Любая деятельность требует от человека владения, в той или иной степени, специфическими качествами и компетенциями, определяющими его благоприятное и комфортное сосуществование и обеспечивающими определенный уровень успешности в ее осуществлении.
Сегодня в России значимость проблемы социальной адаптации детей девиатного поведения подтверждается увеличением числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявление которой наблюдается в ожесточении, повышенной агрессии, воровстве, хулиганстве, ранних сексуальных связях, проституции несовершеннолетних, наркомании, токсикомании, алкоголизме, курении, попрошайничестве, тунеядстве, вандализме, бродяжничестве, суицидальном поведении и т. п.
По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы за период 2017 года 233941 подросток совершил административное правонарушение: больше всего несовершеннолетних приходится на Центральный федеральный округ – 75936, минимальное количество подростков в Чеченской республике, лишь 47 человек. 42504 несовершеннолетних содеяли преступления уголовного характера. Наименьшее количество несовершеннолетних в Чеченской республике – 23 человека. Наивысший показатель в Сибирском федеральном округе – 10229 участников преступлений [3]. По различным статистическим данным в России наблюдается уменьшение зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами. Как показывает статистика МВД, удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними гражданами, составляет 4,5%. Около 75,5% правонарушений совершено против собственности. Почти 1/3 преступлений совершается с участием взрослых [6].
Как правило, различные формы девиантного поведения свойственны не только подросткам, воспитывающимся в неблагоприятных социально-средовых условиях, но и подросткам из семей, на первый взгляд, являющихся благополучными.
Методологические принципы работы с воспитанниками остаются незыблемыми: демократичность, гуманизм, личностный и деятельностный подход, оптимизация образовательно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических знаний. Обозначенная проблема усугубляется низким уровнем двигательной памяти несовершеннолетних, поскольку реальный объем их двигательной активности не обеспечивает полноценного физического развития и улучшения здоровья. Число детей с гиподинамическим синдромом достигло 70–80 % от общего числа обучающихся; уровень заболеваемости среди несовершеннолетних возрос на 60 %. Около 75 % детей школьного возраста имеют отклонения в физическом, психическом и нравственном развитии.
Реабилитация, социальная адаптация и сохранение здоровья подростков девиантного поведения, их физическое и психологическое совершенствование являются приоритетными в организации жизнедеятельности детских домов и школ-интернатов. В настоящее время недостаточно разработано направление работы с подростками девиантного поведения в процессе учебной и внеклассной работы с целенаправленным использованием физической культуры и спорта, в частности – спортивных игр.
В этой связи занятия спортивными играми (мини-футбол, мини-волейбол, хоккей) выступают в качестве основных средств социализации детей и физического развития. Основополагающим достоинством физкультурно-спортивной деятельности является обеспечение возможности общения между детьми разных возрастов, которые взаимодействуют в благоприятной эмоциональной обстановке, создающейся на основе общих интересов и духовных ценностей.
Главная особенность спортивных игр состоит в том, что занимающиеся постоянно находятся в сложных игровых ситуациях. При минимальном времени для принятия и выполнения технико-тактических решений и действий на первый план выходит способность игроков в команде своевременно и эффективно решать игровые задачи.
Специфика спортивных игр характеризуется еще и тем, что спортивное единоборство протекает в условиях активного сопротивления и постоянного изменения условий игры. В связи с этим для наиболее целесообразного использования предлагаемых средств обучения играм первоочередным считаются требования к оперативному мышлению занимающихся.
Для эффективного процесса социализации посредством физкультурно-спортивной деятельности целесообразно следовать дидактическим принципам обучения, профессионально подходить к постановке триединой задачи (образовательной, образовательной, оздоровительной).
Необходимо учитывать, что спортивные игры, как наиболее эффективные и целесообразные средства при правильном применении способствуют успешной социализации детей.
На сегодняшний день в программах по физической культуре предусмотрено формирование широкого спектра ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, правовой, здоровьесберегающей и др.), целесообразность формирования которых, как уже доказано многочисленными исследованиями, достигается средствами физической культуры.
Однако, многообразие средств, в этом отношении, обладает различным дидактическим потенциалом и имеет свою специфику.
Так, применение технических действий может быть эффективным лишь в том случае, когда они применяются личностью, хорошо физически и технически подготовленной, такие действия являются тактически целесообразными и применяются согласно законам стратегии, учеником, который имеет философскую базу и психологически подготовлен к успешным профессиональным действиям.
Исследования показывают, что командные игры приводят к улучшению математические способности детей. Виды спорта, в которых необходимо следить за целью, анализировать, наблюдать, преследовать ее, например, мини-футбол, японский мини-волейбол, хоккей, способствуют развитию внимания и сосредоточенности. Игровые командные виды спорта позволяют развивать лидерские качества и способствуют развитию командного духа. Игры учат быть конкурентноспособными, позитивными, сильными и уравновешенными, помогают обрести спортивность, уверенность в своих силах.
Спортивные игры также очень полезны для развития социально значимых общественных способностей. Участие в общественно значимых мероприятиях (соревнования различного уровня, показательные выступления, мастер-классы, конкурсы и творческие встречи) способствуют эффективному общению и взаимодействию в социуме, а сотрудничество в команде в игровой деятельности развивает множество разнообразных компетенций. Содержательное наполнение программ по физической культуре с включением нестандартных игровых видов спорта способствуют воспитанию волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности). Кроме того – нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и др. Одновременно с этим – позволяет педагогу содействовать развитию у учащихся психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления.
Игровые виды спорта развивают оперативное мышление, требуют разработки стратегии действий в игре, что несомненно приводит к повышению умственных способностей. Исследования показывают, что дети, успешно занимающиеся спортивными играми, резко отличаются от сверстников.
Вовлеченные дети в спортивно-оздоровительную деятельность значительно меньше подвержены влиянию улиц, у них отсутствует зависимость от вредных привычек, все свободное время ведут активный образ жизни.
Занимающиеся всегда будет помнить тренировочные занятия, соревновательные моменты, моменты радости и переживания за результаты всей команды.
Целью работы стало повышение эффективности профилактической работы в детском доме на основе использования элементов спортивных игр.
Мы предполагали, что обучение учащихся детского дома элементам спортивных игр позволит повысить уровень физической подготовленности и успешную социализацию детей.
С целью проверки эффективности разработанной методики на основе средств и методов внеурочной работы по физической культуре с элементами спортивных игр был организован и проведен эксперимент на базе КГБУ Детский дом №28 «Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с. Богородское.
На первом этапе (май 2017 г. – август 2017 г.) проводился анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, определена гипотеза, поставлены задачи и цель исследования. Так же на этом этапе подбирались контрольных тесты для оценки эффективности разработанной методики, проводилось анкетирование и отбор воспитанников.
На втором этапе (сентябрь 2017 г. – май 2018 г.) в течение учебного года проходили занятия по внеурочной работе по физической культуре с элементами хоккея с шайбой, японского мини-волейбола, мини-футбола. Было проведено 68 занятий. Длительность занятия составляла 60 мин.
На третьем этапе (июнь 2018 – февраль 2019 г.) проводился анализ и обобщение полученных результатов исследования.
В исследовании принимала участие команда юношей 11 – 12 лет в количестве 23 человек. Обследование соревновательной деятельности осуществлялось в играх на первенство города Николаевска-на-Амуре. Обследовано 32 матча.
Разработанная методика явилась результатом обобщения опыта работы специалистов в области физической культуры и спорта и тренеров-преподавателей, занимающихся подготовкой в хоккее, японском мини-волейболе, мини-футболе. Основная суть методики заключается в использовании своеобразных методических приемов, связанных с проведением специальных тренировочных заданий, направленных на развитие физических качеств, усвоение тактических и технических приемов, принятия быстрого, нестандартного решения в сложных, быстро изменяющихся игровых ситуациях, творчества и инициативы воспитанников детского дома.
Акцентированное применение спортивных игр в тренировочном процессе наиболее целесообразны и, несомненно, эффективны с точки зрения дозирования уровня нагрузки как физической, так и психологической, что, в свою очередь, положительно отражается в поведенческих навыках детей.
Тестирование дало возможность не только оценить способность занимающихся к оперативному мышлению, но и позволило развить навыки применения быстрых и эффективных решений в различных игровых ситуациях. Для оценки эффективности соревновательной деятельности в ходе исследования проводилась регистрация технико-тактических игровых действий воспитанников детского дома в матчах различного уровня.
Хорошие положительные сдвиги были отмечены в ходе сравнения средних показателей соревновательной деятельности на различных этапах соревновательного периода. Прирост отмечен по всем показателям, что, в сумме с ростом спортивных результатов, по нашему мнению, явилось следствием применения и использования нетрадиционных средств физического воспитания.
Мы уверенно можем заявлять, что успешность педагогического процесса и гармоничного воспитания школьников обусловлена учетом следующих закономерностей: вхождение в общечеловеческую культуру через собственную физкультурно-спортивную деятельность, влияние гуманистического развертывания содержания образования на становление системы ценностей и потребностей школьников.
Педагогический эксперимент, организованный при участии команды юношей КГБУ Детский дом №28 с. Богородского, показал эффективность и целесообразность разработанной методики на основе средств и методов физического воспитания и имеет право на внедрение ее в практику внеурочной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.