Главная
АИ #43 (173)
Статьи журнала АИ #43 (173)
Логоритмика – эффективное средство развития речи детей раннего возраста

Логоритмика – эффективное средство развития речи детей раннего возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

развитие речи
ранний возраст
индивидуальный подход
логоритмические упражнения
комплексный подход
ритм
темп
двигательно-пространственные упражнения

Аннотация статьи

Автор данной статьи рассуждает на тему эффективности использования логоритмических упражнений с детьми раннего возраста. Личный опыт автора показывает, что логоритмика не только укрепляет физические качества воспитанников, но также благоприятно влияет на сферу развития речи, помогает воспитанникам сформировать различные речевые навыки.

Текст статьи

Развитие речи – это одна из основных задач в работе воспитателей на базе современных ДОУ. К сожалению, именно в сфере развития речи дети довольно часто испытывают сложности. А ведь речь является одной из ключевых функций, позволяющих человеку чувствовать себя полноценным членом общества, активно участвовать в социальной жизни, быть успешным в карьере. Вот почему так важно, чтобы педагоги уделяли достаточное количество времени и сил именно речевому развитию в настоящее время.

Кроме того, хотелось бы подчеркнуть, что проблемы речевого развития нередко сопровождаются отставанием развития психических функций. Работа с развитием речи, коррекция речевых проблем должна проводиться своевременно, для компенсации отставания и ликвидации будущих сложностей разностороннего развития детей.

Конечно, при организации и проведении работы по развитию речи с детьми раннего возраста необходимо отталкиваться от принципов индивидуального подхода, обращать внимание на особенности развития дошкольников, их актуальные потребности и интересы.

Личный опыт показал, что одним из эффективных педагогических инструментов в работе с детьми раннего возраста является логоритмика. Логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Этот своеобразный логоритмический комплекс двигательных упражнений, в котором моторная активность сочетается с произнесением уникального речевого материала, прекрасно воспринимается детьми именно раннего возраста.

Логоритмика довольно многофункциональна. Она решает множественные речевые и функциональные проблемы, среди которых можно выделить: преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

  • развитие высших психических функций и деятельности через совершенствования навыков слухового и зрительного внимания;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • развития памяти;
  • укрепление двигательных и артикуляционных навыков;
  • развитие двигательных кинестезий;
  • развитие способностей ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации;
  • формирование двигательных навыков;
  • развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
  • развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса;
  • развитие чувства ритма и развитие слухового внимания.

В процессе занятий логоритмикой у детей укрепляется костно-мышечный аппарат и своды стоп, корректируется осанка, тренируется дыхание, координируется крупная и мелкая моторика, утончается сенсорное восприятие, появляется чувство равновесия, грация, закрепляется умение красиво ходить. В целом логоритмика благоприятно влияет на физическую зрелость ребёнка, повышает его физическую активность.

В то же время нужно отметить, что физическая, моторная работа происходит одновременно с речевой. Речь, произнесение звуков здесь – это один из ведущих элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи задаёт особый темп активности, особенно если речь появляется в комплексе упражнений в виде рифмовок, стихотворений, потешек, напевов. Всё это помогает формированию координации и произвольности.

Развитие ритмических навыков тесно связано с пониманием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление механизмов речи. Чувство ритма помогает легче усваивать и понимать поэтические строки, фольклор, музыкальные произведения различного типа. Именно поэтому проведение занятий логоритмикой так актуально на базе современного ДОУ.

Уникальность логоритмического метода работы с детьми раннего возраста заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, качество которого отрабатывается в процессе выполнения заданий.

Необходимо отметить, что занятия по логоритмике часто проходят с музыкальным сопровождением. Музыка имеет руководящее значение.

Очень важным является и то, что логоритмические упражнения эффективно реализуют бережный подход к детям, осуществляют здоровьесберегающие принципы современного дошкольного образования. Логоритмические упражнения развивают детей комплексно, воздействуя также на нравственную и волевую сферы, оставляя мощный положительный след в процессе становления ребёнка.

Основным преимуществом логоритмических упражнений является их доступность, что очень важно для детей раннего возраста, ведь им непросто даётся любая речевая активность, некоторые дети и вовсе не разговаривают, а лишь делают первые неуверенные шаги в этой сфере. Логоритмика как раз способствует снятию сложностей в работе по развитию речи. Её увлекательная игровая форма, музыкальный характер помогает замаскировать воспитательно-образовательную задачу под игровую. А с игровой задачей дети справляются довольно просто, так как мотивация детей находится на высоком уровне, присутствует интерес, ребята внимательно слушают задания, лучше концентрируются, пытаются выполнить задание точно по инструкции.

Конечно, стимулируется общая потребность детей к общению, так обстановка на занятиях очень комфортная, доброжелательная, весёлая, расслабленная. Дети не чувствуют напряжения при выполнении заданий, работа идёт легко и непринуждённо.

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

В конце статьи хотелось бы подвести итог и отметить, что логоритмика – это довольно продуктивный метод развития речи у детей раннего возраста. Логометрические упражнения не только оказывают благоприятное влияние на физическую зрелость дошкольников, но и помогают освоить различные речевые навыки, снимают речевые зажимы, в игровой форме корректируют имеющиеся речевые проблемы и компенсируют отставания в сфере развития речи.

Результатом логоритмических упражнений становится успешный выход в речь детей раннего возраста, что положительно сказывается на их дальнейшей жизни.

Список литературы

  1. Елисеева Е. И. Ритмика в детском саду / Е.И. Елисеева.– М.: Перспектива, 2012.
  2. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина. – М.: Юрайт, 2023.

Поделиться

991

Хайретдинова Ю. М. Логоритмика – эффективное средство развития речи детей раннего возраста // Актуальные исследования. 2023. №43 (173). С. 104-106. URL: https://apni.ru/article/7268-logoritmika-effektivnoe-sredstvo-razvitiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января