Главная
АИ #44 (174)
Статьи журнала АИ #44 (174)
Роль VEN-анализа в обеспечении населения и медицинских организаций лекарственным...

Роль VEN-анализа в обеспечении населения и медицинских организаций лекарственными средствами

Рубрика

Медицина, фармация

Ключевые слова

анализ
терапевтический эффект
АВС-анализ
VEN-анализ
экономический эффект
закупки
лекарственное обеспечение

Аннотация статьи

ABC/VEN-анализ – методология оценки рациональности использования денежных средств на лекарственное обеспечение, признанная эффективной в мировой практике и рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения к повсеместному применению. Системе здравоохранения совместно с фармацевтической промышленностью необходимо вести совместную работу по определению и постоянному обновлению списка ЖНВЛС. Решению поставленной перед ними задачи в первую очередь способствует такой инструмент, как АВС/VEN анализ. Эти два вида анализа призваны определить эффективность оказания лекарственной помощи, как с экономической, так и терапевтической точки зрения. Результаты же ABC/VEN-анализа в масштабах страны позволят провести оценку эффективности реализации государственных программ лекарственного обеспечения в целом.

Текст статьи

В соответствии с действующим законодательством граждане РФ получают бесплатную медицинскую помощь. Это право закреплено Конституцией РФ и Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Оказание эффективной медицинской помощи невозможно без лекарственной терапии. В настоящее время, для оптимизации финансовых средств, врачи должны выписывать лекарственные средства в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Если руководствоваться данным алгоритмом, то оказание медицинской помощи будет осуществляться одними и теми же ЛС в течение десятилетий, несмотря на постоянное обновление ассортимента фармацевтической промышленности. Кроме того, в мире чуть ли не каждый год появляются новые виды болезней применении и действие лекарственной терапии на которые неизвестны. Именно поэтому системе здравоохранения совместно с фармацевтической промышленностью необходимо вести совместную работу по определению и постоянному обновлению списка ЖНВЛС.

Решению поставленной перед ними задачи в первую очередь способствует такой инструмент, как АВС/VEN анализ, то есть VEN-анализ проводимый совместно с АВС. Эти два вида анализа призваны определить эффективность оказания лекарственной помощи, как с экономической, так и терапевтической точки зрения. Первым проводиться АВС анализ, так как именно он позволяет определить перечень лекарственных средств, используемых чаще всего для оказания медицинской помощи. Этот перечень лекарственных средств и является самым затратным в системе здравоохранения с экономической точки зрения. Насколько же эффективно, с точки зрения терапевтического эффекта, были израсходованы финансовые ресурсы, определит проведенный впоследствии VEN анализ. Он же позволит откорректировать перечень закупаемых в будущем лекарственных препаратов. Суть VEN анализа заключается в отнесении (распределении) лекарственных препаратов, используемых системой здравоохранения по категориям: V(англ. vital, жизненно важные), E (англ. essential, необходимые), N (англ.non-essential, неважные), с учётом их жизненной важности. Значимость же данного анализа заключается в следующем:

Системой здравоохранения для оказания медицинской помощи уже используются ЛП доказавшие терапевтический эффект, и входящие в перечень ЖНВЛС. Однако развитие фармацевтической отрасли не стоит на месте, а на рынке появляется все больше и больше новых препаратов. Сегодня отнесение ЛП к одной из категории VEN анализа делается либо на основании формального, либо экспертного заключения. При проведении формального VEN анализа к категории «V» присваивается каждому лекарству, рекомендованному к использованию нормативными документами (стандартами медицинской помощи), остальным (не входящим в стандарты), присваивается категория «N». Категория «Е» при формальном VEN – анализе не предусмотрена. Экспертный же вариант VEN-анализа проводится на основании реализации принципов доказательной медицины. По ее результатам, к категории «V» относятся ЛП, эффективность и безопасность применения которых, была доказана. К категории «E» относятся ЛП с доказанной эффективностью, показания к назначению которых – относительны, и к категории «N» относятся ЛП, доказательства эффективности которых – отсутствует.

