Главная
АИ #44 (174)
Статьи журнала АИ #44 (174)
Применение цифровых образовательных технологий в детском саду

Применение цифровых образовательных технологий в детском саду

Автор(-ы):

Аблёзгова Светлана Александровна

Безуглая Светлана Викторовна

Бондарь Елена Владимировна

Рындина Алла Ивановна

31 октября 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

детский сад
цифровизация
цифровые технологии

Аннотация статьи

Воспитанники ДОО – это будущие школьники, и их подготовка должна соотноситься в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.

Текст статьи

Введение

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой частью составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста.

Цифровые гаджеты, в настоящее время, прочно вошли в повседневную жизнь современных детей. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ.

Цифровые технологии глубоко проникли во все сферы нашей жизни. Для того чтобы быть успешным в современном информационном обществе, необходимо обладать новыми видами компетенций, одна из которых – «цифровая грамотность».

Цифровые технологии в дошкольной организации рассматриваются как:

  • эффективное средство решения задач развивающего обучения;
  • реализация деятельностного подхода, средство обогащения развивающей среды ДОУ.

Цифровые технологии являются эффективным инструментом решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащающего развивающую среду детского сада. В процессе решения виртуальных учебных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициативность, любознательность, усидчивость, трудолюбие, ответственность, которые являются целями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1].

Объекты и методы исследования

В рамках методического сопровождения педагогов, в целях повышения уровня цифровой грамотности педагогов, системного и целенаправленного использования ими цифровых образовательных технологий в работе с детьми, родителями и социумом проводится цикл информационно-просветительных мероприятий для педагогов: информационно-педагогические часы, обучающие семинары, конкурсы педагогического мастерства.

Интересным и увлекательным занятием для старших дошкольников являются образовательные web-квесты, где вместе с героями любимых сказок, мультипликационных фильмов ребята совершают необыкновенные путешествия, помогают сказочным персонажам решать проблемные ситуации, вместе с ними выполняют ряд заданий познавательно-исследовательского характера, используя информационные ресурсы сети Интернет.

Для детей в дошкольном возрасте основным средством воспитания являются мультфильмы. Анимационное творчество способствует развитию дополнительных компетенций у детей способности мобилизовать их в определенной жизненной ситуации, стремиться искать и создавать новые нетрадиционные решения для существующих и возникающих проблем.

Воспитанники осваивают азы мультипликации, получают первичные представления о процессе создания мультфильмов в технике stop-motion, знакомятся с различными анимационными техниками.

Педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в образовательную деятельность с воспитанниками цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные презентации, интерактивные игры развивающего, обучающего и диагностического характера, компьютерные программы.

Занятие с использованием мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, способствует хорошей результативности занятия.

Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках. Мультимедийные технологии применяются для усиления наглядности, для более доступного объяснения сложного нового материала.

Использование 3D сказок позволяет значительно повысить уровень развития связной речи детей дошкольного возраста. После чтения или прослушивания сказки, педагог предлагает ребенку пересказать один из эпизодов, опираясь на изображение. Изображение оживает только в том случае, если пересказ будет полным и последовательным.

Данная технология значительно повышает уровень заинтересованности детей при составлении рассказов, пересказе литературных произведений. Побуждает детей более полно рассказывать, логично выстраивать свое повествование [2].

Цифровым оборудованием в детском саду могут быть оснащены компьютерный класс, музыкальный зал, кабинет программирования и робототехники «STEAМ-Помагатор», кабинеты специалистов, групповые помещения. Это интерактивная доска, интерактивная панель, ноутбуки, музыкальные центры, робототехнические наборы, оборудование для коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ - Программно-методический комплекс В.М.Акименко "Логопедическое обследование детей 4-8 лет», программно-индикаторное устройство для профилактики и коррекции речевых расстройств и коррекции психоэмоционального состояния, логопедический стол «Антошка», коррекционно-развивающий комплекс Стабиломер.

Эффективно использование цифровых образовательных технологий в ходе проведения диагностических и коррекционно-развивающих занятий с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Цифровое пространство детского сада предполагает тесное сотрудничество с семьями воспитанников. В рамках сотрудничества родители совместно с воспитанниками дошкольного учреждения активно участвуют в проектной деятельности, с помощью цифровых образовательных ресурсов разрабатывают и реализуют семейные мини-проекты. С помощью цифровых технологий родители принимают участие в создании мультимедийных презентаций, компьютерных игр различной тематики, семейных электронных газет и журналов, в издании информационных листовок и буклетов.

Важно отметить активное участие воспитанников и родителей в творческих мастерских по обучению технике выполнения цифровых рисунков, выполненных в программе Paint, Paint 3D.

Использование цифровых технологий в деятельности дошкольного учреждения позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, расширять возможности доступа к информационным ресурсам, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение [3].

Заключение (выводы)

Цифровые технологии позволяют донести материал до ребенка посредством игры, не перегружая его, смоделировать процесс, который сложно визуализировать в реальных условиях. Интенсификация обучения в компьютерной игре достигается чередованием теоретических и практических действий, эмоциональных моментов. Вовлеченность в игру и перенос игровой мотивации на познавательную деятельность способствуют быстрому обучению. Компьютерные игры способствуют психомоторному развитию ребенка, помогают фиксировать, наблюдать, планировать свои действия.

Список литературы

  1. Бондарчук, О. А. Особенности формирования мировоззрения дошкольника под влиянием информационных технологий / О. А. Бондарчук // Научный альманах. – 2019. – № 5. – С. 136-138.
  2. Веракса, Н. Е. Проблема средств в цифровом обучении / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса // Педагогика. – 2020. – № 4. – С. 19–26.
  3. Литвинова С. Н. Цифровые инструменты в работе с детьми дошкольного возраста: учебное пособие для вузов / С.Н. Литвинова, Ю.В. Челышева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 188 с.

Поделиться

773

Аблёзгова С. А., Безуглая С. В., Бондарь Е. В., Рындина А. И. Применение цифровых образовательных технологий в детском саду // Актуальные исследования. 2023. №44 (174). Ч.II.С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/7304-primenenie-tsifrovikh-obrazovatelnikh-tekhnol

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля