О повышении инклюзивной компетентности педагогов ДОО в условиях деятельности ресурсного центра по организации инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы актуальности повышения инклюзивной компетентности педагогов ДОО, описаны направления поддержки педагогов при организации деятельности ресурсного центра по организации инклюзивного образования.

Аннотация статьи
инклюзивное образование
инклюзивная компетентность
ресурсный центр
дети в ограниченными возможностями здоровья
Ключевые слова

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конвенцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получать образование совместно с другими обучающимися, что предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [8].

Развитие инклюзивного образования создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком с ограниченными возможностями здоровья сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая и медицинская помощь и поддержка.

В настоящее время увеличивается количество семей, принимающих решение воспользоваться своим правом выбора вида и типа образовательного учреждения. Следовательно, в организацию общеразвивающей направленности могут поступать дети, имеющие ограниченные возможностями здоровья.

Образовательная стратегия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и профессиональных стандартов побуждают педагогов непрерывно развивать свои профессиональные компетенции.

В нормативно-правовых документах отмечается, что следует организовать повышение квалификации педагогических работников, занимающихся реализацией инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья [6]. Данное условие закономерно предполагает, что педагоги должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако педагоги общеобразовательных учреждений не получают достаточной специальной подготовки для обучения и воспитания обучающихся в условиях инклюзивного образования.

Таким образом, в своей практической деятельности мы столкнулись со следующими противоречиями:

  • необходимостью перестройки педагогов на новую инклюзивную систему образования и неготовностью педагогических кадров к реализации инклюзивной практики;
  • тенденцией к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и организации условий для равных возможностей всех участников образовательного процесса, в том числе через оказание помощи педагогам, непосредственно реализующим образовательную программу в инклюзивных условиях образования;
  • необходимостью модернизировать систему непрерывного методического сопровождения педагогов в вопросах инклюзивного образования и статичностью, традиционностью форм методической поддержки, используемых в практике.

Преодолением разобщенности и достижению взаимопонимания в вопросах инклюзивного образования может служить единое поле деятельности, общее для педагогов ДОО – это дошкольная образовательная организация – ресурсный центр, который является главным звеном, ядром в создании и развитии инклюзивного образовательного пространства.

Ресурсный центр призван разработать и реализовать инновационную сеть методической поддержки педагогов ДОО, обеспечивающей их профессиональное совершенствование и повышение качества образования, развитие новых образовательных, в том числе и информационных, технологий, способствующей повышению качества процесса и результата образования [5].

Также ресурсный центр может выступать как модель сетевого взаимодействия. Под сетевым взаимодействием понимается «система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость учреждений образования, повышение профессиональной компетентности педагогов» [3].

Обращение к проблеме построения инклюзивного образовательного пространства в учреждении было обусловлено наличием в МБДОУ 10 групп для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 из которых – группы для детей с задержкой психического развития, 8 –для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Осуществляя выбор путей построения инклюзивного образовательного пространства в ДОО и эффективного управления ими, учитываются тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, социума.

Деятельность Ресурсного центра предполагает несколько направлений поддержки педагогов:

1. Нормативно-правовое сопровождение - позволяет в рамках лекций познакомить педагогов ДОО с нормативно-правовой базой образования детей с ограниченными возможностями здоровья, с актуальными изменениями и тенденциями развития.

На занятиях педагоги знакомятся с общими теоретическими вопросами, обеспечивающими целостное понимание ключевых проблем инклюзивного образовательного процесса.

На лекционных занятиях педагоги изучают законодательные акты по вопросам инклюзивного образования, прав детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обсуждают перспективы развития инклюзивного образования в ДОО.

В рамках лекции «Становление национальных систем специального воспитания и обучения» педагоги изучают отечественный и зарубежный опыт по проблеме организации и содержанию инклюзивного образования.

Отдельный курс лекций посвящен деятельности ППк ДОО: педагогов знакомят с целями и задачами деятельности ППк ДОО, с организацией и режимом деятельности ППк ДОО, с этапами проведения обследовании специалистами ППк ДОО, а также с содержанием рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

2. Практическое сопровождение – повышение инклюзивной компетентности педагогов в области инклюзивного образования, обобщение и анализ педагогического опыта по реализации инклюзивной практики.

На практических занятиях и семинарах-практикумах педагоги знакомятся с опытом организации инклюзивного образовательного процесса, совершенствуют профессиональную и инклюзивную компетентности педагога, самостоятельно разрабатывают программу сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, учатся интерпретации полученных знаний в области инклюзивного образования.

Ведущими методами при организации практических занятий выступают такие методы, как моделирование, микроисследование, анализ конкретных ситуаций, метод активизации самообразования, деловые игры, которые связывают теорию с практикой, стимулируют творческую активность педагогов.

В процессе практических занятий педагоги самостоятельно проводят обследование воспитанников по разработанным диагностическим картам, разрабатывают конспекты образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нозологией и с учетом результатов проведенного обследования, проводят индивидуальные и подгрупповые занятия.

Также предполагается самостоятельная работа педагогов: домашнее задание, для реализации которого необходимо осмыслить полученную информацию, попробовать применить ее в своей практике, проанализировать результаты, поделиться ими с коллегами. Так происходит вовлечение педагогов в процесс самообразования.

В рамках данного направления для педагогов были разработаны диагностические карты обследования детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие определить специфику и особенности развития детей определенной нозологии, и в дальнейшем на основании обследования составить индивидуальные маршруты развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Организационно-методическое сопровождение – заключается в создании организационных условий, оказании помощи в структурировании педагогической деятельности по реализации инклюзивной практики.

В рамках данного направления были разработаны следующие документы:

  • примерное календарно-тематическое планирование учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя;
  • картотека дидактических игр;
  • примерная тематика консультаций для воспитателей.

Использование в работе разработанных документов помогает педагогам структурировать образовательный процесс, подбирать методы и приемы коррекционно-развивающей деятельности, подходящие конкретному ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, деятельности ресурсного центра по организации инклюзивного образования, направленной на повышение уровня инклюзивной компетентности педагогов ДОО, позволяет осуществлять консультирование педагогов в данном направлении, оказывать им методическую помощь в разработке адаптированных образовательных программ, составлении индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, организовать демонстрацию практических приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, тем самым формируя у педагогов инклюзивную компетентность, обуславливающую способность педагогов осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития.

Текст статьи
  1. Аввакумова Е. И. Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2017. – №25. – С. 274-277.
  2. Бреннер, Д. А., Сафонова, Т. В. Актуальные вопросы развития инклюзивного образования [Текст] // Практическая дефектология. - 2017. - № 2 (10). - С. 3-7.
  3. Бурмистрова И.В. Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ // Молодой ученый. 2016. № 12.6 – С. 17-22.
  4. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации: учебн.-метод. пособие/Л.В. Годовникова, О.В. Бок, Л.И. Мин, Р.И. Политова; под общ. Ред. Л.В. Годовниковой. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. – 144 с.
  5. Королева Л.А. К вопросу о создании условий для успешности профессионального развития педагогов дошкольного образования // Мир детства и образование: сборник материалов XI научно-практической конференции. Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. – С. 299-302.
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://minobrnauki.gov.ru/
  7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) // Российская газета. N 285. 18.12.2013).
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://minobrnauki.gov.ru/
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://minobrnauki.gov.ru/
Список литературы