На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конвенцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получать образование совместно с другими обучающимися, что предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [8].
Развитие инклюзивного образования создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком с ограниченными возможностями здоровья сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая и медицинская помощь и поддержка.
В настоящее время увеличивается количество семей, принимающих решение воспользоваться своим правом выбора вида и типа образовательного учреждения. Следовательно, в организацию общеразвивающей направленности могут поступать дети, имеющие ограниченные возможностями здоровья.
Образовательная стратегия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и профессиональных стандартов побуждают педагогов непрерывно развивать свои профессиональные компетенции.
В нормативно-правовых документах отмечается, что следует организовать повышение квалификации педагогических работников, занимающихся реализацией инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья [6]. Данное условие закономерно предполагает, что педагоги должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Однако педагоги общеобразовательных учреждений не получают достаточной специальной подготовки для обучения и воспитания обучающихся в условиях инклюзивного образования.
Таким образом, в своей практической деятельности мы столкнулись со следующими противоречиями:
- необходимостью перестройки педагогов на новую инклюзивную систему образования и неготовностью педагогических кадров к реализации инклюзивной практики;
- тенденцией к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и организации условий для равных возможностей всех участников образовательного процесса, в том числе через оказание помощи педагогам, непосредственно реализующим образовательную программу в инклюзивных условиях образования;
- необходимостью модернизировать систему непрерывного методического сопровождения педагогов в вопросах инклюзивного образования и статичностью, традиционностью форм методической поддержки, используемых в практике.
Преодолением разобщенности и достижению взаимопонимания в вопросах инклюзивного образования может служить единое поле деятельности, общее для педагогов ДОО – это дошкольная образовательная организация – ресурсный центр, который является главным звеном, ядром в создании и развитии инклюзивного образовательного пространства.
Ресурсный центр призван разработать и реализовать инновационную сеть методической поддержки педагогов ДОО, обеспечивающей их профессиональное совершенствование и повышение качества образования, развитие новых образовательных, в том числе и информационных, технологий, способствующей повышению качества процесса и результата образования [5].
Также ресурсный центр может выступать как модель сетевого взаимодействия. Под сетевым взаимодействием понимается «система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость учреждений образования, повышение профессиональной компетентности педагогов» [3].
Обращение к проблеме построения инклюзивного образовательного пространства в учреждении было обусловлено наличием в МБДОУ 10 групп для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 из которых – группы для детей с задержкой психического развития, 8 –для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Осуществляя выбор путей построения инклюзивного образовательного пространства в ДОО и эффективного управления ими, учитываются тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, социума.
Деятельность Ресурсного центра предполагает несколько направлений поддержки педагогов:
1. Нормативно-правовое сопровождение - позволяет в рамках лекций познакомить педагогов ДОО с нормативно-правовой базой образования детей с ограниченными возможностями здоровья, с актуальными изменениями и тенденциями развития.
На занятиях педагоги знакомятся с общими теоретическими вопросами, обеспечивающими целостное понимание ключевых проблем инклюзивного образовательного процесса.
На лекционных занятиях педагоги изучают законодательные акты по вопросам инклюзивного образования, прав детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обсуждают перспективы развития инклюзивного образования в ДОО.
В рамках лекции «Становление национальных систем специального воспитания и обучения» педагоги изучают отечественный и зарубежный опыт по проблеме организации и содержанию инклюзивного образования.
Отдельный курс лекций посвящен деятельности ППк ДОО: педагогов знакомят с целями и задачами деятельности ППк ДОО, с организацией и режимом деятельности ППк ДОО, с этапами проведения обследовании специалистами ППк ДОО, а также с содержанием рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
2. Практическое сопровождение – повышение инклюзивной компетентности педагогов в области инклюзивного образования, обобщение и анализ педагогического опыта по реализации инклюзивной практики.
На практических занятиях и семинарах-практикумах педагоги знакомятся с опытом организации инклюзивного образовательного процесса, совершенствуют профессиональную и инклюзивную компетентности педагога, самостоятельно разрабатывают программу сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, учатся интерпретации полученных знаний в области инклюзивного образования.
Ведущими методами при организации практических занятий выступают такие методы, как моделирование, микроисследование, анализ конкретных ситуаций, метод активизации самообразования, деловые игры, которые связывают теорию с практикой, стимулируют творческую активность педагогов.
В процессе практических занятий педагоги самостоятельно проводят обследование воспитанников по разработанным диагностическим картам, разрабатывают конспекты образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нозологией и с учетом результатов проведенного обследования, проводят индивидуальные и подгрупповые занятия.
Также предполагается самостоятельная работа педагогов: домашнее задание, для реализации которого необходимо осмыслить полученную информацию, попробовать применить ее в своей практике, проанализировать результаты, поделиться ими с коллегами. Так происходит вовлечение педагогов в процесс самообразования.
В рамках данного направления для педагогов были разработаны диагностические карты обследования детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие определить специфику и особенности развития детей определенной нозологии, и в дальнейшем на основании обследования составить индивидуальные маршруты развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Организационно-методическое сопровождение – заключается в создании организационных условий, оказании помощи в структурировании педагогической деятельности по реализации инклюзивной практики.
В рамках данного направления были разработаны следующие документы:
- примерное календарно-тематическое планирование учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя;
- картотека дидактических игр;
- примерная тематика консультаций для воспитателей.
Использование в работе разработанных документов помогает педагогам структурировать образовательный процесс, подбирать методы и приемы коррекционно-развивающей деятельности, подходящие конкретному ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, деятельности ресурсного центра по организации инклюзивного образования, направленной на повышение уровня инклюзивной компетентности педагогов ДОО, позволяет осуществлять консультирование педагогов в данном направлении, оказывать им методическую помощь в разработке адаптированных образовательных программ, составлении индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, организовать демонстрацию практических приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, тем самым формируя у педагогов инклюзивную компетентность, обуславливающую способность педагогов осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития.