Автор(-ы):
Коломбет Екатерина Ивановна
31 октября 2023
Научный руководитель
Голякова Наталья Николаевна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Конкретный уровень гибкости ограничивается, прежде всего, напряжением мышц антагонистов. Поэтому гибкость во многом зависит от способности сочетать сокращение мышц, производящих движение с расслаблением растягиваемых мышц.
Гибкость является важной характеристикой физической подготовки, которая влияет на выполнение различных движений и способствует улучшению координации и баланса. Развитие гибкости способствует также профилактике травм и улучшает общее ощущение комфорта в теле. Важно учитывать различные физиологические и анатомические особенности девушек при разработке программы развития гибкости. Они обладают отличиями в строении и функционировании мышц и суставов, что может потребовать специального подхода к тренировкам.
В настоящее время в современном мире человек существует среди большого количества окружающих его автоматизированных и механизированных систем, с одной стороны, оказывающих помощь как в бытовых условиях, так и на производстве; с другой – приводящих к ограничению двигательной деятельности. Доказано, что малоподвижный образ жизни способствует развитию гиподинамии и гипокинезии, оказывая негативное воздействие на функциональное состояние организма и на уровень работоспособности. Хронический дефицит физиологической потребности в движении и активности сопровождается замедлением метаболических процессов, ухудшением кровоснабжения мышц, развитием атрофических изменений в миокарде и скелетной мускулатуре, снижением тонуса мышц, ухудшением мышечной силы, быстроты, выносливости, снижением гибкости, ухудшением координации движений, а также снижением устойчивости организма к различным неблагоприятным факторам окружающей среды [3].
Таким образом, в сознание людей все больше проникают идеи укрепления здоровья и физического совершенствования посредством физических упражнений. Следовательно, проблема поиска инновационных путей повышения эффективности занятий оздоровительной направленности и приобщения людей к занятиям физическими упражнениями является актуальной
Данная тема актуальна также потому, что развитие гибкости имеет прямое влияние на здоровье и благополучие девушек. Гибкость помогает улучшить подвижность суставов, уменьшить риск травм, улучшить осанку и координацию движений. Это способствует общему физическому и психологическому состоянию. Также гибкость является одной из основных компонентов физической подготовки. Развитая гибкость позволяет девушкам выполнять более широкий спектр движений, улучшить эффективность тренировок и спортивных выступлений.
Одним из способов борьбы с малоподвижным образом жизни является использование различных средств физической культуры, способствующих повышению уровня функциональной и физической подготовленности человека. В настоящее время в нашей стране все более широкое применение находят различные инновационные направления оздоровительной физической культуры и фитнеса, к числу которых относится гимнастика.
Анализ научно-методической литературы и данные собственных исследований позволяют констатировать, что снижение двигательной активности у школьниц старших классов, обусловленное большой загруженностью в ходе освоения образовательной программы, негативно сказывается на степени их физической подготовленности, в том числе на уровне развития подвижности в различных суставах опорно-двигательного аппарата [1].
Отмечено, что у школьниц 9-11 классов с возрастом значительно снижаются показатели гибкости [3]. Учитывая тот факт, что при недостаточной степени развития гибкости у девушек не только замедляется процесс освоения двигательных умений и навыков, но и снижаются показатели физической подготовленности, а вследствие этого и ухудшается состояние здоровья, закладываются негативные предпосылки для неблагоприятного деторождения [4].
Гибкость имеет важное значение для девушек по ряду причин:
Можно выделить определенные особенности развития гибкости у девушек старших классов. Недостаточное использование двигательных возможностей детей младшего школьного возраста на этапе начальных занятий спортом затрудняет дальнейшее спортивное совершенствование, что негативно влияет на развитие гибкости у девушек старших классов. Из всего вышесказанного следует, что у младших школьников имеются все предпосылки к развитию гибкости. Большой эффект в воспитании гибкости достигается в том случае, когда целенаправленно его начинают осуществлять уже в возрасте 10-14 лет. В 14 лет и позже, если естественные возрастные предпосылки своевременно не были использованы, подвижность в суставах совершенствуется с большим трудом. В возрасте 14 лет и старше подвижность в суставах развивается почти в два раза хуже, чем в младшем школьном возрасте. Это объясняется тем, что у детей 10-14 лет растяжимость мышечно-связочного аппарата больше. Как правило к 16-17 годам стабилизация заканчивается, происходит остановка развития, а затем это качество имеет устойчивую тенденцию к снижению, поэтому даже если после 13-14 лет не выполнять упражнения на растягивание, гибкость начнет снижаться уже в юношеском возрасте.
Уроки физической культуры имеют свои отличительные особенности.
Так, курс обучения упражнениям, направленным на развитие гибкости, целесообразно условно разделить на три этапа [5].
Первый этап обучения – создание общего представления об изучаемых локомоциях, а также об их связи с ранее изученными упражнениями на уроках физической культуры.
Второй этап педагогического воздействия должен осуществляться за счет комплексного применения средств (упражнения с отягощениями, с преодолением веса собственного тела, упражнения у опоры, упражнения, выполняемые с помощью партнера) и методов обучения (наглядных, практических и словесных). На этом этапе особая роль отводится коррекции техники выполнения упражнений. При этом необходимо исключать те способы выполнения упражнений, которые способствуют закреплению отрицательных навыков с технической точки зрения.
Третий этап обучения необходимо направить на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий.
Таким образом развитие гибкости у девушек имеет ценность для их общего физического состояния, спортивной подготовки, предотвращения травм и повседневной активности. Регулярная тренировка и упражнения на гибкость могут помочь достичь этих целей и улучшить общую физическую подготовку.
Список литературы
Поделиться
Коломбет Е. И. Развитие гибкости у девушек старших классов на уроках физической культуры // Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 нояб. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 101-104. URL: https://apni.ru/article/7301-razvitie-gibkosti-u-devushek-starshikh-klass