Язык – важнейшее средство общения друг с другом.
Это оружие мысли и культуры.
Ф.М. Достоевский
Дошкольное детство – важный период становления личности. На этапе детства ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться отношение к людям, к труду, формируются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Овладение родным языком – важнейшее условие для социализации, психического и личностного развития ребенка. Но речь лишь тогда полноценное средство общения, когда сформированы или скорригированы все ее структурные компоненты. Благодаря постепенному освоению родного языка ребенок формирует межличностные отношения, расширяет эмоциональные проявления, успешнее развивает положительные качества личности.
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство. Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению. Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.
Ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Игровые ситуации, формы проведения областей, различные виды игр в самостоятельной деятельности и на прогулке. Кроме того, федеральные государственные требования предполагают реализацию образовательной области «Социализация», прежде всего, через игру и развитие игровой деятельности детей.
В процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространенными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.
Сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и т.д. Все это позволяет развивать речевую активность: овладеть навыками монологической и диалогической речи, развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи.
Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям.
В сюжетно-ролевой игре просматриваются основные черты:
- эмоциональная насыщенность и увлеченность детей;
- самостоятельность;
- активность;
- творчество.
По направленности обучающей цели и способов ее достижения сюжетно-ролевые игры делятся на творческие и сюжетно-дидактические.
В творческой сюжетно-ролевой игре дети максимально фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях вымышленных обстоятельств. Дети перевоплощаются по игровому замыслу: становятся артистами цирка, учеными в лаборатории, хирургами, модельерами. Для фантазии детей в творческих играх нет границ. По сговору они действуют в повседневных ситуациях: поездка на автобусе, поход в театр или музей, обед в кафе. А могут переноситься в сюжеты из фильмов и книг
Сюжетно-дидактическая игра является игровой формой обучения, в ней синтезируется творческая деятельность детей с изучением наглядных материалов, практическим применением полученных на занятиях знаний. Воспитатель всегда руководит игрой этого вида: озвучивает обязанности для каждой роли, наблюдает за ходом игры, корректирует выполнение дидактического задания. Сюжетно-дидактические игры строятся на основе игр творческих, уже знакомых детям: «Магазин», «Детский сад», «Банк», «Столовая». По тематике сюжетно-ролевые игры условно делятся на деловые, современные, игры по интересам мальчиков и девочек.
Сюжетно-ролевая игра предполагает четкое выполнение алгоритма:
- Выбор темы. Выбор игры, которая с помощью педагога включается в коллективную деятельность, определяется конкретной воспитательной задачей.
- Педагогическая разработка плана игры. Это наметки сюжета игры, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.
- Создание воображаемой ситуации. Очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла радость творчества.
- Распределение ролей. Например: «Давайте в детский сад поиграем, Даша будет воспитателем, а Полина – моей мамой»
- Начало игры. Важно позаботиться о создании интересного игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Например: к нам приехал цирк, дети хотите попасть на представление. Раздаются билеты и начинается игра.
- Сохранение игровой ситуации. Воспитатель должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре: не разрушать воображаемую ситуацию, обыгрывать любое дело детского коллектива.
- Завершение игры. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.
Задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре. С позиции же воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры – формирование речевых (и других) навыков.
Сюжетно-ролевая игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающие в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.
Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.