Главная
Конференции
Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования
Развитие гибкости у девушек старших классов на уроках физической культуры

Развитие гибкости у девушек старших классов на уроках физической культуры

Автор(-ы):

Коломбет Екатерина Ивановна

31 октября 2023

Научный руководитель

Голякова Наталья Николаевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

гибкость
спорт
физическая культура

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются основные понятия, связанные с гибкостью, проблемы развития гибкости у школьниц на современном этапе развития, особенности формирования данного качества у девушек, а также роль гибкости в их жизни.

Текст статьи

Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Конкретный уровень гибкости ограничивается, прежде всего, напряжением мышц антагонистов. Поэтому гибкость во многом зависит от способности сочетать сокращение мышц, производящих движение с расслаблением растягиваемых мышц.

Гибкость является важной характеристикой физической подготовки, которая влияет на выполнение различных движений и способствует улучшению координации и баланса. Развитие гибкости способствует также профилактике травм и улучшает общее ощущение комфорта в теле. Важно учитывать различные физиологические и анатомические особенности девушек при разработке программы развития гибкости. Они обладают отличиями в строении и функционировании мышц и суставов, что может потребовать специального подхода к тренировкам.

В настоящее время в современном мире человек существует среди большого количества окружающих его автоматизированных и механизированных систем, с одной стороны, оказывающих помощь как в бытовых условиях, так и на производстве; с другой – приводящих к ограничению двигательной деятельности. Доказано, что малоподвижный образ жизни способствует развитию гиподинамии и гипокинезии, оказывая негативное воздействие на функциональное состояние организма и на уровень работоспособности. Хронический дефицит физиологической потребности в движении и активности сопровождается замедлением метаболических процессов, ухудшением кровоснабжения мышц, развитием атрофических изменений в миокарде и скелетной мускулатуре, снижением тонуса мышц, ухудшением мышечной силы, быстроты, выносливости, снижением гибкости, ухудшением координации движений, а также снижением устойчивости организма к различным неблагоприятным факторам окружающей среды [3].

Таким образом, в сознание людей все больше проникают идеи укрепления здоровья и физического совершенствования посредством физических упражнений. Следовательно, проблема поиска инновационных путей повышения эффективности занятий оздоровительной направленности и приобщения людей к занятиям физическими упражнениями является актуальной

Данная тема актуальна также потому, что развитие гибкости имеет прямое влияние на здоровье и благополучие девушек. Гибкость помогает улучшить подвижность суставов, уменьшить риск травм, улучшить осанку и координацию движений. Это способствует общему физическому и психологическому состоянию. Также гибкость является одной из основных компонентов физической подготовки. Развитая гибкость позволяет девушкам выполнять более широкий спектр движений, улучшить эффективность тренировок и спортивных выступлений.

Одним из способов борьбы с малоподвижным образом жизни является использование различных средств физической культуры, способствующих повышению уровня функциональной и физической подготовленности человека. В настоящее время в нашей стране все более широкое применение находят различные инновационные направления оздоровительной физической культуры и фитнеса, к числу которых относится гимнастика.

Анализ научно-методической литературы и данные собственных исследований позволяют констатировать, что снижение двигательной активности у школьниц старших классов, обусловленное большой загруженностью в ходе освоения образовательной программы, негативно сказывается на степени их физической подготовленности, в том числе на уровне развития подвижности в различных суставах опорно-двигательного аппарата [1].

Отмечено, что у школьниц 9-11 классов с возрастом значительно снижаются показатели гибкости [3]. Учитывая тот факт, что при недостаточной степени развития гибкости у девушек не только замедляется процесс освоения двигательных умений и навыков, но и снижаются показатели физической подготовленности, а вследствие этого и ухудшается состояние здоровья, закладываются негативные предпосылки для неблагоприятного деторождения [4].

