Главная
Конференции
Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования
Специальные методы и приёмы обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвити...

Специальные методы и приёмы обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

фонетические процессы
фонетико-фонематическое недоразвитие речи
приёмы и методы ФФНР

Аннотация статьи

В статье специальные методы и приёмы обучения рассматривается преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с речевой патологией. Роль фонематических процессов для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтением и письмом. Кроме того, если фонематические процессы сформированы вовремя, то снижается риск вторичных речевых дефектов. Поэтому развитие фонематических процессов или их своевременная коррекция являются одной из главных задач.

Текст статьи

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с речевой патологией издавна привлекает внимание специалистов различных областей научного знания. Значимость исследования фонетико-фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детей имеет нарушения в звене звукоразличения и звукопроизношения, негативно влияющие не только на устную, но и письменную речь. Развитие фонематических процессов или их своевременная коррекция являются одной из главных задач.

Данные процессы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными между собой и считаются базовым условием для качественного и успешного обучения в школе. Неслучайно у детей с нарушенной фонетико-фонематической стороной речи возникают затруднения в овладении грамотой и дальнейшим обучением в школе.

Именно поэтому большое внимание уделяется коррекции произношения звуков и развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи ещё в дошкольном возрасте. Но не всегда коррекция оказывается завершённой к началу обучения в школе. Причины могут быть как субъективные (неправильная коррекция), так и объективные (пропуск ребёнком занятий по болезни, отсутствие поддержки со стороны родителей детей с ФФНР, отсутствие логопедической помощи в дошкольной образовательной организации и т. д.).

Как известно, при наличии устойчивого множества ошибок на письме ребёнка направляют к логопеду, который, зачастую, начинает занятия с таким учеником с простейших упражнений на фонематический слух. Между тем у ребёнка могут страдать лишь некоторые его компоненты. Затраченные усилия оказываются неэффективными, так как отрабатываются не конкретные недостающие компоненты, а вся фонематическая область, состоящая из способностей, задатков, навыков и их устойчивых связей. В результате закрепляются уже имевшиеся навыки, а сформировать недостающие компоненты и закрепить их в устойчивых связях с другими не удаётся. Этим же обусловлены проблемы диагностики фонематического слуха и фонематического восприятия, а также, что особенно важно, их дифференциации [1, с. 30].

Учащиеся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи прежде всего нуждаются в своевременном устранении недостатков произношения, т.е. в формировании умения правильно и четко произносить звук как изолированно, так и в словах, фразах и связной речи, выделять на слух из речи окружающих и своей собственной. Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука способствует формированию фонематического представления о нем и является необходимым условием преодоления фонематического недоразвития. Одновременно с постановкой звуков следует начинать работу по их различению.

При работе над слуховым восприятием должна строго соблюдаться поэтапность в применении тех упражнений, которые учитель предлагает учащимся. Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи.

Для этого можно использовать такое упражнение. Учитель произносит подряд несколько звуков (4-5), среди которых находится и отрабатываемый звук. Ученику предлагается прослушать и поднять руку или букву, когда он услышит нужный звук. Чтобы ему было легче сориентироваться, учитель на первых порах голосом выделяет этот звук.

Можно предложить ученику выбрать из орфографического словаря 4-5 малознакомых слов с изучаемым звуком, запомнить эти слова и правильно их произнести, указав место отрабатываемого звука. При необходимости учитель уточняет значение этих слов.

Лишь после того как ребенок научится самостоятельно различать изучаемый звук в словах (в чужой и собственной речи), можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль и характер связи между звуками в слове.

Тренируясь в выделении звуков, ребенок с фонематическим недоразвитием должен уловить общее в звучании всех вариантов одного и того же звука в различных словах. С этой целью следует подбирать большое количество упражнений, в которых изучаемый звук стоял бы в разных позициях и сочетаниях с другими звуками (душ, шуба, шапка, кошка, шалаш).

Например, в период работы над звуком Ш слова со звуком С не даются до тех пор, пока ребенок не научится четко произносить, различать и выделять из состава слова изучаемый звук [4, с. 85].

