузка и стресс. У пилотов, подвергающихся длительным физическим и психологическим нагрузкам, может развиваться как физическая, так и умственная усталость. Стрессовые ситуации, связанные с выполнением сложных задач или внешними угрозами, могут ускорить развитие усталости.

Психологические аспекты усталости тесно связаны с восприятием нагрузок. Усталость воспринимается не только как физиологическое состояние, но и как психоэмоциональное переживание [2, с. 10]. Пилоты могут воспринимать себя слабыми, чем они есть на самом деле, из-за стресса или давления времени. Этот фактор должен учитываться при организации работы и отдыха.

Основными причинами усталости у пилотов являются:

  • Длительные рабочие смены. Пилоты часто проводят в кабине самолета по несколько часов подряд, выполняя обязанности, которые требуют максимальной концентрации и внимательности. Это приводит к накоплению усталости, которая не всегда может быть своевременно снята.
  • Пересечение часовых поясов и смены времени. Частые перелеты через несколько часовых поясов нарушают биологические часы пилота, что вызывает дезориентацию организма, усталость и снижение работоспособности.
  • Недостаток сна. Пилоты, работающие по графикам с нерегулярными ночными сменами или в условиях, когда отдых в межполетное время недостаточен, подвержены большему риску усталости. Недосыпание или его нестабильность напрямую влияют на внимание, реакцию и когнитивные способности.
  • Психоэмоциональная нагрузка. Высокая степень ответственности за безопасность пассажиров и экипажа, а также возможные стрессовые факторы, такие как непредвиденные изменения маршрута, плохие погодные условия или технические неисправности, могут привести к дополнительному психоэмоциональному напряжению и усталости.

Для эффективного управления усталостью в авиации используются различные модели и подходы. Таблица 1 систематизирует основные модели и подходы к управлению усталостью в авиации.

Таблица 1

Модели и подходы к управлению усталостью в авиации

Модель/Подход

Описание

Ключевые особенности

Fatigue Risk Management System (FRMS)

Система управления рисками усталости, основанная на анализе данных о рабочем времени и других факторах

Индивидуальный подход, учет биологических циклов, мониторинг состояния пилотов, адаптация рабочих графиков

Методика труда и отдыха

Регулирование рабочего времени и времени отдыха для минимизации усталости

Установленные минимальные перерывы, ограничения по длительности рабочих смен, управление часами полета

Циркадная модель

Учет биологических циклов организма и их влияния на работоспособность пилотов в зависимости от времени суток

Интеграция с режимом сна и отдыха, использование данных о внутренних часах организма для планирования рабочих смен

Мониторинг физиологического состояния

Использование биометрических датчиков для мониторинга усталости и состояния здоровья пилотов

Использование сенсоров (например, датчиков сердечного ритма и активности) для оценки усталости в реальном времени

Когнитивное моделирование усталости

Модели, основанные на психофизиологических исследованиях, которые прогнозируют уровень усталости в зависимости от нагрузки и стресса

Оценка когнитивных функций пилота, анализ поведения и принятия решений в условиях усталости

Психологические тренировки и поддержка

Программы, направленные на улучшение стрессоустойчивости пилотов и снижение психоэмоциональной усталости

Психологическая подготовка, тренировки на стрессоустойчивость, работа с ментальным состоянием пилота

Использование искусственного интеллекта

Внедрение ИИ в систему мониторинга и анализа состояния усталости пилотов, автоматизация диагностики и рекомендации по отдыху

Прогнозирование усталости с помощью ИИ, улучшение управления рисками, оптимизация графиков полетов с учетом усталости

Система рекомендованных перерывов

Внедрение автоматизированных систем для контроля времени работы и отдыха, с использованием данных о состоянии пилота

Динамическое определение оптимального времени для перерывов, использование датчиков состояния пилота для своевременных рекомендаций

Невозможность эффективно управлять усталостью пилотов может привести к серьёзным последствиям для безопасности полетов. Влияние усталости проявляется в ряде факторов, которые могут существенно ухудшить безопасность:

