Главная
Конференции
Развитие социально-гуманитарного знания в условиях глобализации
Профилактическая работа по устранению психотравмирующих ситуаций в общеобразоват...

Профилактическая работа по устранению психотравмирующих ситуаций в общеобразовательных школах

Научный руководитель

Рабаданова Разият Сулайбановна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

психологическая безопасность
психологическая травма
образовательная среда
психологическое насилие
физическое насилие

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются проблемы психотравматических ситуаций: их причины, наиболее частые проявления, риски, а также основные принципы и методики профилактики данных ситуаций. Так как школа является одним из важнейших институтов социализации, крайне важно, чтобы личность воспитывалась в психологически безопасной образовательной среде. Поэтому в образовательной среде должна проводиться профилактическая работа по недопущению и устранению психотравматических ситуаций.

Текст статьи

Актуальность. В современном мире растет количество социально не адаптированных детей и подростков. По данным исследования ВЦИОМ, которое проводилось в 2021 году, 22% (n = 1600) респондентов сталкивались с психотравмирующими ситуациями, причем 18% признались, что были жертвами травли. При этом наибольшее количество случаев травли (почти 40%) происходит в школе [2].

На сегодняшний день в современных школах дети могут столкнуться с самыми разными видами жестокого отношения, начиная с физического насилия и заканчивая психологическим – моральном давлении, унижении, травле и прочем. Часто с жестоким обращением школьники сталкиваются, оказавшись в среде своих сверстников: дети могут быть жестоки по отношению друг к другу, и масштабы травли могут разниться в зависимости от возраста.

Однако создание благоприятной среды положительным образом влияет на психологический климат в учебном заведении. Ранняя профилактика психотравмирующих ситуаций в школе в настоящее время представляет собой насущную необходимость. Основная задача в профилактической работе заключается в создании условий, способствующих успешному обучению в учебном заведении. При этом психологическая поддержка должна состоять не только в работе с детьми, но и с педагогами и родителями.

Этимология понятия «травма» и её видыНа психическое здоровье как учителей, так и учеников влияют различные аспекты, такие как, например, образовательная среда. Она является одним из самых важных аспектов, поскольку обстановка и атмосфера в школе значительно влияют на уровень психологической безопасности во время учебного процесса.

В различных теоретических и эмпирических исследованиях отмечается отсутствие решений проблемы психологической безопасности во время учебного процесса в структуре научных знаний. Это может быть связано с тем, что людьми, включенными в учебный процесс, не были в достаточной мере проработаны методики, показывающие, как корректнее оказывать психологическое сопровождение, как оценивать психологическую безопасность во время учебного процесса и т. д. И это уже, в свою очередь, делало климат в школе негативным. В связи с этим крайне важно уделять внимание ситуациям, которые могут пагубно сказаться на психологическом здоровье обучающихся.

Тема психотравмы исследовалась многими авторами, но исследователи разных психологических школ рассматривают эту проблему с различных ракурсов. Рассмотрим некоторые определения данного понятия. В.Д. Менделевич дает такое определение психотравмы: «это жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям».

Г.К. Ушаков определяет психотравму как психический конфликт, происходящий внутри человека, который появляется на соматически ослабленной почве в первую очередь у преморбидно расположенных к психогениям лиц.

Дает свое определение психологической травмы и Пергаменщик — это потрясение, переживание особого взаимодействия человека и окружающего мира [4, с. 89].

Из рассмотренных определений можно сделать вывод, что психотравма представляет собой особый класс критических изменяющих жизнь событий. Например, исследование Одинцовой выявило травмирующие ситуации, с которыми сталкиваются школьники в образовательных учреждениях: унижения, оскорбления, насмешки, неприятие, подавление со стороны сверстников. Также учащиеся отмечали психотравмирующие ситуации, связанные с отношением самих учителей: равнодушие учителей, ситуации унижения, оскорблений, насмешек с их стороны, подавления [3, с. 186].

Таким образом, для развития психологически здоровой личности необходима здоровая и психологически безопасная образовательная среда – именно в такой среде человек сможет окрепнуть и сформироваться настолько, чтобы во взрослой жизни чувствовать себя в безопасности.

Психологически безопасность образовательной средыСуществующие направления разработки проблемы психологической безопасности проводятся в русле работ И.А. Баевой. Она использует следующее определение психологической безопасности: «это состояние окружающей среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включенных в нее участников» [1, с. 12].

Комфортность и безопасность образовательной среды – главный показатель, свидетельствующий о том, что в школе созданы образовательные условия, пригодные для эффективного развития личности учащегося. Противоположной является ситуация психологической угрозы или психологического (эмоционального) насилия в образовательной среде. Этот показатель оценивается путем получения информации от учащихся о том, как именно они воспринимают учебную ситуацию, создаваемую в процессе учебы: положительно, нейтрально, отрицательно.

Было решено провести небольшое исследование, чтобы иметь представление, насколько распространены травмирующие ситуации в школе. На основе методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса и выявленных в ходе анализа результатов исследований других авторов наиболее часто встречающихся видов психотравмирующих ситуаций был составлен адаптированный опросник, в который вошли следующие вопросы:

  • Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  • Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  • Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  • Бывает ли, что ты чувствуешь, что другие одноклассники настроены по отношению к тебе враждебно?
  • Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  • Высмеивают ли временами твои одноклассники тебя, твою внешность и поведение?
  • Чувствуешь ли ты, что учитель готов оказать тебе защиту и поддержку в случае необходимости?
  • Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься реакции учителя?
  • Бывает ли такое, что учитель принижает тебя или твои способности перед всем классом?
  • Бывало ли такое, что учитель мог высмеять тебя перед всем классом?
  • Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  • Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

Ответами в каждом вопросе служили два варианта: «Да» или «Нет».

Результаты опроса можно увидеть на графике (рис.):

Рис. Результаты опроса учащихся 11 классов

Всего было опрошено 48 учащихся 11 классов средней общеобразовательной школы г. Фрязино, из которых было 29 девушек и 19 юношей. Опрос проводился с использованием электронных ресурсов в течение мая 2023 года. Как правило, большинство учащихся отмечало, что большая часть одноклассников относятся к ним по-дружески (81,8%), что им не трудно держаться на одном уровне с классом (54,5%), что не чувствуют враждебности со стороны других одноклассников (62,2%), что не было случаев, когда их могли ударить другие одноклассники (68, 2%), что чувствуют поддержку и защиту учителя (72,7%), что не было случаев, когда учитель мог высмеять перед другим классом (68,2%). Однако также выявилось, что также многие при этом сталкивались со случаями: когда в классе говорили вещи, которые могли задеть (68,2%), когда другие одноклассники высмеивали учащегося, его внешность или поведение (59,1%), когда страшно высказываться на уроке из-за дальнейшей реакции учителя (68,2%), когда учитель принижал обучающегося или его способности перед другим классом (54,5%). Несмотря на разнородность полученных данных, большинство также в конечном итоге отметили, что довольны как отношением учителей (77,3%), так и отношением одноклассников (81,8%). Однако учитывая, что среди учащихся всё же встречались те, кто не был удовлетворен отношением сверстников и учителей, есть необходимость в профилактической работе с ситуациями, которые могут нанести вред психологическому развитию личности учащихся.

Рекомендации к профилактической работе с психотравмирующими ситуациями учащихся школыПри проектировании эффективной психолого-педагогической помощи целесообразно ежегодно проводить оценку референтности и безопасности образовательной среды школы.

Грамотное проведение психологического анализа уроков дает педагогу-психологу возможность обозначить стиль взаимодействия учителя и учащихся на уроке и, ввиду этого, вовремя выявить психотравмирующие стили взаимодействия.

Необходимо оценивать и при необходимости предотвращать педагогическое выгорание как один из важнейших факторов психотравмирующего поведения.

Важно проводить оценку и коррекционные работы в группах учащихся, среди которых наблюдается психотравмирующее поведение по отношение к некоторым из учеников: жертвам крайне важно получить поддержку в таких ситуациях, ведь школьники, как правило, не могут справиться с ними самостоятельно.

Психодиагностические данные по оценке референтности и безопасности образовательной среды важны для администрации образовательной организации, так как являются основанием для своевременного принятия адекватных управленческих решений (мастер-классы для педагогов, взаимодействие с которыми учащиеся воспринимают как психотравмирующие ситуации, практико-ориентированные семинары и др.).

Таким образом, крайне важно проводить просветительскую работу как с учителями, которая бы способствовала повышению их компетентности в области возрастной подростковой и юношеской психологии, так и с родителями.

Список литературы

  1. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Журнал «Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2005. – № 12. – С. 7-19.
  2. ВЦИОМ. Новости: Буллинг, он же травля: масштаб проблемы и пути решения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/bulling-on-zhe-travlja-masshtab-problemy-i-puti-reshenija?ysclid=lm9m624znl801329828 (дата обращения: 15.07.2023)
  3. Одинцова М. Насилие в школах и колледжах столицы // Мониторинг общественного мнения. – 2015. – № 2. – С. 183-190.
  4. Петрова Е.А. Феномен психотравмы: теоретический аспект // Вестник Новгородского государственного университета. – 2013. – № 74. – С. 89-91.

Поделиться

395

Сорокина А. В. Профилактическая работа по устранению психотравмирующих ситуаций в общеобразовательных школах // Развитие социально-гуманитарного знания в условиях глобализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 октября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 65-69. URL: https://apni.ru/article/7275-profilakticheskaya-rabota-po-ustraneniyu-psik

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа