Туризм является не только крупнейшей, но и наиболее быстро развивающейся отраслью мирового хозяйства, темпы роста которой почти в два раза превосходят темпы роста других отраслей экономики. По ключевым показателям, в том числе по эффективности инвестиционных вложений, туризм сравним с нефтедобывающей промышленностью.
Туризм считается привлекательной отраслью, способной привлечь многих предпринимателей, которые создают, как правило, небольшие компании. Однако зачастую эти предприниматели выходят на рынок без опыта, навыков или ресурсов для эффективной и результативной деятельности, и «малые туристские предприятия могут не осознавать или не беспокоиться о более разносторонних и долгосрочных последствиях некоторых их действий». Среди различных причин неудач в данном секторе наиболее частой проблемой является низкая управленческая компетентность и недостаток опыта компаний малого бизнеса. Деятельность компаний в сфере туризма как объект исследования представляет особый интерес для исследователей как в области управления, так и предпринимательства.
Развития туризма непосредственно связано с эффективной организацией предпринимательства в этой сфере, предпринимательскими процессами, приводящие положительным результатам, как производство новых туристских продуктов и услуг, эффективное использование туристских ресурсов и других факторов производства, разработка эффективных методов управления, достижение высокой производительности, повышение качества продуктов и услуг, обеспечение полноты оказываемых услуг и т.д. [1]
Предпринимательство в туризме по сложности, уникальности и специфичности существенно отличается от предпринимательской деятельности в других отраслях. Предпринимательская деятельность в туризме более «чувствительна» к воздействиям внешней среды и перечень внешних факторов, непосредственно влияющих на туристскую деятельность достаточно широка. Природные ресурсы, ограниченность факторов производства туристских продуктов и услуг, сезонность, удаленность процессов производства и потребления туристских продуктов, сложность конъюнктуры туристского рынка, проблемы качества обслуживания, усиливающиеся конкуренция, достаточное предложение похожих турпродуктов и др. неполная перечень факторов, от которых зависит благополучность предпринимательской деятельности в туризме [2].
Следует отметить, что важной особенностью туристского предпринимательства является создание и развитие индустрии туризма, возникшей благодаря массовому спросу на туристские услуги. Индустрия туризма представляет собой совокупность юридических и физических лиц отраслей экономической и социальной деятельности, оказывающих услуги туристам по временному размещению (проживанию), питанию, транспортировке, экскурсионному обслуживанию, организации отдыха, развлечений и др.
Предпринимательство в сфере современного туризма учитывает организационные особенности и тонкости туристского предприятия, т. е. при обслуживании современных туристов должно быть технологически и разнообразно по содержанию. В связи с этим создается большое количество проектов и маршрутов обслуживания туристов. Современная индустрия туризма требует наличия предпринимателей, адаптированных к нестабильно меняющимся рыночным условиям. В настоящее время публикуются труды многих западных ученых, посвященных предпринимательской деятельности в туризме. Но предпринимательские модели в практике международной индустрии туризма не полностью применяются в Казахстане из-за слаборазвитой инфраструктуры и нехватки кадров. Все эти актуальные вопросы требуют развития предпринимательства в туризме, учитывая значительный опыт отечественной науки и практики в туристской индустрии в других странах.
В Казахстане в последние годы теме роли предпринимательства в туризме стало уделяться больше внимания, что, по всей видимости, обусловлено тем, что даже в тех областях, которые выгодно обеспечены ресурсами, сомнительно развитие индустрии туризма без влияния предпринимателей. Индустрии туризма отводится значительная роль в создании рабочих мест, снижении уровня безработицы. Часто индустрия туризма рассматривается в качестве посредника экономических и социальных изменений в обществе. Кроме того, туризм способен поддержать общенациональное объединение путем притока иностранной валюты, поощрять культурную деятельность и традиционные ремесла, оказать существенное влияние на выживание различных секторов услуг.
На данный момент на туристском рынке Республики Казахстан ведется деятельность по совершенствованию туристского портала, который сможет в полной мере обеспечить посетителей страны, а также внутренних туристов всей необходимой информацией. Также, туроператоры предлагают практически одинаковые турпакеты (посещение наиболее известных достопримечательностей). По нашему мнению, необходимо расширять спектр предложений и повышать информационную доступность с помощью более креативных, инновационных решений, что позволяет увеличить число повторных поездок и посещений.
Предпринимательская деятельность в туризме, вне зависимости от ее вида и направления является важным и неотъемлемым элементом эффективного существования и развития туризма в целом. В целях развития туризма в Казахстане принята Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы. Концепция базируется на принципах качества, конкурентности, рентабельности и устойчивого развития и содержит ряд направлений развития туризма [3].
В перспективе, по итогам реализации Концепции отрасль туризма станет национальным приоритетом экономического развития в Республике Казахстан. Туризм станет одним из прибыльных видов бизнеса, оказывающих мультипликативный эффект для всех заинтересованных сторон – государства, бизнеса и работников. Ожидается увеличение занятости в отрасли до 800 тыс. человек. Рост объема валовой добавленной стоимости в отрасли будет достигать более 6 трлн т.
Активная работа по всем обозначенным выше направлениям поможет увеличить к 2030 году число внутренних туристов до 11 млн. человек, а въездных туристов - до 4 млн. человек. Ожидается увеличение количества койко-мест в местах размещения Казахстана до 280 тысяч единиц. Экспорт услуг по классификации «Поездки» вырастет до 5,5 млрд долларов США [3].
В перспективе, важным фактором развития регионального туризма является привлечение частного капитала на реализацию мелких, средних и крупных «якорных» инвестиционных проектов. Будет продолжена работа по сопровождению таких проектов. В качестве приоритетных территорий будут выступать такие туристские дестинации, как Мангистауская область, Туркестанская область, Алматинский горный кластер и другие.
Особый акцент будет сделан на повышение доступности и качества туристских услуг и продуктов путем развития туристских дестинаций и массового вовлечения трудовых ресурсов в отрасль, создание благоприятного туристского климата, популяризации туристского потенциала Казахстана.
В целом можно говорить, что развитие предпринимательства в сфере туризма зависит от системного, комплексного подхода властей, принятия и последовательной реализации программ по развитию данной отрасли, помощи, которую власти оказывают малому и среднему предпринимательству, а также средств, которые расходуются из бюджетов различных уровней власти.
Таким образом, развитие предпринимательской деятельности в туризме в настоящее время можно охарактеризовать ростом туристских потоков, образованием множества новых туристских предприятий и появлением инфраструктуры туризма. Политическое и экономическое положение страны сильно влияет на развитие предпринимательства в туризме. Стремительное возрастание массового туризма приводит к инфраструктурным изменениям в регионах, которые принимают туристов. Следовательно, предпринимательская деятельность в туризме вызывает потребности в её глубоком научном изучении, раскрытии закономерностей развития и нахождения её главных тенденций. Особенно нужно акцентировать своё внимание на исследовании инфраструктурного обеспечения предпринимательства в туризме, потому что именно это необходимое условие успешного развития туризма и главный фактор роста туристических потоков.