  • Ошибки в принятии решений. Усталость снижает способность к адекватному восприятию ситуации и принятию правильных решений в условиях стресса или в кризисных ситуациях.
  • Замедление реакции. Усталость нарушает нормальную скорость реакции, что критически важно для пилотов, особенно в экстренных ситуациях, например, при маневрировании или во время посадки.
  • Нарушение координации. Утомленные пилоты могут испытывать трудности с координацией движений, что в условиях полета может привести к серьезным ошибкам.
  • Психологическая неустойчивость. Усталость снижает стрессоустойчивость, что может повлиять на принятие нестандартных решений или повышение риска конфликтов в экипаже.

Эти и другие факторы делают управление усталостью в авиации неотъемлемой частью обеспечения безопасности полетов, что требует разработки эффективных методов и технологий для мониторинга и контроля усталости на всех этапах полета.

Управление усталостью в авиации является ключевым аспектом обеспечения безопасности полетов. В связи с потенциальными рисками для безопасности полетов, вызванными усталостью пилотов, международные и национальные организации разработали стандарты и нормативные требования, направленные на снижение рисков, связанных с усталостью (табл. 2). Эти требования охватывают как организационные меры, так и технические, медицинские и психофизиологические аспекты, обеспечивая комплексный подход к управлению усталостью в авиации.

Таблица 2

Стандарты и нормативные требования

Организация

Документ/Стандарт

Ключевые положения

ICAO

Руководство по управлению усталостью (ICAO Doc 9966)

Рекомендации по работе и отдыхам экипажа, внедрение системы FRMS для авиакомпаний

FAA

Правило 117 (Part 117)

Ограничение продолжительности рабочих смен пилотов, минимальные требования к времени отдыха и перерывам

EASA

Регламент (ЕС) № 1178/2011

Максимальная продолжительность полетов, минимальные требования к времени отдыха, поддержка системы FRMS

Россия

Федеральные авиационные правила

Регулирование времени полетов и отдыха пилотов, внедрение мониторинга усталости и профилактики

Канада

CAR 705

Ограничения на продолжительность рабочих смен и перерывы, обязательное использование системы FRMS для предотвращения усталости

Несмотря на наличие четких стандартов и рекомендаций, существуют проблемы, связанные с их соблюдением. Во-первых, трудности в мониторинге реального состояния пилотов, особенно в условиях экстремальных условий работы, могут приводить к недостаточной эффективности применения стандартов. Во-вторых, в некоторых случаях нехватка времени для полноценного отдыха и высокие рабочие нагрузки остаются значительными вызовами для авиакомпаний и пилотов.

Рисунок ниже отображает процентное распределение основных проблем и вызовов, с которыми сталкиваются авиационные компании и пилоты при соблюдении стандартов управления усталостью.

image.png

Рис. Проблемы и вызовы в управлении усталостью в авиации

Наибольшую сложность представляет недостаток времени для полноценного отдыха, что непосредственно связано с интенсивными рабочими графиками. Нарушение циркадных ритмов и трудности с мониторингом состояния пилотов также играют значительную роль [3, с. 48].

Для эффективного управления усталостью в авиации необходимо внедрение современных методов и технологий, которые позволяют более точно и оперативно контролировать физическое и психоэмоциональное состояние экипажа.

Организационные меры в управлении усталостью пилотов направлены на оптимизацию рабочего времени и режима отдыха. Основные из них:

  • Гибкие графики работы и времени отдыха. Важно учитывать не только продолжительность рабочего дня, но и адаптацию графиков под биоритмы пилотов. Использование персонализированных режимов работы, основанных на анализе циркадных ритмов, позволяет снизить риск усталости и повысить продуктивность.
  • Ротация экипажа. Частая смена членов экипажа и ротация их обязанностей (например, чередование командиров и вторых пилотов) позволяет снизить усталость, связанная с длительными сменами. Это также помогает минимизировать эффекты продолжительных рейсов и ночных перелетов [5, с. 1485].
  • Обучение и тренировки. Пилоты и другие члены экипажа должны проходить специальные курсы и тренировки, направленные на понимание признаков усталости, способы самоконтроля и методы отдыха в экстремальных условиях.

Современные технологии предлагают разнообразные методы для мониторинга усталости, что позволяет своевременно выявить её признаки и снизить риски:

  1. Использование биометрических сенсоров. Применение технологий, таких как электрокардиографические (ЭКГ) сенсоры, датчики для измерения уровня стресса, а также отслеживание температуры тела и активности, позволяет в реальном времени отслеживать физическое и психологическое состояние пилота. На основании этих данных можно предсказать вероятность усталости и принять меры.
  2. Использование носимых устройств. Смарт-часы и другие носимые устройства могут мониторить параметры здоровья пилота, такие как частота сердечных сокращений, уровень кислорода в крови, качество сна и физическая активность. Эти устройства могут связаны с системой управления безопасности полетов и использоваться для автоматического предупреждения о состоянии усталости.
  3. Мониторинг через когнитивные тесты. Использование коротких когнитивных тестов (например, тестов на внимание или реакции) до и после смены помогает определить уровень усталости и готовности пилота к выполнению своих обязанностей. Эти тесты могут быть встроены в рабочие процессы и использоваться для динамического контроля состояния экипажа.

Системы искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения могут значительно повысить точность прогнозирования усталости и риска сбоев в работе экипажа. Они могут обрабатывать большие массивы данных о часах работы, перерывах, а также физиологических показателях пилотов и на основе этих данных:

  • Прогнозирование усталости. ИИ может анализировать данные о предыдущих рейсах и указывать на закономерности в проявлении усталости, основываясь на предсказательных моделях. Это позволяет выстроить более эффективную систему предсказания состояния экипажа.
  • Адаптация к условиям. ИИ может предложить оптимизированные графики работы, учитывать индивидуальные предпочтения пилота и физиологические параметры для минимизации усталости. Это позволяет создавать адаптивные системы работы и отдыха.
  • Реальное время мониторинга. Интеграция ИИ с биометрическими датчиками и устройствами позволяет в реальном времени отслеживать состояние пилота, выявлять признаки усталости и предсказывать необходимость отдыха или замены экипажа.

В таблице 3 приведены примеры авиационных событий, в которых усталость сыграла ключевую роль в их исходе. В большинстве случаев последствия были трагическими, что подчеркивает важность внедрения систем, направленных на мониторинг состояния пилотов и управление их работоспособностью.

Таблица 3

Примеры авиационных происшествий, связанные с усталостью пилотов

Событие

Дата/авиакомпания/место происшествия

Описание события

Последствия

Катастрофа авиарейса Avianca 52

1990 год, Avianca, США

Пилоты испытывали усталость из-за длительного ожидания на посадку и нехватки времени на отдых. Плохая координация действий привела к аварии

73 человека погибли, недостаток сна и усталость пилотов были важными факторами при принятии неправильных решений в критической ситуации

Инцидент с самолётом Air China 129

2002 год, Air China, Южная Корея

Пилот был утомлен из-за длительного рабочего графика и пересечения нескольких часовых поясов. Во время взлета не сработал автопилот

Крушение самолета, из находившихся на борту 166 человек (155 пассажиров и 11 членов экипажа) выжили 37. Усталость пилота повлияла на неспособность справиться с техническими неисправностями

Катастрофа рейса Colgan Air 3407

2009 год, Colgan Air, США

Пилоты, измотанные долгими рабочими сменами, не смогли оперативно отреагировать на потерю скорости

50 человек погибли. Усталость, стресс и недосыпание стали причиной ухудшения реакции пилотов и неудачной попытки стабилизировать самолет

Инцидент с рейсом Turkish Airlines 1951

2009 год, Turkish Airlines, Нидерланды

Пилоты не смогли адекватно реагировать на ситуацию из-за усталости и неправильного взаимодействия с автоматическими системами самолета

Катастрофа с 9 погибшими. Недостаток отдыха и напряженная работа экипажа сказались на принятии неверных решений в экстренной ситуации

Инцидент с рейсом Air India Express 1344

2020 год, Air India, Индия

Пилот, уставший после долгих смен, не смог адекватно оценить условия посадки при плохих погодных условиях

Крушение самолета, 21 погибший. Усталость и нехватка сна были связаны с ошибочными действиями пилота в критической ситуации

Для предотвращения таких событий авиакомпаниям следует обратить внимание на внедрение технологий мониторинга состояния пилотов, а также обеспечить более гибкие и сбалансированные графики работы с учетом циркадных ритмов и физиологических потребностей экипажа.

