Главная
АИ #44 (174)
Статьи журнала АИ #44 (174)
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на ошибках и успехах ли...

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на ошибках и успехах литературных героев

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

финансовая грамотность
дети
сказки
экономические навыки
педагогические методы
образование

Аннотация статьи

Данная научная статья обсуждает важность формирования финансовой грамотности среди детей с использованием сказок как педагогического инструмента. Авторы подчеркивают, что дети сталкиваются с финансовыми вопросами с раннего возраста и что сказки могут быть эффективным способом внедрения экономических понятий и ценностей в их образование. Статья обсуждает различные функции сказок и их способность формировать экономические навыки и качества, такие как трудолюбие и расчетливость, у детей. Особое внимание уделяется анализу содержания сказок и выделению финансовых категорий и моральных уроков, которые могут быть извлечены из таких текстов. Статья также предлагает критерии для построения системы обучения финансовой грамотности на основе сказок.

Текст статьи

Сегодня, детей, как и взрослых касаются финансовые вопросы. Сейчас экономика и дошкольники тесно между собой связаны. Дети так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ребенок растет, получая знания, которые станут фундаментом для экономических навыков. Именно поэтому очень важным является организация работы с детьми по формированию финансовой грамотности. А можно ли заинтересовать детей рассказами о финансах с малых лет? Это задача достаточно тяжелая, но решаемая.

Сказка для ребенка такое же важное дело, как и игра: она нужна для того, чтобы исследовать себя, определить, дать оценку собственным способностям.

Любая сказка «учит» и «воспитывает», а также развивает образовательные и воспитательные возможности.

Существует несколько функций сказки:

  1. Сказка может помочь реализовать чувственные и познавательные потребности детей.
  2. Расширяет область взглядов касательно общества, человеческих взаимоотношений.
  3. Способствует формированию в ребенке представления внутреннего общества людей.
  4. Активизирует воображение, творческую динамичность, новые чувственные отношения к окружающему: к людям, предметам.
  5. Может помочь сформировать внутреннюю психологическую активность детей, способность предугадать результаты предполагаемых действий, определять причинно-следственные взаимосвязи в отношениях между людьми.

Сказка – литературный жанр с большими нравоучительными способностями. Увлекательны и успешны авторские сказки, каждая из которых предполагает собою как бы мини-программу по ознакомлению ребенка с финансовыми понятиями.

Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и действий героев, создает и формирует словарь ребенка, развивает у детей «экономические» качества личности такие, как трудолюбие, удобство, расчетливость и др.

И в народных, и в авторских сказках финансовое содержание развертывается перед детьми в варианте трудных ситуация, разрешение которых развивает логику, независимость, а также неординарность мышления, коммуникативно-познавательные умения.

Нужен подробный анализ содержания сказок, вычленений в них финансовых категорий («деньги», «товар», «доход» и др.), а также моральных качеств личности, проявляющихся в разных моментах.

Главными педагогическими критериями построения системы воспитания основ финансовой грамотности дошкольников на основе сказок являются:

  • использование сказки не только как средства «обучения» финансовой грамотности, но и как средства формирования личности;
  • организация единой работы со сказкой.

Сейчас выделено несколько групп сказок, которые сориентированы на освоение экономических понятий:

  • сказки, раскрывающие необходимость и способность их удовлетворения;
  • сказки, отражающие труд людей;
  • сказки, показывающие быт, традиции;
  • сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы» и др.
  • сказки, помогающие понять значение важных «экономических» качеств личности, как экономичность, расчетливость, удобство и др.

В любой сказке с помощью нравоучительного структурирования выделяют основные финансовые группы, социально-нравственные особенности. Способности использования сказок финансового содержания в педагогическом процессе чрезвычайно широки.

Сказка считается результативным средством развития у дошкольников финансовой компетентности, первоначальных экономических знаний и умений.

Финансовое содержание изучается не только со стороны технологического процесса, но и в целом, оно формирует комплексное мнение в обществе, создает новейшую социально-культурную позицию детей.

Список литературы

  1. Белая А. Я., Мирясова В. И. Пальчиковые игры (для развития речи дошкольников). Пособие для родителей и педагогов. Москва, 1999. – 28 с.
  2. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 124 с.
  3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 32 с.
  4. Лобанова, Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей / Н. Н. Лобанова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 201 – № 20 (79). – С. 595-596. – URL: https://moluch.ru/archive/79/13976/
  5. Эшкинина, Д. С. Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д. С. Эшкинина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 15 (357). – С. 348-350. – URL: https://moluch.ru/archive/357/79798/

Поделиться

697

Часовских А. В. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на ошибках и успехах литературных героев // Актуальные исследования. 2023. №44 (174). Ч.II.С. 97-98. URL: https://apni.ru/article/7305-formirovanie-osnov-finansovoj-gramotnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января