В современном мире дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Причина тому – «лучший друг современного ребенка» – компьютер или телевизор. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития детей становится особо актуальной уже на этапе дошкольного детства.
Дошкольный возраст – важный период становления личности ребенка. В нем закладываются основные социально-коммуникативные навыки взаимодействия с окружающим его миром, этические нормы, эмоциональная саморегуляция, коммуникативные компетенции. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Концептуальные основы проблем общения нашли свое отражение в трудах многих отечественных и зарубежных научных деятелей: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой, Ж.Ж. Пиаже.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. Особый интерес представляют работы, посвященные выявлению особенностей коммуникативных умений детей дошкольного возраста (Т.А. Антонова, В.Н. Давидович, Р.И. Деревянко, Е.Е. Кравцова, Л.В. Лидак, М.И. Лисина, М.Г. Маркина, Т.В. Пуртова, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Р.Б. Стеркина, Р.К. Терещук и др.).
Очень точно значение формирования коммуникативных умений у дошкольников определяет известный детский психолог М.И. Лисина. «Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно».
Действенным средством воздействия на формирование социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста является музыкально-ритмическая деятельность в целом и коммуникативные игры, пляски и упражнения в частности.
Игровые музыкально-двигательные упражнения для детей младшего возраста имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребенка, но и служат незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия. Эту особенность игрового материала для малышей заметили еще наши предки. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней такие шедевры народной педагогики, как «Ладушки», «Сорока – Белобока», «Идет коза рогатая» и др. Репертуар с тех пор значительно расширился и обогатился. Очень важно тщательно подбирать музыкальные игры-забавы, пляски для малышей, которые особенно чувствительны к ритму музыки и, безусловно, к текстам, которые должны быть понятыми, интересными и образными.
Музыкальная игра – это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, способствующим развитию фантазии ребенка, эстетических и нравственных чувств, выполнению музыкально-ритмических задач. Музыкальная игра вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, а также учится согласовывать свои действия с окружающими его сверстниками.
У детей младшего дошкольного возраста еще пока затруднена естественность и непринужденность движений. В плясках движения, как правило, остаются однотипными. Ходьба, бег, несложные танцевальные движения становятся довольно ритмичными. В танцах, играх движения выполняются с помощью взрослого. Проявляются некоторые предпочтения: им нравятся игры и танцы с простым конкретным сюжетом, где ребенок может выполнять игровые роли.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится: «Развитие музыкально-ритмических способностей детей – процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития слуховых и моторных способностей, интеллектуальной деятельности, чувств, общение со сверстниками решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно».
Основной задачей музыкально-коммуникативных игр является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных».
По мнению А. И. Бурениной целью их использования являются:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Коммуникативные задания, игры и танцы помогают реализовать важнейшие дидактические задачи развития детей. В процессе освоения и исполнения коммуникативных заданий происходит социально-эмоциональное воспитание ребенка, формирование двигательных навыков, умений ориентироваться в пространстве, а также развитие музыкальности и важнейших личностных качеств.
Игры-приветствия помогают сосредоточить внимание детей, настроить на совместную групповую деятельность. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость для группы.
Игры-массажи построены на тактильных ощущениях, исполняются в парах, таким образом, развиваются коммуникативные умения детей. Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки.
Коммуникативные танцы-игры – это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет, например, или кто быстрей найдет партнера) направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, бывают игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. «У меня, у тебя», «Поссорились - помирились», «Потанцуй со мной, дружок», «Шёл козёл по лесу», «Танец парами», «Ну и до свидания», «Дружочек» – ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Особенно актуально использовать коммуникативные танцы-игры при проведении совместных праздников с родителями, где родители не только гости, но и активные исполнители, а также на развлечениях, где собраны дети разных возрастов. Данные танцы являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие положительные эмоции.
Танцы парами, в т.ч. со сменой партнера дают детям, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе, способность к повышению самооценки, а тактильный контакт еще более способствует развитию доброжелательности, положительных и радостных эмоций.
В коммуникативных играх дети осваивают и совершенствуют движения общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую пульсацию в музыке и речи. Мы учим детей дружить, хотя бы в игре, хотя бы «на время», потому что такие правила в этой игре, несмотря на их привязанности, симпатии и антипатии к конкретным сверстникам. Если следовать формуле, что «учиться надо весело», то лучшего материала для формирования социально-коммуникативных качеств личности ребенка дошкольного возраста и не придумать.