Гибкость имеет важное значение для девушек по ряду причин:

  1. Здоровье и благополучие: развитие гибкости способствует общему физическому и психологическому благополучию девушек. Гибкость помогает улучшить подвижность суставов, уменьшить риск травм, улучшить осанку и координацию движений. Это способствует общему физическому состоянию и самочувствию.
  2. Физическая подготовка: гибкость является одной из основных компонентов физической подготовки. Развитая гибкость помогает девушкам выполнять более широкий спектр движений, улучшить эффективность тренировок и спортивных выступлений.
  3. Предотвращение травм: гибкость способствует повышению гибкости и эластичности мышц, связок и суставов, что позволяет лучше амортизировать нагрузки и предотвращать возможные повреждения во время физической активности.
  4. Спортивные достижения: развитая гибкость может быть особенно важной для девушек, занимающихся спортом. Гибкость улучшает спортивные результаты в таких видах спорта, как гимнастика, художественная гимнастика, танцы и другие, где эластичность и подвижность тела играют важную роль.
  5. Повседневная активность: гибкость имеет значение не только для спорта, но и для повседневной жизни. Здоровая гибкость помогает улучшить осанку, обеспечивает комфортное выполнение повседневных движений и активно влияет на качество жизни.

Можно выделить определенные особенности развития гибкости у девушек старших классов. Недостаточное использование двигательных возможностей детей младшего школьного возраста на этапе начальных занятий спортом затрудняет дальнейшее спортивное совершенствование, что негативно влияет на развитие гибкости у девушек старших классов. Из всего вышесказанного следует, что у младших школьников имеются все предпосылки к развитию гибкости. Большой эффект в воспитании гибкости достигается в том случае, когда целенаправленно его начинают осуществлять уже в возрасте 10-14 лет. В 14 лет и позже, если естественные возрастные предпосылки своевременно не были использованы, подвижность в суставах совершенствуется с большим трудом. В возрасте 14 лет и старше подвижность в суставах развивается почти в два раза хуже, чем в младшем школьном возрасте. Это объясняется тем, что у детей 10-14 лет растяжимость мышечно-связочного аппарата больше. Как правило к 16-17 годам стабилизация заканчивается, происходит остановка развития, а затем это качество имеет устойчивую тенденцию к снижению, поэтому даже если после 13-14 лет не выполнять упражнения на растягивание, гибкость начнет снижаться уже в юношеском возрасте.

Уроки физической культуры имеют свои отличительные особенности.

Так, курс обучения упражнениям, направленным на развитие гибкости, целесообразно условно разделить на три этапа [5].

Первый этап обучения – создание общего представления об изучаемых локомоциях, а также об их связи с ранее изученными упражнениями на уроках физической культуры.

Второй этап педагогического воздействия должен осуществляться за счет комплексного применения средств (упражнения с отягощениями, с преодолением веса собственного тела, упражнения у опоры, упражнения, выполняемые с помощью партнера) и методов обучения (наглядных, практических и словесных). На этом этапе особая роль отводится коррекции техники выполнения упражнений. При этом необходимо исключать те способы выполнения упражнений, которые способствуют закреплению отрицательных навыков с технической точки зрения.

Третий этап обучения необходимо направить на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий.

Таким образом развитие гибкости у девушек имеет ценность для их общего физического состояния, спортивной подготовки, предотвращения травм и повседневной активности. Регулярная тренировка и упражнения на гибкость могут помочь достичь этих целей и улучшить общую физическую подготовку.

Список литературы

  1. Абдульменова А. К. Влияние стретчинговых программ на развитие гибкости студентов третьей группы здоровья / А. К. Абдульменова, Е. Н. Матросова // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. – М., 2016. – С. 119-121.
  2. Князева А. В. Средства и методы направленного воздействия на гибкость тела с помощью системы пилатес / А. В. Князева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 1–7. – С. 73-75.
  3. Красникова Н.В. Формирование эстетического компонента двигательной деятельности занимающихся оздоровительной аэробикой: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.В. Красникова. – Наб. Челны, 2009. – 176 с.
  4. Смолина М.Л., Правдов М.А., Краснова Е.А. Методика развития гибкости у девушек старшего школьного возраста в процессе самостоятельных занятий физической культурой // Медико-биологические, клиническое и социальные вопросы здоровья и патологии человека. – 2018. – С. 440-441.
  5. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 624 с.

 

Поделиться

206

Коломбет Е. И. Развитие гибкости у девушек старших классов на уроках физической культуры // Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 нояб. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 101-104. URL: https://apni.ru/article/7301-razvitie-gibkosti-u-devushek-starshikh-klass

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая