В настоящее время, в мире происходит разные негативные процессы, которые могут повлиять развитию молодого поколения и особенно подросткового возраста. Как нам известно, молодёжь опора любого государства, в каждой стране мира делается всё возможное для всестороннего развития молодых людей. Вкладываются огромные инвестиции для их образования, физического воспитания и духовного формирования. Выступая на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеев отметил: «Завтрашний день, благополучие нашей планеты зависит от того, как наши дети вырастут людьми. Наша главная задача – создать необходимые условия для того, чтобы молодежь проявила свой потенциал» [1].
Известно, что молодые люди склонны мыслить по-новому, бросать новые идеи в смелую середину и воплощать их в жизнь, решать проблемы на основе творческих и нестандартных подходов. «Молодежь – главная опора и оплот нашего народа. Они становятся решающей силой в эффективной реализации наших масштабных реформ. Именно наши сыновья и дочери, получившие современное образование, овладевшие передовыми профессиями, инновационными технологиями, иностранными языками, будут играть ведущую роль в дальнейшем развитии нашей страны» [2]. Поэтому в настоящее время приоритетным является создание всех условий для получения знаний, раскрытия талантов и потенциала представителей молодого поколения в области науки, инноваций, литературы, искусства и спорта, их активного участия в общественно-политической жизни нашего общества [3].
Новые подходы в педагогике и психологии привели к расширению масштабов наук. Это позволило более широко изучить школьные возрастные периоды. Учебно-воспитательный процесс дал возможность изучить возрастные периоды, познать его причины и последствия, создать его механизмы. Наиболее кризисным из этих периодов считается период подросткового возраста. Основной деятельностью подростка является воспитание, в течение которого ребенок не только приобретает навыки и способы получения знаний, но и обогащает себя новыми смыслами, мотивами и потребностями, приобретает навыки социальных отношений. Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 лет; младший подростковый возраст – 11-13 лет; старший подростковый возраст – 14-15 лет; подростковый возраст – 16-18 лет. Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями. Подростковый возраст – это период, когда происходит быстрый и неравномерный рост и развитие организма, интенсивный рост организма, совершенствование мышечного аппарата, процесс окостенения скелета. Нервная система подростка не всегда выдерживает сильное или длительное воздействие, и под их влиянием часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. Молодёжь всегда целеустремлённо старается достичь своих целей и ради этого следует на постоянной основе контролировать интересы молодёжи на основе государственной молодёжной политики [4].
Ученые историки, социологи, политологи и психологи считают, что подростков нельзя рассматривать как продукт реальных условий социальной жизни и деятельности личности, поскольку мы не имеем права отрицать биологические и психологические закономерности роста. Также не существует определенной неизменной характеристики и характеристики подросткового возраста. Специфические типологические различия между подростками можно объяснить влиянием социальных факторов, особенностями условий обучения и воспитания [5].
Подростковая дружба сложна и последовательна, она считается многогранной в отношениях. Хорошая дружба подростка, помощник для легкого выхода из кризисного периода. С другом можно общаться наиболее значимо и глубоко. В этот период настоящим психотерапевтом для подростка становится друг – подросток, который умеет понимать и слушать подростка. Самое главное в этот период старшее поколение, должно правильно и согласно закономерностям направлять молодых подростков в большую жизнь [6]. В этот период для подростка другом становится человек, который понимает его лучше всего, чувствует себя так, как будто он есть, уважает его личность, не отвергает его мнение, умеет понимать и слушать, интересуется его интересами. Потому что друг может быть участником ситуаций, решением проблем для подростка. Друг не критикует свои мысли, не устанавливает границ, не контролирует свое поведение [7].
Во время кризиса сфера или занятие, которое подросток считает своим любимым и интересным, помогает ему полностью оторваться от кризисной ситуации. Когда подросток занимается любимой сферой или занятием, его духовный мир и духовный мир становятся прозрачными [8]. В это время меняется взгляд подростка на жизнь, он начинает представлять жизнь в ярких красках. Возникает внутренняя сила. Это, в свою очередь, повышает уверенность в себе. Получает мотивацию от хобби или отрасли. В этот период в его сознании формируется чувство цели, мечты и стремления к жизни. С помощью этого помощника подростка можно использовать для решения кризисных периодов и проблем подросткового возраста [9]. Родители очень хорошо знают подростка, все понимают и всегда помогают. Возможность родительского понимания подростка – самая первая близость для подростка. Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека, и интенсивный рост и телесные изменения серьезно влияют на психику подростка [10].
Рассмотрев основные характеристики кризисных ситуаций в подростковом возрасте, нами было обнаружено, что изменение ценностей, ориентации подростка, стремление к взрослости и самостоятельности, эгоцентризм юношеского мышления порождает множество внутренних и внешних межличностных отношений [11]. Описывая пути выхода из кризисных ситуаций, было установлено, что для преодоления деструктивных явлений в психике подростка необходимо создать условия для формирования информационной группы близких взрослых (знакомство с друзьями, приглашение друзей). Непосредственно историческое и психологическое исследование показывает, что следует на постоянной основе рассматривать интересы молодёжи и особенно подростковый период одним из стратегически важных задач любой страны.