Актуальные задачи современного химического образования

Данная статья обсуждает современное образование и его цели в рамках образовательных стандартов третьего поколения. В частности, акцент делается на формировании целостного представления о мире и месте человека в нем, а также на развитии культуры научного мышления и экологической грамотности. Статья также подчеркивает важность интереса учеников к обучению и необходимость внедрения современных методов и информационных технологий в образовательный процесс для развития творческого потенциала учеников.

Аннотация статьи
образование
информационные технологии
цели образования
научное мышление
экологическая грамотность
интерес к обучению
современные методы обучения
образовательные стандарты
Ключевые слова

Основное общее образование направлено на подготовку учащихся к осознанному выбору жизненного и профессионального пути, воспитание умения самостоятельно ставить цели и задачи, способность использовать полученный в школе опыт в реальной жизни за пределами образовательного учреждения.

В стандартах третьего поколения выделены три важные цели образования. Это формирование целостного представления о мире, приобретение опыта разнообразной деятельности и подготовка к реализации осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.

Усиление общекультурного компонента содержания химического образования как одно из направлений его обновления предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нем, культуры научного мышления, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений. В содержании образования должен быть материал, позволяющий раскрывать сущность экологических проблем, понятия о предельно допустимой концентрации вещества, загрязняющих окружающую среду, об источниках загрязнений и мерах обеспечения экологической безопасности.

Успех в обучении ребенка зависит от большого количества факторов, главным из которых является желание учиться. Для того чтобы получать новые знания с интересом и увлечением, ученик должен быть вовлечен в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта.

К личностным результатам освоения основной образовательной программы:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Новый образовательный стандарт опирается на системно-деятельностный (компетентностный) и личностно ориентированный подходы, в связи с этим структура курса химии должна отвечать требованиям:

  1. Отражение в учебном содержании наиболее важных сведений из истории науки.
  2. Оптимальное соотношение теоретических и фактических элементов содержания, позволяющее раскрывать взаимосвязь между теориями и фактами в науке.
  3. Использование теории для предсказания химических явлений.
  4. Подтверждение основных положений изучаемых теорий и законов с помощью эксперимента.
  5. Поэтапное и многоуровневое формирование понятий. Оптимальная интенсивность обучения.

Химию начинают в школе изучать в 8 классе, когда у школьника уже имеется опыт в проведении эксперимента на уроках биологии и физики. Начинает формироваться познавательный интерес, общая картина мира. Задача учителя на данном этапе показать своим ученикам перспективы науки химии в современном мире, показать практическое применение химических знаний.

В настоящий момент одной из ведущих целей в образовании призвана идея учета индивидуально-личностной природы ученика, его потребностей и интересов. Возникает необходимость создания в обучении условий для самоопределения и самореализации как личности. Ведущей при этом выступает не репродуктивная, а проблемно-поисковая ориентация в обучении. Учителя при этом должна больше волновать не прочность и количество знаний по химии, а способность ученика самостоятельно добывать и перерабатывать полученные знания. Учащимся нужно уметь работать с полученной информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения и применять их на практике. Скорость «потока» новой информации увеличивается в сотни раз. Теперь ученику недостаточно использовать знания учебника или пособия. Ребенку наряду со знаниями необходимо владеть навыками. Для того чтобы ребенок почувствовал потребность в знании и процесс обучения приносил ему удовольствие, важно, чтобы он встретил там своего Учителя.

Не секрет, что ученик успешен, когда ему понятен материал, а понимание приходит через интерес к предмету. Задача учителя – заинтересовать ученика, показать перспективы развития. Современный учитель должен владеть технологиями и приемами, которые развивают ученика.

В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения и современные информационные технологии, которые позволяют реализовать творческий потенциал личности ученика.

Использование электронных ресурсов в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

  • обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы применять их на уроке;
  • создавать слайды по учебному материалу, используя редактор презентаций MS Power Point и демонстрировать презентации на уроке;
  • использовать имеющиеся готовые программные продукты по своему предмету;
  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  • разрабатывать тесты и проводить компьютерное тестирование.

Использование ИКТ на уроках химии – это создание мультимедийных сценариев уроков, демонстрация компьютерных моделей, анимационных экспериментов, имитирующих химические опыты, пошаговая иллюстрация решения задач, проведение компьютерных лабораторных работ, контроль за уровнем знаний, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся. Перспективным является применение компьютера в работе с учащимися, обучаемыми на дому. Использование ИКТ во внеурочной деятельности предполагает проведение дистанционного обучения, ликвидацию пробелов в знаниях учащихся, индивидуальные занятия с одаренными учащимися, подготовку к ученическим конференциям и олимпиадам. Перед каждым уроком, проводимым с использованием ИКТ, учителю необходимо продумать, какой именно материал позволит добиться главной цели: понимания учащимися основных понятий и умения применять их для решения задач и при работе с уравнениями.

