В соответствии с действующим законодательством граждане РФ получают бесплатную медицинскую помощь. Это право закреплено Конституцией РФ и Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Оказание эффективной медицинской помощи невозможно без лекарственной терапии. В настоящее время, для оптимизации финансовых средств, врачи должны выписывать лекарственные средства в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Если руководствоваться данным алгоритмом, то оказание медицинской помощи будет осуществляться одними и теми же ЛС в течение десятилетий, несмотря на постоянное обновление ассортимента фармацевтической промышленности. Кроме того, в мире чуть ли не каждый год появляются новые виды болезней применении и действие лекарственной терапии на которые неизвестны. Именно поэтому системе здравоохранения совместно с фармацевтической промышленностью необходимо вести совместную работу по определению и постоянному обновлению списка ЖНВЛС.
Решению поставленной перед ними задачи в первую очередь способствует такой инструмент, как АВС/VEN анализ, то есть VEN-анализ проводимый совместно с АВС. Эти два вида анализа призваны определить эффективность оказания лекарственной помощи, как с экономической, так и терапевтической точки зрения. Первым проводиться АВС анализ, так как именно он позволяет определить перечень лекарственных средств, используемых чаще всего для оказания медицинской помощи. Этот перечень лекарственных средств и является самым затратным в системе здравоохранения с экономической точки зрения. Насколько же эффективно, с точки зрения терапевтического эффекта, были израсходованы финансовые ресурсы, определит проведенный впоследствии VEN анализ. Он же позволит откорректировать перечень закупаемых в будущем лекарственных препаратов. Суть VEN анализа заключается в отнесении (распределении) лекарственных препаратов, используемых системой здравоохранения по категориям: V(англ. vital, жизненно важные), E (англ. essential, необходимые), N (англ.non-essential, неважные), с учётом их жизненной важности. Значимость же данного анализа заключается в следующем:
Системой здравоохранения для оказания медицинской помощи уже используются ЛП доказавшие терапевтический эффект, и входящие в перечень ЖНВЛС. Однако развитие фармацевтической отрасли не стоит на месте, а на рынке появляется все больше и больше новых препаратов. Сегодня отнесение ЛП к одной из категории VEN анализа делается либо на основании формального, либо экспертного заключения. При проведении формального VEN анализа к категории «V» присваивается каждому лекарству, рекомендованному к использованию нормативными документами (стандартами медицинской помощи), остальным (не входящим в стандарты), присваивается категория «N». Категория «Е» при формальном VEN – анализе не предусмотрена. Экспертный же вариант VEN-анализа проводится на основании реализации принципов доказательной медицины. По ее результатам, к категории «V» относятся ЛП, эффективность и безопасность применения которых, была доказана. К категории «E» относятся ЛП с доказанной эффективностью, показания к назначению которых – относительны, и к категории «N» относятся ЛП, доказательства эффективности которых – отсутствует.
Системой здравоохранения, работающей в рамках ОМС, ЛП приобретаются в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Данный Федеральный закон предъявляет определенные требования к закупке ЛП. Эти требования, в той или иной мере, затрудняют внедрение или замену ЛП, относящихся к ЖНВЛС. Перечислим основные их них:
- Объявлять лекарственное средство к закупке необходимо по международному непатентованному наименованию или, при отсутствии таких наименования, химическому, группировочному наименованию.
- Обязательно указывать лекарственную форму препарата, в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, если эти характеристики указывают на конкретного производителя (форма, цвет, вкус).
- Также необходимо указывать дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве. Например, при закупке таблетки дозировкой 300мг, в документации о закупке указывается одна таблетка 300мг или 2 таблетки по 150мг.
- Остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени не должен быть менее 12 месяцев с момента заключения контракта и так далее.
Все это выполнимо для уже включенных в перечень ЖНВЛС препаратов. А вот как же системе здравоохранения определить экспертным путем наиболее эффективное лекарственное средство и внести его в список ЖНВЛС? Для этого видимо придется воспользоваться закупкой лекарственных средств по торговому наименованию. В 44-ФЗ существуют случаи, когда медицинской организации разрешается закупать лекарственные средства по торговому наименованию. В нормативном документе этих случаев описано три:
- Закупаемые лекарственные средства входят в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями. На сегодняшний день такой перечень не утвержден.
- Закупка лекарственных средств осуществляется путем проведения запроса предложений. При этом на определение торговых наименований ЛС должно быть решение врачебной комиссии, которое подлежит официальному опубликованию.
- По решению врачебной комиссии, в случаях предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 1380.
Учитывая потребность системы здравоохранения в постоянном поиске наиболее эффективных лекарственных препаратов, закупка ЛП по торговому наименованию будет самой целесообразной. Главное правильно определить потребность во внедряемых в систему здравоохранения ЛП. Для этого можно применить следующую формулу:
Зт = Рс × tп.
В этой формуле:
Зт – уровень текущего запаса (ед.),
Рс – среднесуточный объем потребления (ед. /день),
tп – интервал времени между поставками (день).
В свою очередь, Рс можно рассчитать по формуле:
Рс = Рп : Nп.
В этой формуле:
Рп – суммарный объем потребления за период (ед.);
Nп – число календарных (рабочих) дней соответствующего периода.
Таким образом, доказав терапевтическую эффективность экспертным путем, и включив лекарственное средство в перечень ЖНВЛС медицинская организация может утверждать о как экономической, так и терапевтической эффективности оказания медицинской помощи населению. Именно поэтому при оказании медицинской помощи, необходимо и нужно проводить анализ ABC|VEN для поиска наиболее эффективной лекарственной терапии. Также необходимо отметить, что данный анализ позволит своевременно определить неэффективность лекарственной помощи и необходимость ее срочной замены. Результаты же ABC/VEN-анализа в масштабах страны позволят провести оценку эффективности реализации государственных программ лекарственного обеспечения в целом. Выявить лекарственные средства, входящие в категорию A (наиболее затратные), при этом не имеющие доказательств эффективности и безопасности (категория N). Эти сведения позволят сделать научно обоснованные рекомендации по включению или исключению определенных лекарственных средств из перечня ЖНВЛС.
Видимо не зря, ABC/VEN-анализ - методология оценки рациональности использования денежных средств на лекарственное обеспечение, признанная эффективной в мировой практике и рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения к повсеместному применению.