Если ребенок испытывает трудности не только в различении звуков, но и в определении их количества и последовательности в словах, то в начале для ориентировки можно дать ему готовую наглядную схему звукового состава этих слов. На основе схемы ребенок устанавливает порядок звуков в анализируемых словах и одновременно определяет, какое место занимает в словах изучаемый звук.

По мере усвоения анализа с помощью схемы следует перейти к выделению звуков путем громкого, несколько утрированного их проговаривания в анализируемых словах, и наконец, звуковой анализ в уме, про себя. Так как ребенок еще не редко ошибается, то необходим непрерывный контроль за правильностью выполняемых им действий со стороны логопеда. Постепенно возникает возможность перейти к более обобщенным и сокращенным упражнениям типа: «Назови четвертый звук в слове» или «Какой звук стоит до…?, какой после..?, какой между..?» и т.д.

Следующий вид работы – это анализ предложений, содержащих слова, в состав которых входит изучаемый звук. Рекомендуется использовать следующее упражнение: составление предложений по картинкам с последующим их анализом (определение порядка слов в них; называние слов по порядку и в разбивку; выделение слов с изучаемым звуком и др.). Можно предложить также составить предложения из данных в разбивку слов, насыщенных изучаемым звуком.

По мере того как ребенок овладевает правильным и четким произношением звука во фразе и анализом предложения, нужно проводить с ним диктанты с предварительным устным и графическим анализом.

После того как будет достигнута четкость произношения и восприятия каждого из смешиваемых или заменяемых звуков и ребенок научится правильно связывать их с соответствующими буквами, приступают к последнему этапу работы над звуком – его дифференциации.

Предлагая учащимся упражнения на дифференциацию звуков, следует обращать их внимание на различие в звучании, артикуляции звуков, на их смыслоразличительную роль в слове.

Поскольку в письменных работах детей с фонематическим недоразвитием речи встречаются ошибки не только на смешение и замены согласных, но и ошибки обусловленные недостаточной сформированностью представлений о звуковом составе слова, а также на правописание твердых и мягких согласных, сомнительных согласных в середине и конце слова и др., то в процессе коррекционной работы с данной группой школьников логопед дожжен сосредоточить внимание на отработке таких принципиально важных для усвоения русского языка тем, как гласные звуки и буквы; согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие; с непроизносимыми согласными и др.

Установлено, что дети с ФФНР могут при письме заменять звонкие глухими, твердые мягкими и, наоборот, глухие – звонкими, мягкие – твердыми. Чтобы предупредить указанные замены, учитель должен сформировать у учащихся правильные и устойчивые фонематические представления о каждом звуке в процессе уточнения и отработки их артикуляции и звучания, а также четкого акустико-артикуляционного их противопоставления. Такая работа является необходимым этапом для подготовки детей с ФФНР к усвоению соответствующего правила правописания.

Таким образом, в процессе коррекционных занятий надо создавать широкие возможности для самостоятельной деятельности детей, побуждать их активно и заинтересовано преодолевать имеющиеся дефекты, учить контролировать свою речь, письмо, чтение, видеть ошибки товарищей, грамотно писать и правильно читать.

Список литературы

  1. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями : учебно-методическое издание / В. М. Акименко. - Ростов-наДону : Феникс, 2015. - 45 с. - ISBN 978-5-222-25463-9
  2. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – Москва : Эксмо, 2017. – 464 с.
  3. Величенкова, О. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая. – Москва : Национальный книжный центр, 2015. – 391 с.
  4. Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. – Москва : Эксмо, 2016. – 120 с.
  5. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова. – Москва : Ювента, 2016. – 96 с.
  6. Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - Москва : Гном, 2019. – 52 с.

Поделиться

1298

Калустова В. А., Пономарёва О. В., Гузиёва А. А. Специальные методы и приёмы обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 62-65. URL: https://apni.ru/article/7299-spetsialnie-metodi-i-priyomi-obucheniya-detej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря