Развитие мелкой моторики – развитие речи

Главной потребностью и функцией человека является речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя как личность. Она имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской деятельности.

Аннотация статьи
мелкая моторика
речь
речевое развитие
кисти рук
Ключевые слова

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие речи, как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и психической деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» ряд специфических направлений развития дошкольников:

  • развитие словаря;
  • развитие звуковой культуры речи;
  • формирование грамматического строя;
  • развитие связной речи;
  • формирование элементарного осознания явлений языка и речи;
  • воспитание любви и интереса к художественному слову.

Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Неслучайно, в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат в коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которое отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь.

Ученые, изучающие психику детей и деятельность их мозга, отмечают тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Правильная работа органов речи и мелкой моторики рук способствует выработке хорошего произношения, снижает психическую нагрузку и помогает освободиться от монотонности речи. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

К моменту поступления ребенка в школу речь его должна быть:

  • Грамотной.
  • Понятной.
  • Выразительной.
  • Осмысленной.
  • Разнообразной.

В наши дни такая речь у старших дошкольников – явление редкое. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов, до очень сложных движений. Развитие мелкой моторики у детей является частью здоровьесберегающих технологий, которая в свою очередь, связана с речью детей. Благодаря развитию мелкой моторики повышается тонус коры головного мозга, развиваются речевые центры коры головного мозга, стимулируется развитие речи ребенка, улучшается артикуляционная моторика, развивается чувство ритма и координация движений.

Основные виды развития мелкой моторики у ребенка:

  • пальчиковые игры;
  • лепка;
  • игры с маленькими предметами;
  • рисование;
  • пальчиковый массаж;
  • различные действия, связанные с ручной работой (закручивание крышек, перебирание бусин, разрывание листов бумаги, собирание мозаик, вырезание).

Развлекательные занятия:

  • Пальчиковые. Они считаются уникальным способом развития детской речи. Вместе с упражнениями дети заучивают тексты, что помогает развивать внимание, память, воображение, мышление, скорость реакции, выразительность эмоций и т. д.
  • Оригами. Создание поделок из бумаги без использования клея – следующий вариант развития моторики, который может быть интересен и детям, и взрослым.
  • Шнуровка – вид игры, который не только полезен для общего развития, но и поможет ребенку в дальнейшем.
  • Игры с крупами, песком, бусинами, сыпучими веществами (нанизывание, перекладывание в емкости и т. д.).
  • Лепка из глины, теста, пластилина.
  • Массаж ладоней и пальцев рук. Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук от пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.

Развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь будет недостаточно развита. Необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами. Нужно читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Текст статьи
  1. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль.: «Академия развития», 1998.
  2. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб.: «Питер», 1997.
  3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: «Лань», 1996.
  4. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук», М.: «Олма-Пресс», 2001.
Список литературы