Сегодня, детей, как и взрослых касаются финансовые вопросы. Сейчас экономика и дошкольники тесно между собой связаны. Дети так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ребенок растет, получая знания, которые станут фундаментом для экономических навыков. Именно поэтому очень важным является организация работы с детьми по формированию финансовой грамотности. А можно ли заинтересовать детей рассказами о финансах с малых лет? Это задача достаточно тяжелая, но решаемая.
Сказка для ребенка такое же важное дело, как и игра: она нужна для того, чтобы исследовать себя, определить, дать оценку собственным способностям.
Любая сказка «учит» и «воспитывает», а также развивает образовательные и воспитательные возможности.
Существует несколько функций сказки:
- Сказка может помочь реализовать чувственные и познавательные потребности детей.
- Расширяет область взглядов касательно общества, человеческих взаимоотношений.
- Способствует формированию в ребенке представления внутреннего общества людей.
- Активизирует воображение, творческую динамичность, новые чувственные отношения к окружающему: к людям, предметам.
- Может помочь сформировать внутреннюю психологическую активность детей, способность предугадать результаты предполагаемых действий, определять причинно-следственные взаимосвязи в отношениях между людьми.
Сказка – литературный жанр с большими нравоучительными способностями. Увлекательны и успешны авторские сказки, каждая из которых предполагает собою как бы мини-программу по ознакомлению ребенка с финансовыми понятиями.
Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и действий героев, создает и формирует словарь ребенка, развивает у детей «экономические» качества личности такие, как трудолюбие, удобство, расчетливость и др.
И в народных, и в авторских сказках финансовое содержание развертывается перед детьми в варианте трудных ситуация, разрешение которых развивает логику, независимость, а также неординарность мышления, коммуникативно-познавательные умения.
Нужен подробный анализ содержания сказок, вычленений в них финансовых категорий («деньги», «товар», «доход» и др.), а также моральных качеств личности, проявляющихся в разных моментах.
Главными педагогическими критериями построения системы воспитания основ финансовой грамотности дошкольников на основе сказок являются:
- использование сказки не только как средства «обучения» финансовой грамотности, но и как средства формирования личности;
- организация единой работы со сказкой.
Сейчас выделено несколько групп сказок, которые сориентированы на освоение экономических понятий:
- сказки, раскрывающие необходимость и способность их удовлетворения;
- сказки, отражающие труд людей;
- сказки, показывающие быт, традиции;
- сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы» и др.
- сказки, помогающие понять значение важных «экономических» качеств личности, как экономичность, расчетливость, удобство и др.
В любой сказке с помощью нравоучительного структурирования выделяют основные финансовые группы, социально-нравственные особенности. Способности использования сказок финансового содержания в педагогическом процессе чрезвычайно широки.
Сказка считается результативным средством развития у дошкольников финансовой компетентности, первоначальных экономических знаний и умений.
Финансовое содержание изучается не только со стороны технологического процесса, но и в целом, оно формирует комплексное мнение в обществе, создает новейшую социально-культурную позицию детей.