Совместная работа межмуниципального методического центра и организации дополнительного образования по сопровождению молодого специалиста

В данной статье представлена практика организации работы с молодыми специалистами на примере взаимодействия организации дополнительного образования Валуйского городского округа и межмуниципального методического центра ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», описаны формы сопровождения молодых специалистов для успешного вхождения в профессию.

Аннотация статьи
тьютор
профессиональная компетентность
педагог дополнительного образования
индивидуальный образовательный маршрут
наставник
модель наставничества
консультант
Ключевые слова

Федеральными проектами «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусмотрено, что к 2024 году педагогические работники образовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения. Педагоги дополнительного образования не исключение, что обусловила написание данной статьи.

Сегодня необходимы педагоги дополнительного образования «нового формата», имеющие активную жизненную позицию, владеющие современными методиками и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогической деятельности в условиях конкретной образовательной организации, умением прогнозировать результат своей работы [1].

Следовательно, развитие кадрового потенциала – ведущее направление деятельности руководящих и педагогических работников, методических служб и органов управления образования. Что отражено в документах федерального уровня.

В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года выделен ряд задач, касающихся педагогических кадров: «Создание условий для профессионального развития и самореализации; повышения квалификации педагогических кадров, поддержка молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, содействие их профессиональному развитию; развитие института наставничества» [3].

С 1 сентября 2022 года вступил в силу профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который устанавливает требования к квалификации, опыту работы, основному и дополнительному образованию специалистов, формулирует основные цели профессиональной деятельности, регламентирует необходимые компетенции для успешной работы.

Таким образом, учитывая основные направления нормативно-правовых документов различного уровня Валуйский ММЦ активно участвует в мероприятиях по вопросам наставничества педагогов образовательных организаций.

На территории трех муниципалитетов функционируют 11 организаций дополнительного образования, штат которых пополняется молодыми педагогами. Задача образовательной организации в сотрудничестве с межмуниципальным методическим центром – обеспечить комфортное вхождение молодого специалиста в профессию через построение различных форм научно-методического сопровождения.

Не для кого ни секрет, что молодой специалист, получивший среднее или высшее профессиональное образование, или получающий его, не обладает полным комплексом практических умений и навыков. Более того, любое место работы, в частности организация дополнительного образования, по-своему уникально, имеет определенный функционал, специфику и традиции.

Молодой педагог, имеющий определенный багаж знаний и практических умений, на практике сталкивается с рядом проблемных ситуаций, связанных с оформлением рабочей документации, общением с коллегами, обучающимися и родителями (законными представителями), организацией образовательного процесса, соблюдением трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка.

Все это является отправной точкой для разработки комплекса наставнических практик, способствующих быстрому и комфортному вхождению в профессию педагога дополнительного образования.

Данную тему рассмотрим на примере деятельности муниципального учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма» города Валуйки и Валуйского района Белгородской области.

Практика работы с молодыми специалистами в МУДО «ЦДЮТУР» показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога дополнительного образования может протекать длительное время.

С этой целью в МУДО «ЦДЮТУР» с 2022 года разработано «Положение о системе наставничества педагогических работников», «дорожная карта» по внедрению целевой модели наставничества.

Система наставничества организации включает следующие модели: «Методист – педагог», «Педагог-педагог», «Работодатель – студент». В рамках первой модели наставничество организовано как методистом учреждения, так и методист межмуниципального методического центра, выступающего в роли тьютора. 

В основу модели «педагог – педагог» положено сопровождение молодого специалиста, способствующее созданию насыщенной образовательной среды. Наставниками в данном случае выступают либо заместитель директора, методист, либо опытный педагог дополнительного образования. В данную модель также включается педагог с небольшим опытом работы (примерно от трех до пяти лет), который на первых порах становиться своеобразным «консультантом», который обеспечивает обстановку психологического комфорта, получение «быстрого совета», что позволяет легче молодому специалисту пройти стадию адаптации.

В практике взаимодействия с молодыми педагогами в МУДО «ЦДЮТУР» закрепилась модель «Работодатель – студент». С 2020 года педагогический состав организации пополняют студенты 3-4 курсов ОГАПОУ «Валуйский колледж», успешно осваивающие специальность «Педагогика дополнительного образования». Следует отметить, что данная наставническая практика успешна и позволяет «молодым кадрам» закрепиться в профессии.

Таким образом, организованная в организации практика наставничества позволяет молодому педагогу получать практическую и теоретическую поддержку опытных коллег-наставников, которые на личном примере демонстрируют методически грамотное проведение современного занятия в системе дополнительного образования, совместно проектируют технологические карты занятий, помогают выбрать оптимальные форматы работы, дают необходимые советы, рекомендации, помогают ответить на возникающие вопросы. «Наставник-мастер» работает на опережение, тем самым помогает предупредить типичные ошибки, своевременно устранить недостатки в работе, развивать индивидуальный стиль деятельности молодого педагога дополнительного образования [4].

Наиболее эффективные формы работы с молодыми специалистами: индивидуальные консультации, краткосрочные педагогические практики, наставничество в группе, виртуальное наставничество, реализация персонализированных программ наставничества.

Также в данном контексте стоит отметить роль методиста Валуйского ММЦ ОГАОУ ДПО «БелИРО», который помогает в координации деятельности реализации данной модели наставничества через включение в реализацию регионального проекта «Совершенствование системы повышения квалификации в системе образования региона», с целью ликвидации профессиональных затруднений педагогических работников.

Продуктом совместной деятельности наставников образовательной организации и методиста межмуниципального методического центра выступают качественные и количественные показатели профессионального роста молодых специалистов данной образовательной организации. С целью стимулирования творческой активности педагогов молодые специалисты МУДО «ЦДЮТУР» привлекаются к участию в различных методических мероприятиях и конкурсах профессионального мастерства муниципального и регионального уровней.

За последние два года молодые педагоги МУДО «ЦДЮТУР» стали победителями и призерами, лауреатами и дипломантами следующих конкурсов профессионального мастерства: областной конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»; областной творческий конкурс водных туристских походов «По водной глади Белогорья»; выставка образовательных технологий организаций дополнительного образования детей Белгородской области; муниципальный и областной конкурс учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися; межмуниципальный флешмоб «Мастер-класс педагогов дополнительного образования».

Тесное сотрудничество Валуйского межмуниципального методического центра ОГАОУ ДПО «БелИРО» с организациями дополнительного образования позволяет начинающему педагогу адаптироваться к работе, избегать моментов неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрывать свою индивидуальность.

Текст статьи
  1. Копылова, И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 51-54. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8462/ (дата обращения 12.10.2023).
  2. «О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях) письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 года № АЗ-1128/08/667. – URL: https://docs.cntd.ru/document/350611183.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции дополнительного образования детей до 2030 года и плана мероприятий по её реализации». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/.
  4. Успешные практики работы руководящих и педагогических работников образовательных организаций Белгородской области / сборник материалов / под общ.ред. А.А. Жерновой, Е.В. Кавериной, Е.А. Комаренко, Н.Ю. Толоцкой. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. – 229 c. URL:https://beliro.ru/assets/resourcefile/4929/sbornik-uspeshnyiepraktikirabotyi.pdf (дата обращения 03.10.2023).
Список литературы