Основные современные требования у урока с комплексом здоровьесберегающих технологий.

Можно смело ориентироваться на принципы здоровьесберегающей педагогики Н.К. Смирнова:

  1. «Не навреди». Выбирайте проверенные методы, которые принесут пользу.
  2. Главный приоритет – забота о здоровье учителя и ученика.
  3. Непрерывность и преемственность. Будьте готовы к тому, что работа по внедрению здоровьесберегающих технологий ведется последовательно из урока в урок.
  4. Нагрузка должна соответствовать возрасту учеников.
  5. Успех порождает успех. Делайте акцент на положительных результатах обучения.
  6. Ответственность. Одна из задач педагога – сделать так, чтобы ученик осознал, что он сам несет ответственность за свое здоровье.

Здоровьесберегающие технологии помогают формированию экологической культуры. Корректировка курса химии заключается во включении заданий экологического содержания. Например, при изучении темы «Кислород» можно предложить решить задачу:

На новогодние праздники были вырублены елки с площади 15 га. Какой объем кислорода могли бы выделять данные деревья в течение года? В среднем 1 га леса выделяет 10 кг кислорода в сутки.

При рассмотрении экологического следа на почве можно предложить заглянуть «в ведро для мусора». Что будет с мусором через 10 лет?

При изучении газов (кислорода и углекислого газа) в жизнеобеспечении человека тоже можно вовлекать обучающихся в решение проблем.

Например:

Что бы произошло, если содержание кислорода в воздухе было бы меньше 18 %?

 Что бы произошло, если содержание кислорода в воздухе было бы выше 30 %?

Что бы произошло, если содержание гелия в воздухе достигло бы 10 %? 39

Что произойдет, если вследствие естественных процессов не сохранялась бы равновесная концентрация углекислого газа и этот газ накапливался?

Очень актуально внедрение ситуационных задач на уроках химии.

Например:

  1. На белую салфетку пролили йод. Попытались вывести пятно с помощью отбеливателя «Персоль», затем хлорной извести, но неудачно – ни одно из этих средств не обесцветило пятно. Однако через несколько дней пятно исчезло. Можно ли написать уравнение реакции, благодаря которой исчезло пятно? Почему оно не исчезло под действием отбеливателей?
  2. Если необходимо быстро удалить пятно йода с ткани, то какое химическое соединение надо использовать – с окислительными или с восстановительными свойствами?

Не исчезает из системы преподавания актуальность проблемного обучения. «Проблемное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала».

Признаки учебной проблемы (по И.Я. Лернеру):

  • наличие проблемной ситуации;
  • готовность субъекта к поиску решения;
  • возможность неоднозначного пути решения.

Этапы осуществления проблемного подхода:

I этап – актуализация знаний, подготовка к восприятию проблемы (например, перед изучением темы «Теория электролитической диссоциации» необходимо повторить понятия: строение атома, ион, виды химической связи).

II этап – создание проблемной ситуации – состояние затруднения (учащиеся находятся в «затруднении», нужны новые знания, противоречия с теми знаниями, которые они приобрели ранее. Проблема должна быть посильной, класс должен «созреть для нее». «Что-то не так!» (по Л.А. Цветкову).

III этап – формулирование проблемы (установка).

IV этап – процесс решения проблемы: а) выдвижение гипотез; б) построение плана решения для проверки каждой из гипотезы; в) подтверждение или опровержение гипотезы.

V этап – доказательство правильности избранного решения, подтверждение, если возможно, его на практике

Компетентностный подход – одно из перспективных направлений развития современного образования. Что меняется в деятельности учителя и ученика?

При переходе к компетентностному подходу появляется большая степень свободы и ответственности самого ученика, а многие изменения в деятельности учителя связаны с координацией работы на развитие мотивации ученика.

При формировании компетенций учащихся учебные занятия планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик утверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям.

Современный подход в образовании призван уменьшить разрыв между теоретическими знаниями и практической способностью преподавателя управлять образовательным процессом, а для ученика – это умение применять знания на практике для решения большинства практических жизненных задач. Современные технологии значительно повышают уровень образования, повышающий качество преподавания.

Текст статьи
  1. Матвеева Э. Ф. Методика преподавания химии (инновационный курс) : учебно-методическое пособие / Э. Ф. Матвеева. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2014. – 208 с.
  2. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах / А.В. Осин. - М.: Агентство "Социальный проект", 2007. - 32 с.
  3. Проектирование ситуационных задач на уроках химии в рамках ФГОС: Методическое пособие. – Ачинск, 2015. – 31 с.
  4. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий, И.В. Маркина. – Ярославль: Академия развития. 2008г. – 288с.
  5. Химия. 8–9 классы : рабочая программа к линии УМК В. В. Лунина : учебно-методическое пособие / В. В. Еремин, А. А. Дроздов, Э. Ю. Керимов. – М. : Дрофа, 2017. – 139, [5] с.
Список литературы