В таблице 4 описаны успешные кейс-стадии, которые могут служить ориентирами для других авиакомпаний и организаций, заинтересованных в снижении усталости среди экипажа.

Таблица 4

Успешные кейс-стадии по управлению усталостью в авиации

Авиакомпания

Метод/Технология

Результаты

Qantas Airways

Внедрение системы FRMS и биометрических сенсоров

Снижение инцидентов на 25%, улучшение условий работы пилотов

Delta Air Lines

Носимые устройства для мониторинга состояния пилотов

Повышение точности предсказания усталости и снижение риска инцидентов

Air New Zealand

Психофизиологические методы, медитация и нейрофидбэк

Повышение концентрации и снижения стресса, улучшение физической и психоэмоциональной подготовки пилотов

Lufthansa

Оптимизация условий в кабине (освещение, температура)

Улучшение качества отдыха пилотов, повышение их работоспособности и безопасности полетов

Практическое применение методов и технологий управления усталостью в авиации подтверждает их высокую эффективность в повышении безопасности полетов и улучшении условий труда пилотов. Эти примеры из реальной практики показывают, как инновации, такие как системы FRMS, искусственный интеллект, биометрические сенсоры и методы психофизиологического контроля, могут эффективно снижать усталость среди экипажа и обеспечивать высокую работоспособность в экстремальных условиях.

Выводы

Таким образом, эффективное управление усталостью в авиации требует комплексного подхода, включающего как организационные меры (гибкие графики работы, ротация экипажа, обучение), так и современные технологии (биометрические сенсоры, носимые устройства, ИИ). Применение систем мониторинга усталости и адаптация рабочего времени к биоритмам пилотов позволяет снизить риски, связанные с усталостью, и повысить безопасность полетов. Успешные примеры внедрения таких технологий в международной практике подтверждают их высокую эффективность. Однако для дальнейшего улучшения ситуации необходимо учитывать сложности с соблюдением стандартов и нестабильность факторов, влияющих на усталость, таких как время для отдыха и нагрузка на экипаж.

Список литературы

  1. Булыгин А.О., Кашевник А.М. Анализ современных исследований в области детектирования утомления водителя в кабине транспортного средства // Системы анализа и обработки данных. – 2021. – № 3(83). – С. 19-36.
  2. Лашков И.Б. Анализ поведения водителя при управлении транспортным средством с использованием фронтальной камеры смартфона // Информационно-управляющие системы. – 2017. – № 4. – С. 7-17.
  3. Ленюшкин Р.Г., Литвинова А.В., Степаненко В.А. Влияние утомляемости экипажа на развитие опасных ситуаций и методы решения этой проблемы // Цифровая наука. – 2022. – № 5. – С. 45-52.
  4. Майорова Ю.А., Гузий А.Г. Утомляемость пилотов как психофизиологический фактор риска безопасности авиационных полетов // Психология и психотехника. – 2015. – № 7(82). – С. 707-716.
  5. Хилдич К.Д., Арсинтеску Л., Грегори К.Б., Флинн-Эванс Э.Э. Снижение утомляемости на лётной палубе: как контролируемый отдых используется на практике? – 2020. – С. 1483-1491.

Поделиться

Барчугов О. Л. Управление усталостью и контролируемый отдых в кабине // Актуальные исследования. 2023. №43 (173). URL: https://apni.ru/article/7258-upravlenie-ustalostyu-i-kontroliruemyj-otdyh-v-kabine

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта