С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слов:
- Нарушение количества слогов: сокращение (пропуск) слога, опускание слогообразующей гласной, увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных;
- Нарушение последовательности слогов в слове: перестановка слогов, перестановка звуков соседних слогов;
- Искажение структуры отдельного слога: сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог;
- Уподобление слогов;
- Персеверации (циклическое повторение одного слога);
- Антиципации (замена предшествующих звуков последующими;
- Контаминации (смешение элементов слов).
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова можно выделить 2 этапа:
1. Подготовительный. Цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале.
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям: формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки.
Ориентировка в собственном теле. Упражнения: «Покажите свой живот, свою спинку», «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
Развитие временно-пространственной ориентировки. Игра: «Что сначала, что потом».
Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений. Упражнения на совершенствование движений общей моторики, мелкой моторики, развитие артикуляционной моторики, развитие чувства темпа, формирование чувства ритма. Примеры упражнений. Чередование различных поз для рук: 1) Кулачки – ладошки, … 2) Колечки – ушки – рожки. Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» – «Хоботок» – «Бублик»; 2) «Лопатка» – «Иголочка».
Развитие чувства темпа. Упражнения на развитие умения различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений. Например, взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары – быстро, как мышки, на редкие – медленно, спокойно, как кошка.
Формирование чувства ритма. Учить воспринимать метрические отношения (акцентированные, неакцентированные доли – предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок – большая туча – громкий хлопок, маленькая тучка – тихий).
Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета, например: красный – желтый – красный – желтый и т.д.)
2. Коррекционный. Цель этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяют уровень гласных звуков и уровень слогов.
Уровень гласных звуков. Произнесение ряда из двух, трех и более звуков: в сопровождении символов («Человечки – звуки»), без зрительной опоры. Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же – с опорой на наглядность и без нее – на слух). Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
Уровень слогов. Работа проводится с разными типами слогов: с общим согласным (ба – бо – бу – бы), с общим гласным (ка – та – ма – ва), обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано), закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания), прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками по твердости – мягкости, звонкости – глухости, слоги со стечением.
Работа над словами осуществляется последовательно – переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
В логопедической работе по правильному произношению слов с различными типами слоговой структуры нами используются различные игры и упражнения.
Слоговые дорожки (на дорожках следы – в зависимости от количества слогов в слове – ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
Слоговые домики. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме, ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак – 1 слог, петух – 2, лягушка – 3 слога. «Дом – замок – избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом – слова из одного слога, в замок – двусложные слова, в избушку – слова, состоящие из 3 слогов). «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из одного, двух, трех слогов) «Додумай слово» (подбор слова к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _, СА _). «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова – в вагон с одним окном – односложные слова, с двумя – двусложные и т.д.).
Уровень коротких предложений; «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса). «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
Уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Таким образом, недостаточная степень коррекции слоговой структуры слова в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов, а также привести к негативным изменениям в личности ребенка. Таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.