Системой здравоохранения, работающей в рамках ОМС, ЛП приобретаются в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Данный Федеральный закон предъявляет определенные требования к закупке ЛП. Эти требования, в той или иной мере, затрудняют внедрение или замену ЛП, относящихся к ЖНВЛС. Перечислим основные их них:

  • Объявлять лекарственное средство к закупке необходимо по международному непатентованному наименованию или, при отсутствии таких наименования, химическому, группировочному наименованию.
  • Обязательно указывать лекарственную форму препарата, в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, если эти характеристики указывают на конкретного производителя (форма, цвет, вкус).
  • Также необходимо указывать дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве. Например, при закупке таблетки дозировкой 300мг, в документации о закупке указывается одна таблетка 300мг или 2 таблетки по 150мг.
  • Остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени не должен быть менее 12 месяцев с момента заключения контракта и так далее.

Все это выполнимо для уже включенных в перечень ЖНВЛС препаратов. А вот как же системе здравоохранения определить экспертным путем наиболее эффективное лекарственное средство и внести его в список ЖНВЛС? Для этого видимо придется воспользоваться закупкой лекарственных средств по торговому наименованию. В 44-ФЗ существуют случаи, когда медицинской организации разрешается закупать лекарственные средства по торговому наименованию. В нормативном документе этих случаев описано три:

  1. Закупаемые лекарственные средства входят в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями. На сегодняшний день такой перечень не утвержден.
  2. Закупка лекарственных средств осуществляется путем проведения запроса предложений. При этом на определение торговых наименований ЛС должно быть решение врачебной комиссии, которое подлежит официальному опубликованию.
  3. По решению врачебной комиссии, в случаях предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 1380.

Учитывая потребность системы здравоохранения в постоянном поиске наиболее эффективных лекарственных препаратов, закупка ЛП по торговому наименованию будет самой целесообразной. Главное правильно определить потребность во внедряемых в систему здравоохранения ЛП. Для этого можно применить следующую формулу:

Зт = Рс × tп.

В этой формуле:

Зт – уровень текущего запаса (ед.),

Рс – среднесуточный объем потребления (ед. /день),

tп – интервал времени между поставками (день).

В свою очередь, Рс можно рассчитать по формуле:

Рс = Рп : Nп.

В этой формуле:

Рп – суммарный объем потребления за период (ед.);

Nп – число календарных (рабочих) дней соответствующего периода.

Таким образом, доказав терапевтическую эффективность экспертным путем, и включив лекарственное средство в перечень ЖНВЛС медицинская организация может утверждать о как экономической, так и терапевтической эффективности оказания медицинской помощи населению. Именно поэтому при оказании медицинской помощи, необходимо и нужно проводить анализ ABC|VEN для поиска наиболее эффективной лекарственной терапии. Также необходимо отметить, что данный анализ позволит своевременно определить неэффективность лекарственной помощи и необходимость ее срочной замены. Результаты же ABC/VEN-анализа в масштабах страны позволят провести оценку эффективности реализации государственных программ лекарственного обеспечения в целом. Выявить лекарственные средства, входящие в категорию A (наиболее затратные), при этом не имеющие доказательств эффективности и безопасности (категория N). Эти сведения позволят сделать научно обоснованные рекомендации по включению или исключению определенных лекарственных средств из перечня ЖНВЛС.

Видимо не зря, ABC/VEN-анализ - методология оценки рациональности использования денежных средств на лекарственное обеспечение, признанная эффективной в мировой практике и рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения к повсеместному применению.

Список литературы

  1. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
  2. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
  3. Методические рекомендации по проведению ABC-, VEN- и частотного анализа потребления отдельными категориями граждан лекарственных средств при помощи информационных систем, Центр Фармакоэкономических Исследований, 22 ноября 2010 год.
  4. Саврасова Е.С. Логистические принципы распределения лекарственных средств, журнал «Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета», 2011 год, С. 71-73.

Поделиться

1081

Бочкарева Н. А. Роль VEN-анализа в обеспечении населения и медицинских организаций лекарственными средствами // Актуальные исследования. 2023. №44 (174). Ч.I.С. 42-44. URL: https://apni.ru/article/7303-rol-ven-analiza-v-obespechenii-naseleniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Медицина, фармация»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января