Стремительное развитие науки, постоянная модернизация методов организации учебного и воспитательного процесса, цифровизация общественной жизни побуждают дошкольные образовательные организации к немедленному внедрению новых интерактивных технологий представления и отображения информации. Новые образовательные программы, которые сейчас активно разрабатываются и внедряются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, ориентированы на эффективное внедрение интерактивно-обучающих технологий и инновационно-педагогических подходов.
В современном мире изменилось отношение к детям, которые требуют особых условий в получении образования. С целью эффективного формирования системы знаний и последующего их самостоятельного применения, как в обучении, так и в жизни, с детьми с различными психоэмоциональными отклонениями и с задержкой психического развития применяют новые научные подходы, методики развития, а также новейшие средства, которые положительно влияют на развитие мышления и других психических функций. Указанные аспекты в дальнейшем формируют личность с достаточным уровнем знаний и навыками применять полученные знания в жизни и в профессиональной деятельности. Уровень знаний, возможности восприятия и обработки информации у детей специализированных и инклюзивных групп в дошкольный период детства существенно отличается. Кроме того, в группах дошкольных учреждений четко выделяются дети, которые лучше воспринимают аудиальный (слуховой) и визуальный (зрительный) стили обучения.
Применение визуальных средств обучения в работе с детьми с ЗПР оказывает положительное влияние на усвоение знаний и формирование основных понятий.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.
Использование мультимедийных презентаций
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, музыке, ИЗО помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета
Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием стали намного ярче и динамичнее.
Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ и воспитателю и воспитаннику к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуема. Например: Стихи для малышей; Азбука для самых маленьких и др. В своей работе воспитатели могут использовать программы, по которым работают в виде презентаций.
Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.
Подводя итог, следует отметить, что использование мультимедийных средств обучения на соответствующих занятиях с детьми с ЗПР способствуют:
- развитию личной рефлексии, то есть способности детей обращаться к началу своих действий, мыслей, размышлять над тем, что они делают, как познают мир и самого себя;
- становлению активной собственной позиции в образовательном процессе;
- развитию навыков общения, принятию нравственных норм поведения и правил совместной деятельности;
- повышению познавательной активности и повышению познавательного интереса к современным информационным технологиям;
- развитию навыков анализа полученных знаний, синтеза новых знаний и элементарного анализа информации;
- нестандартному отношению к организации воспитательного процесса и формированию мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в среде дошкольного образовательного учреждения, но и в других ситуациях.