«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие речи, как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и психической деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная.
ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» ряд специфических направлений развития дошкольников:
- развитие словаря;
- развитие звуковой культуры речи;
- формирование грамматического строя;
- развитие связной речи;
- формирование элементарного осознания явлений языка и речи;
- воспитание любви и интереса к художественному слову.
Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Неслучайно, в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат в коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которое отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь.
Ученые, изучающие психику детей и деятельность их мозга, отмечают тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Правильная работа органов речи и мелкой моторики рук способствует выработке хорошего произношения, снижает психическую нагрузку и помогает освободиться от монотонности речи. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
К моменту поступления ребенка в школу речь его должна быть:
- Грамотной.
- Понятной.
- Выразительной.
- Осмысленной.
- Разнообразной.
В наши дни такая речь у старших дошкольников – явление редкое. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов, до очень сложных движений. Развитие мелкой моторики у детей является частью здоровьесберегающих технологий, которая в свою очередь, связана с речью детей. Благодаря развитию мелкой моторики повышается тонус коры головного мозга, развиваются речевые центры коры головного мозга, стимулируется развитие речи ребенка, улучшается артикуляционная моторика, развивается чувство ритма и координация движений.
Основные виды развития мелкой моторики у ребенка:
- пальчиковые игры;
- лепка;
- игры с маленькими предметами;
- рисование;
- пальчиковый массаж;
- различные действия, связанные с ручной работой (закручивание крышек, перебирание бусин, разрывание листов бумаги, собирание мозаик, вырезание).
Развлекательные занятия:
- Пальчиковые. Они считаются уникальным способом развития детской речи. Вместе с упражнениями дети заучивают тексты, что помогает развивать внимание, память, воображение, мышление, скорость реакции, выразительность эмоций и т. д.
- Оригами. Создание поделок из бумаги без использования клея – следующий вариант развития моторики, который может быть интересен и детям, и взрослым.
- Шнуровка – вид игры, который не только полезен для общего развития, но и поможет ребенку в дальнейшем.
- Игры с крупами, песком, бусинами, сыпучими веществами (нанизывание, перекладывание в емкости и т. д.).
- Лепка из глины, теста, пластилина.
- Массаж ладоней и пальцев рук. Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук от пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.
Развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь будет недостаточно развита. Необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами. Нужно читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.